На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

Совесть

Предыдущая Следующая

 

Материал к проведению классного часа по книге

«Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания»

 

Учитель: Сегодня мы рассмотрим (на примере книги «Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания») такое важное понятие как совесть. Ответы на все поставленные вопросы вы будете искать в указанной книге. Найдите, пожалуйста, в главе «О совести» определение – что такое совесть?

Ученик (читает): «Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое, — сие называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя сему закону, то есть совести, патриархи и все святые, прежде написанного закона, угодили Богу. Но когда люди, через грехопадение, зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ее (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

Ныне в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей».

Учитель: Что происходит с совестью, когда мы пренебрегаем ее советом.

Ученик: «Когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас».

Учитель: Есть ли люди, не имеющие совести?

Ученик: «Однако нет человека, не имеющего совести: ибо она есть, как мы уже сказали, нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное; а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее».

Учитель: Кто называет совесть соперником и почему?

Ученик: «Пророк Осия оплакивает Ефрема и говорит: Соодоле Ефрем соперника своего, и попра суд (Ос. 5, 11). Соперником он называет совесть. Потому и в Евангелии сказано: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже ecu на пути с ним, да не когда тя предаст судии, а судия слугам, и всадят тя в темницу, аминь глаголю тебе, не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант (Мф. 5, 25, 26). Но почему совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать, но не делаем; и опять, чего не должны делать, и делаем, и за это она осуждает нас. Потому и Господь называет ее соперником и заповедует нам, говоря: буди увещаваяся с соперником твоим, дондеже ecu на пути с ним. Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей».

Учитель: Почему нельзя в самых малых вещах пренебрегать советом совести?

Ученик: «И так, потщимся, братия, хранить совесть нашу, пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле; не будем попирать ее отнюдь ни в чем, хотя бы то было и самое малое. Знайте, что от (пренебрежения) сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнет говорить: «Что за важность, если я скажу это слово? Что за важность, если я съем эту безделицу? Что за важность, если я посмотрю на ту или на эту вещь?» — от этого: «Что за важность в том, что за важность в другом», впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным и попирать свою совесть; а таким образом закосневая (во зле), находится в опасности прийти и в совершенное нечувствие. Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его, как малое и ничтожное; оно не малое, ибо через него образуется худой навык. Будем же внимать себе и заботиться о легком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким; ибо и добродетели и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу. Поэтому заповедует нам Господь блюсти свою совесть и как бы особенно увещевает (каждого из нас), говоря: «Посмотри, что ты делаешь, несчастный! Опомнись, помирись с соперником твоим, пока ты на пути с ним». Потом указывает бедственные последствия от несоблюдения сей заповеди: да не когда предаст тя судии, а судия слугам, и всадят тя в темницу. А за тем что? — Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант. Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает нам, что делать; и опять она же осудит нас в будущем веке. Поэтому и сказано: да не когда предаст тя судии, и прочее».

Учитель: В чем заключается хранение совести?

Ученик: «Хранение совести многоразлично: ибо человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и к вещам».

Учитель: Как хранить совесть в отношении к Богу?

Ученик: «В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди, и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою в отношении к Богу втайне. Например, обленился ли кто в молитве, или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и как (обыкновенно) случается, осудил его; короче сказать, все, что бывает втайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить; и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу».

Учитель: Как хранить совесть в отношении к ближнему?

Ученик: «А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взглядом; ибо и видом, как я часто повторяю, далее и взглядом можно оскорбить брата. Короче сказать: человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего. Сим оскверняется его совесть, сознающая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его; и сие то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему».

Учитель: Что означает хранение совести в отношении к вещам?

Ученик: «А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь; а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и маловажно, но поднять и положить на свое место. …Не должно также обходиться нерассмотрительно со своею одеждою… Также и в пище иной может удовлетворить своей потребности малым количеством, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей: это все против совести».

Учитель: Сегодня мы узнали как святые отцы определяют понятие «совесть», насколько важно прислушиваться к совести и как хранить совесть.

Пусть эти простые, но четкие указания, советы станут для вас истинными непререкаемыми правилами, которые вы всегда будете стараться исполнять и тогда вы действительно счастливо и плодотворно проживете свою жизнь.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 86
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011