На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иноземцева Зинаида Петровна /Кандидат исторических наук, Заслуженный деятель культуры РФ,
Иноземцева Зинаида Петровна
Кандидат исторических наук
Заслуженный деятель культуры РФ


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наше наследие

Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев

Предыдущая Следующая

 

В сокровищнице святоотеческого наследия видное место занимает церковно-исторический труд схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Глинский Патерик [1]. Жизнь святых отцов, их земной путь в вечность, основанный на святом Евангелии, на исполнении заповедей Христовых, с юных лет и до конца дней воспринимались схиархимандритом Иоанном (Масловым) как «пример для подражания и спасительное врачевство от своих недугов». [2] В его лице Промыслом Божиим Глинские старцы обрели своего жизнеописателя, дабы не утратил народ живительное слово нравоучительной истины.

В начале ХХ века житийная традиция прервалась. Такие научно-богословские дисциплины как агиология и агиография [3] были практически забыты, равно как и жития святых, к которым имел доступ только узкий круг специалистов, изучающий их как устаревший жанр древнерусской литературы мифологического содержания,. Составитель житий оказался перед сложной проблемой искажения церковно-исторического канона в системе культурологического поля и в общественном сознании. В научном мире имела признание только материалистическая методология.

В 1960-е гг., в разгар хрущевской «оттепели», обернувшейся для Русской Православной Церкви новым витком ужесточения [4], схиархимандрит Иоанн один из первых возрождает агиографическую традицию, восстанавливая связь времен. Он приступает к научно-богословскому исследованию истории основанной в XYI веке знаменитой Глинской Рождество - Богородицкой пустыни [5], составляет помянник и жизнеописания ее насельников. В эти годы духовного упадка, когда пробуждение памяти о традиционных евангельских ценностях, носителями которых были старцы Глинской Пустыни, обращение к теме подвижничества, теме святости требовало непреклонной стойкости в вере, нравственного подвига. Отец Иоанна, как ученый и духовный пастырь, без страха и сомнения продолжил крестный путь за Христа страдавших [6].

На основе проведенных историко-церковных исследований, он составляет Глинский Патерик, включивший жизнеописания 139 глинских подвижников и настоятелей периода XYIII и XX веков (вплоть до закрытия монастыря -1961г.). Он восстанавливает традицию Русской Православной Церкви, которая, - по его словам, - «во все века бережно хранила и умножала письменные источники о жизни святых отцов» [7]. В предисловии к Патерику, поясняя значение этого труда и отмечая огромное нравственное воздействие, которое жития оказывают на воспитание человека, отец Иоанн приводит слова святого Григория Двоеслова: «Внимающий повествованиям о жизни святых отцов получает от сего двоякую пользу: во-первых, примеры их жизни как людей, предваривших нас на пути ко спасению, возбуждают любовь к будущей жизни; во-вторых, если кто дотоле привык видеть в себе какие-нибудь добродетели, то смирится, когда познает, что подвиги святых были выше» [8].

Схиархимандрит отец Иоанн проанализировал церковно-историческую традицию составления житий и воплотил в своих творениях опыт известных агиографов, прежде всего, Святителя Димитрия Ростовского [9], жития которого в течение трех веков вплоть до революции русские люди неизменно читали, воспитывая своих детей на примерах подвижнической жизни святых людей. Опыт Святителя был использован о. Иоанном и в отношении текстов жизнеописаний Глинских старцев, которые были созданы его предшественниками. Таких жизнеописаний было известно – 44, они касались тех, кто подвизался в монастыре с 1817 по 1900 гг. Он изучает все источники, которые использовали авторы ранее составленных жизнеописаний, достоверность приводимых в них фактов и нередко приходит к нерадостному заключению, что «недостатка в историческом материале для полной и всесторонней биографии – нет. Но и нет биографии, которая бы весь этот материал одухотворила, сконцентрировав весь этот материал, разрозненный в источниках и раздробленный на части в исследованиях различных наименований, в одно целое и вокруг единой идеи – представления нераздельного облика живой личности» [10]. Это замечание показывает сколь высоко ценил о. Иоанн историческую достоверность и духовную составляющую жизнеописаний подвижников. Жизнеописания 95 Глинских старцев отец Иоанн составил заново.

Следуя методологии Святителя Димитрия Ростовского, отец Иоанн составляет Патерик Глинских старцев, исходя из двух главных критериев: достоверность факта и духовная назидательность, что полностью соотносилось с агиографической традицией Церкви. Согласно этой традиции, берущей начало в первых веках христианства, церковно-историческое житие (жизнеописание) составляется только на основе подлинных фактов, правдиво отражающих житие подвижника и тот бытийный фон жизни, который сопровождал его земной путь.

Состав информации в жизнеописаниях Глинских старцев соответствует канону: а) биографические данные (родители, место рождения, образование, семья, путь духовного восхождения, подвиг, конец земного пути); б) исторический фон: имеющие непосредственное отношение к биографии факты и события; в) сведения о чудесных явлениях (если они достоверно засвидетельствованы); г) духовно-религиозные комментарии самого составителя, основанные на текстах Священного Писания и Священного предания, позволяющие читателю вникнуть в смысл поступков святого, действующего в свете евангельских заповедей.

Приведем некоторые примеры. Сообщая читателю о том, что настоятель Глинской Пустыни преподобный игумен Филарет (1817-1841), отдавая всего себя служению Богу и ближним, всякий раз духовно слабым, новоначальным инокам уделял большее, чем другим, внимание, отец Иоанн поясняет духовный смысл этих поступков настоятеля словами Священного Писания: «не требуют здравии врача, но болящии» (Мф.9,12) [11].

Отец Иоанн вводит в жизнеописания сведения о прозорливости, о чудесных видениях старцев, всегда при этом указывая надежный источник, подтверждающий их достоверность. Так, игумен Филарет глубоко почитал великого старца Серафима Саровского. Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей келлии, он увидел сияние на небе и чью-то душу ангелами с пением возносимую на небо. Долго смотрел он на это чудное видение, подозвал к себе некоторых братий, тут случившихся, указал на необыкновенный свет и, подумав, сказал: «Вот так отходят души праведеных! Ныне в Сарове почил отец Серафим». Видеть сияние сподобились только отчасти двое из братий. После узнали, что точно в ту самую ночь скончался отец Серафим». Все источники этих сведений в данном случае, как и во всех других, указаны в подстрочнике Патерика [12].

В жизнеописаниях Глинских старцев немало сведений об исторических фактах, которые упоминаются в связи с описанием жизненного пути подвижника. Один из таких фактов неложно свидетельствует о постоянном контроле и грубом вмешательстве советских властей в дела Церкви, которое не прекращалось вплоть до конца 1980-х годов. Так, в жизнеописании иеромонаха Власия (Сумина, 1897-1989), обладавшего особым даром любви и исцеления людей, приводится факт пристального внимания к каждому насельнику монастыря со стороны уполномоченного по делам религий Сумской области: «Власий… принимает и исцеляет психобольных», - пишет тот в своих донесениях. Документы свидетельствовали, что отец Власий, как ревностный монах, имел от епархиального начальства немало наград: набедренник, наперсный крест. Тем не менее, по распоряжению уполномоченного по делам религий и соответствующему (вынужденному) распоряжению управляющего епархией о. Власия увольняют из Глинской пустыни еще до ее закрытия в 1961 году [13].

Глинский Патерик, как и другие церковно-исторические исследования о. Иоанна, основывается на всестороннем исследовании огромного корпуса опубликованных и неопубликованных источников и литературы [14]. Как истинный, духовно одаренный ученый, отец Иоанн преодолевал все чинимые препятствия в своем духовно-просветительском делании. Он детально изучил богослужебную литературу, огромный корпус архивных источников, монастырские предания, периодическую печать, опубликованные и неопубликованные воспоминания, письма Глинских старцев, магнитофонные записи с благочинным Глинской пустыни старцем преподобным Андроником (Лукашем). Он обладал и собственным духовным опытом насельника Пустыни [15].

Глубокий источниковедческий анализ всей сохранившейся источниковой базы позволил дать развернутый и всесторонний историографический обзор источников и литературы, в том числе тех, которые явились основанием для 44 жизнеописаний, созданных его предшественниками. Перерабатывая эти жизнеописания, он дополнял их новыми материалами и оставлял лишь то, что основывалась на достоверных источниках, воскрешая духовный подвиг человека, живущего по евангельским заповедям. Каждое жизнеописание отец Иоанн сопровождается списком творений старца (если таковые имелись), ссылками на использованную литературу и источники, содержащие сведения о данном подвижнике. Патерик включает, именной указатель, текстовые комментарии.

В лекциях по пастырскому богословию [16] отец Иоанн раскрывает содержательную сущность применяемых им духовно-ориентированных методов в научно-богословских исследованиях: анализ, синтез, конкретизация, внутреннее вживание как отражение в душе автора пастырского учения.

Агиографический опыт схиархимандрита Иоанна, основанный на святоотеческой традиции, духовном прозрении, научном подходе к исследованию, археографическим и библиографическим описаниям источников, являет образец высокой нравственной ответственности ученого историографа, источниковеда, богослова за достоверность, объективность и глубокое проникновение в духовный смысл исторического прошлого России.

Глинский Патерик – серьезный научный историко-богословский труд, который внес весомый вклад в возрождение утраченных духовно-нравственных ценностей народа России.

Этот труд явился основой для причисления к лику святых преподобных подвижников благочестия XIX-XX в.в, которые подвизались в Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни: игумена Филарета (Данилевского), схиархиамандрита Илиодора (Голованицкого); схиархимандрита Иоанникия (Гомолко); схиархимандрита Серафима (Амелина); архимандрита Иннокентия (Степанова); иеросхимонаха Василия (Кишкина); иеросхимонаха Макария (Шарова); схимонаха Луки (Швеца); схимонаха Архиппа (Шестакова); схимонаха Евфимия (Любимченко); монаха Феодота (Левченко); монаха Мартирия (Кириченко); монаха Досифея (Колченкова); схиархимандрита Андроника (Лукаша), схимитрополита Серафима (Мажуга), схиархимандрита Серафима (Романцова).

 

 

Источники:

1 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Глинский Патерик. М., «Самшит».1997.с.760.

2 Игнатий (Брянчанинов), епископ. Соч., т.1. СПб.,1865.С.32.// Цит. по: См. Глинский Патерик. с.9.

3 Агиография - специальная историко-богословская дисциплина, объектом изучения которой является житие святого. Агиология – специальная историко-богословская дисциплина, объектом изучения которой является святость.

4 Инициатором антирелигиозных мер в 1960-е годы выступил Первый секретарь ЦК КПСС Н.С.Хрущев. Стали вновь сниматься с регистрации православные общины, закрывались монастыри и духовные семинарии. Церкви была навязана реформа приходской жизни, в результате которой настоятель практически отстранялся от руководства приходом…

5 Схиархимандрит Иоанн(Маслов). Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительская деятельность в ХYI-ХХ веках. Изд.2.М.: Самшит-издат,2007..

6 Указ. соч.: Глинский Патерик. С.9

7 Там же.

8 Там же.

9 Протоиерей Александр Державин. Радуют верных сердца. Четии–Минеи Димитрия, митрополита Ростовского, как церковноисторический и литературный памятник. Ч.1 и ч.2.. М., «Ихтиос». 2006.

10 . Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении.М.,1995.С.7.

11 Глинский Патерик. С.57.

12 «Жизнеописание игумена Филарета, возобновителя Глинской общежительной пустыни Курской епархии. 3-изд. Одесса, 1905.С.44, 116-117; др.

13 Указ. соч.: Глинский Патерик. С.713-714.

14 Иноземцева З.П. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) - историограф Глинской пустыни. //2000-летию Рождества Христова посвящается. М. Российское общество историков -архивистов, Синодальная Комиссия пол канонизации святых. -М.,2001.С.223-228.

15 Указ.соч.: Глинский Патерик. С.16.

16 Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Лекции по пастырскому богословию. М.,2001.406с.

 

З.П. Иноземцева,

кандидат исторических наук

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 113
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011