На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

 Н.В. Маслов
Н.В. Маслов

 Святитель Филарет, митрополит Московский
Святитель Филарет, митрополит Московский

 В.И. Гау, Портрет святителя Филарета Московского 1854
В.И. Гау, Портрет святителя Филарета Московского 1854

over2


over3


over4


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аннотация
На протяжении столетий существовали и существуют разные формы государственного устройства. Одним государствам даруется долгая жизнь, другие прекращают свое существование в довольно быстро. Таких примеров много в исторической летописи человечества.
Раздел: Слово к читателю

Нравственность народа – источник могущества и богатства государства

Предыдущая Следующая

 

На протяжении столетий существовали и существуют разные формы государственного устройства. Одним государствам даруется долгая жизнь, другие прекращают свое существование в довольно быстро. Таких примеров много в исторической летописи человечества.

Жизнь каждого отдельного человека вписана в событийную хронику жизни государственной. Современного человека, как и много лет назад, волнуют вопросы, связанные с условиями благополучия государства: что такое государство? как оно возникло? в какой степени нравственное состояние народа определяет настоящее и будущее любого государства? какое определение государству дает Святая Церковь? Мы находим ответы на эти вопросы у святых отцов.

Митрополит Московский Филарет (Дроздов) еще в XIX веке дал определение государства, сформулировал и научно обосновал принципы отношений государства и общества, государства и Церкви.

В трудах святителя Филарета находим несколько определений:

1. Государство – «союз свободных нравственных существ, соединившихся между собою с пожертвованием частью своей свободы для охранения и утверждения общими силами закона нравственности, который составляет необходимость их бытия».

2. «Государство – это не случайное образование на карте мира. Это соединение множества воль человеческих в одну волю и множества интересов в одну общественную пользу невозможно случайным образом. <…> Промысел одушевляет колоссальное тело государства, семейства разрастаются в народ и образуют государства».

Святитель Филарет подчеркивает, что государство – это не случайное образование, а возникает промыслительно.

3. «Семейство древнее государства. Посему жизнь семейственная в отношении к жизни государственной есть некоторым образом корень дерева».

Государство – «великое семейство человеков, которое … признает над собою … избранного Богом и законом правителя». Из малых племен возникают, возрастают народы. Искреннее благочестие, правота, доброта нравов возвышают и облекают их победоносной силой духа.

И дальше святитель Филарет дает еще одно определение:

4. «Государство – это некоторый участок во всеобщем владычестве Вседержителя, отделенный по наружности, но невидимою властию сопряженный с единством всецелого. Чем постояннее оно удерживает себя в союзе верховного Правителя мира соблюдением Его закона благочестия и добродетели, тем точнее входит во всеобщий порядок Его правления, тем несомненнее покровительствуется Им, тем обильнее приемлет от Него силы к своему сохранению и совершенствованию».

Есть порядок – правление Божие. Всеобщий порядок. Чем лучше государство соблюдает законы Божии, тем более Господь способствует его сохранению и совершенствованию.

В своих трудах митрополит останавливается на влиянии нравственного состояния семей на процветание государства.

«…Чтобы жизнь государственная сильно и правильно развивалась, процветала образованностию, приносила плод общественного благоденствия, для сего надобно, чтобы жизнь семейная была крепка благословенной любовью супружеской, священной властью родительской, детской почтительностью и послушанием…».

Святитель Филарет особенно подчеркивает, что «если отцы и начальники семейств, по выражению Апостольскому, свой дом добре правят (1 Тим. 3: 4); если в своем комнатном владычестве правильно и верно действуют рассудительно употребляемой властью, опытным словом, добрым примером; если содержат своих домашних в порядке и послушании, вселяют в них страх Божий, любовь к ближним, верность к государю и отечеству, бдительным смотрением охраняют их нравы, то ... они совершают и в пользу государства служение, которого благие последствия могут простираться даже до потомства».

Митрополит Филарета описывает, как Господь поступает с теми государствами, которые отступают от Него. Святитель пишет:

«Оставив Бога, оно может быть на некоторое время оставлено самому себе – по закону долготерпения, или в ожидании его исправления, или в орудие наказания для других, или до исполнения меры его беззаконий …»

Господь долго терпит, если государство отходит от Бога …

Господь ждет исправления не только от человека, но и от всего государства. Часто говорят, почему злой человек или злое государство продолжают жить? Орудием наказания для других может оставить Господь целый государственный народ.

Господь ждет исправления государства до исполнения меры его беззаконий. До того, как Господь истребил весь народ потопом, он предупредил человека за 120 лет до этого события. 120 лет Господь ждал исправления.

В четырех пунктах митрополит Филарет раскрывает причины существования неправедных государств.

1.Господь оставляет государство самому себе по закону долготерпения.

2.Ожидает исправления государства.

3.Оставляет государство орудием наказания для других.

4.Ждет полной меры его беззакония и истребляет.

«Но вскоре поражается правосудием как возмутительная область державы Божией»,– читаем у святителя Филарета.

Итак: «Участь государств определяется вечным законом истины, который положен в основание их бытия и который, по мере их утверждения на нем или уклонения от него, изрекает на них суд, приводимый потом в исполнение под всеобъемлющим судоблюстительством Провидения».

Более всего Господь ждет от человека покаяния. В трудах святых отцов о покаянии говорится как о добродетели, ожидаемой Господом от человека. Поэтому святые отцы уходили в безмолвие на покаяние. И святители Игнатий Брянчанинов и Феофан Затворник много писали о покаянии. Через него человек приходит к пониманию великой степени своей греховности.

Что же спасает человека, государство от разрушения? Только вера. Вера имеет огромную силу. Каждый из нас, приходя к Богу, в разной степени имеет веру. Она благотворно действует на человека, грешника. Когда расслабленный попросил у Бога исцеления, то Господь сказал: «Дерзай, чадо, отпущаются ти греси твои». Бог увидел у человека веру, простил ему грехи и исцелил его. Если бы не было веры, Господь не сотворил бы этого чуда.

В Евангелии сказано: «По вере вашей да будет вам». Апостол Матфей говорит, что: «И не сотвори ту сил многих за неверство их».

Огромное значение имеет в нашей жизни вера. Вера за собой ведет все остальное: и совершение молитв, и наши добродетели. И от того, какая вера у народа, зависит состояние государства, уровень нравственности его граждан. Мудрый Соломон говорил: «Правда возвышает народ, умаляют же племена грехи». Святитель Филарет пишет: «Единство веры есть важное подкрепление единству народности, и оба сии единства вместе имеют важное отношение к силе государства».

Вспомним слова схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Грех без казни не бывает». Нам как педагогам очень важно понять, что детям необходимо усвоить эту истину. Каждого отдельного человека Господь может наказать при жизни земной, а может отложить наказание, потому что человек имеет жизнь вечную и наказания он все равно не избежит на Страшном Суде. А вот если согрешает семья, какой-либо коллектив, целый народ или государство, может ли минуть его кара земная? Митрополит Филарет говорит, что нет. Если человеческая душа вечна, то общество, общественная организация, государство имеют удел только земной. И здесь Господь обязательно свое правосудие совершит: не минует и целое государство, область либо награды, либо наказания. От «нарушения законов брака и семейной жизни происходят дурные последствия для детей, общества и государства».

И есть тому многочисленные примеры. Подобное случилось с Древним Римом. «Когда жены римлян готовы были умереть за чистоту супружества, Рим возрастал и укреплялся. Но когда он погрузился в пороки, противные чистоте супружества, он изнемог перед необразованной, но не расстроенной подобными пороками природой варваров, несмотря на то, что обладал почти всей вселенной».

За долгую историю человечества исчезали многие племена, народы. Бог их убрал за их неверство. Он убрал весь человеческий род, кроме Ноя, его сыновей и их жен. Но Господь сделал это не для того, чтобы истребить человека, а чтобы уменьшить силу зла, накопившуюся на земле. И, как сказано в книге Бытия, Он истребил не только человеческий род, но и всю природу. Ведь все звери: птицы, растения – все были уничтожены, кроме тех пар, которые Бог оставил для размножения после потопа. Судьба человека, его нравственное состояние неразрывно связаны с неразумной частью творения и влияют на ее состояние. Удивительно, как от нас с вами зависит состояние и всего животного мира.

Господь управляет Царством земным. Управляет в том числе и через Ангельский Мир. У каждого из нас есть Ангел Хранитель, есть ангелы, которые управляют стихиями. Всем этим управляет Господь. Господь говорит нам: «Без Меня – не можете творить ничесоже».

Вера наша христианская облагородила мир. «Всякая душа – по природе христианка». Только нужно направить ее, показать путь истинный. Воспитание личности – это важнейший элемент государственной деятельности.

Нравственность народа – это фундамент благополучия государства.

Но народ состоит из личностей. Личности нужно воспитывать. Народ состоит из семей. Это главная составляющая любого государства. И вот сегодня мы все с вами являемся свидетелями, как государственные мужи все четче определяют государственную политику на нравственных началах. Начальство поставляется ради подчиненных пользы и по достоинству их.

Нравственность, единые идеалы – вот что сохраняет государство. Главное, – осознавать, что мы с вами ответственны за сегодняшнее состояние нашего государства и за его будущее.

Каждому руководителю приходится в день принимать сотню решений. И на каждую проблему есть как минимум десять точек зрения. И все эти точки зрения нужно мудро свести так, чтобы не погрешить, не вызвать возмущение среди подчиненных. И без Божией помощи здесь не обойтись.

Святитель Филарет пишет по этому поводу следующее:

«Бог да просветит тех, кому суждено из разнообразия мнений извлечь трудную истину».

«Лучшее богатство государства и самая твердая опора правителя – христианская нравственность народа».

 

Н.В. Маслов,

Председатель комиссии по вопросам просвещения, науки и общественной нравственности Общественного совета Центрального федерального округа,

Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

Магистр богословия, доктор педагогических наук,

профессор Московской педагогической академии

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 2
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011