На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Памятная дата

ВОСПОМИНАНИЯ

Предыдущая Следующая

 

6 января 2009 года исполнилось 77 лет со дня рождения схиархимандрита Иоанна (Маслова). По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «Схиархимандрит Иоанн (Маслов) принадлежал к тем редким, исключительным людям, которые замечательно соединяли в себе широкие познания, огромное трудолюбие, ясновидящую мудрость и глубокую непоколебимую веру… Его духоносность так же, как и при жизни, привлекает к старцу многих людей, которые всегда будут тянуться к этой величайшей личности».

О старце написаны книги, многочисленные статьи. Предлагаем несколько воспоминаний об отце Иоанне, поступивших в редакцию в 2009 г.

 

«Это был ревнитель православия»

 

Впервые отца Иоанна (Маслова) я увидел в Троице – Сергиевой Лавре в приделе Успенского собора летом 1961 года. После закрытия Глинской пустыни отец Иоанн приехал поступать в Московскую Духовную Семинарию. Это был ревнитель православия, очень благочестивый, настоящий пастырь. Молодой по возрасту, но по духу старец. Имел дух старческий, как у старцев Глинской пустыни. Ректор МДАиС отец Константин Ружицкий выбрал его своим духовником и очень почитал. Мы часто встречались с отцом Иоанном. Я был ризничим Лавры, а он стал ризничим храма МДА. Отец Иоанн заботился о студентах и очень переживал за них. Отец Иоанн – монах настоящий. Мы ездили с ним в горы в Абхазию, где жили подвижники монахи Глинской пустыни. Высоко в горах стояли небольшие избушки. Трудно было добираться. Два дня нужно было пешком идти от высокогорной деревни. Мало кто знал дорогу к пустынникам. Мы переправлялись по канату через водопад над пропастью. Жили там целый месяц. Служили Литургии, вычитывали полуношницу, молились. С нами были отец Кирилл (Павлов), игумен Марк (Лозинский), отец Павлин. На этом месте и раньше жили подвижники. Сейчас о них написана книга «Граждане неба». Ездил я и к отцу Андронику (Лукашу) в Тбилиси. Он жил в домике у владыки Зиновия (Мажуга).

 

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава

 

Пастырь добрый

 

Монах, аскет, пастырь добрый, ученый богослов – он с ранних лет посвятил себя Богу и до конца своей жизни сохранил жемчужину и сокровище духовной жизни подвижников и старцев Глинской пустыни.

Многие студенты Московских Духовных школ старались как можно чаще подходить к нему на исповедь, получали утешение и наставление. Господь и меня сподобил быть духовным чадом отца Иоанна с 1971 по 1978 г.г. Схиархимандрит Иоанн не только указывал путь спасения, но и опытно вел каждого к Богу. Один из его духовных чад студент Василий Солодуха (ныне митрополит Луцкий и Волынский Нифонт), особой любовью любил духовного отца, брал у него благословение и, как все, прибегал к его духовным советам. Он говорил: «Батюшка духом узнавал мои желания и легко понимал меня». И также говорил, что его благословением надо дорожить. Любые беседы с отцом Иоанном были назидательны и полезны для меня недостойного.

В 1973 г. на летних каникулах отец Иоанн благословил меня посетить старца Серафима Романцова в г. Сухуми (впоследствии архимандрита). Они оба были старцами Глинской пустыни и имели созерцательное внутреннее молитвенное общение с Господом, и за их молитвы Господь открывал им волю Свою. Моего спутника, семинариста О.И. Иванчина, старец Серафим почему-то спросил: «А ты веришь в Бога?». И тот в недоумении, и чуть испуганно ответил: «Верю, Господи, помоги моему неверию». Впоследствии он стал исповедником и самоотверженно боролся против экстрасенсов. В день приезда я пережил особую радость, мир и покой; великое утешение быть рядом с такими отцами. Немощный физически, но сильный духом отец Серафим попросил домохозяйку Марию Бондаренко достать вещевой мешок и спросил: «Все ли там на месте?», а именно: фуфайка, сапоги, шапка-ушанка и нижнее белье. Эти старцы, как все великие подвижники Глинской пустыни, всегда были готовы пострадать за Имя Христово. И они часто говорили: «Время трудностей и гонений – спасительное и счастливое время для души».

Схиархимандрит Иоанн говорил нам, что послушание ваше – это учеба, познание Евангельских истин; вы сидите у ног Христовых и слушаете Его слова.

Принимал батюшка всех с любовью и строгостью, отсекал все отвлекающее, чтобы не было лишних испытаний, и ими мудро руководствовал. Все чаще хотелось видеть и слушать его. От него исходило духовное тепло, и это тепло согревало многих. Его чада отличались от других. Молитва духовного отца помогала в мире и истине пребывать в стенах Духовной школы. Он сохранил и передал чадам своим духовное сокровище Глинских старцев. И многие стали святителями Русской Церкви.

Прошлое не вернуть. Порой мы не ценим то, что имеем, а когда теряем, вспоминаем, с кем мы общались, кто был носителем духа Святого и нам желал вечных сокровищ. Он был не только духовником и преподавателем, но еще и тем, кто учил словом и своей жизнью.

Старец Божий оставил нам духовное сокровище, которое стяжал постоянной молитвой.

Да упокоит Господь в селениях праведных схиархимандрита Иоанна.

Аминь.

 

Протоиерей Михаил Иванов,

ректор Чебоксарского Епархиального

Православного Духовного училища

 

 

Старец высокой духовной жизни

 

29 июля 2009 года исполняется 18 лет со дня кончины великого Глинского старца приснопамятного схиархимандрита Иоанна (Маслова). Мы публикуем интервью с протоиереем Александром Пидвысоцким, который учился в Московской Духовной Семинарии и Академии в то время, когда схиархимандрит Иоанн (Маслов) был преподавателем и духовником Московских Духовных школ, ризничим академического храма. Отец Александр вспоминает о встречах с отцом Иоанном, рассказывает о том, как батюшка повлиял на его духовное становление.

 

– Помните ли Вы первую встречу с отцом Иоанном?

–Это было 34 года назад, когда в 1975 году я поступал в Семинарию. У меня есть друг - отец Василий Высоцкий. Когда мы уже спустя годы с ним разговорились, он сказал, что батюшка молился о том, чтобы я поступил в Семинарию. Отец Василий был старше меня на шесть лет и к моменту моего поступления уже знал батюшку.

Впоследствии мы с отцом Иоанном встречались на протяжении всего времени, когда я учился в Семинарии и Академии. Первым моим послушанием было ставить свечи в академическом храме Покрова Божией Матери во время воскресных и праздничных богослужений, за чтением акафиста Божией Матери и во время панихид. Поэтому я постоянно находился рядом с отцом Иоанном, который тогда нес служение в ризнице академического храма. Под наблюдением батюшки мы каждую субботу делали уборку в алтаре. Следующим моим послушанием было дежурство у ризницы. Перед началом и после окончания дежурства мы брали у батюшки благословение. Я видел, как к отцу Иоанну постоянно приходили люди за советом и благословением. И я сам многие вопросы решал с его помощью.

 

– Расскажите, пожалуйста, каким Вам запомнился отец Иоанн как преподаватель?

Отец Иоанн был преподавателем Пастырского богословия в Академии и Литургики в старших классах Семинарии. Некоторые считали, что батюшка слишком строгий. Но у меня никаких проблем с учебой не было. Может быть, отец Иоанн снисходительно ко мне относился потому, что я часто должен был присутствовать на службе – в среду на акафисте, в субботу на панихиде и на всенощной, в воскресенье на Литургии.

Самое главное для отца Иоанна – воспитать человека, воспитать его душу, привить ему любовь к Церкви, к богослужению. Обычно если студент не отвечал, батюшка ставил точку (считалось, что это может быть двойка) и говорил: «Это как смоковница, я тебя обложу навозом, окопаю, а там посмотрим. Вот если ты в следующий раз не ответишь, тогда уже будут проблемы». Сразу резко вопрос об оценке батюшка не решал.

 

- Как батюшка читал лекции, что Вы можете сказать о его методике преподавания?

У батюшки структура лекции всегда была написана, но самое главное для него - доходчиво преподать материал, четко, ясно и с богословской, и с практической точки зрения. К новому занятию мы должны были прочесть предыдущий материал. В течение лекции он мог любого спросить. Если кто-то не знает ответа - сразу обращается к другому: «Ты скажи». Мы все должны были быть на чеку.

Ребята могли высказываться свободно, вслух искать ответы. И всегда батюшка относился к нам с любовью.

Батюшка наблюдал, как ребята посещают службы, поют в хоре, поскольку он был духовник в Академии.

Батюшка читал лекции с вдохновением, чувствовалось, что его осеняет Божия благодать. Отец Иоанн вкладывал всю душу в свой предмет. Его слова западали человеку в сердце и приносили пользу. Батюшка преподносил материал так, чтобы пробудить желание к учебе.

Отец Иоанн учил нас своему благоговейному и ответственному отношению к богослужению и данному послушанию.

 

– Что Вы можете сказать об отце Иоанне как духовнике и наставнике?

– Многие преподаватели Семинарии и Академии, клирики академического храма, учащиеся, миряне были духовными чадами отца Иоанна. Батюшка переживал за людей, чувствовалось его отеческое расположение.

Отец Иоанн не поощрял излишнего общения. Те семинаристы, которые были его чадами, были внимательны и осторожны в общении. Их духовное делание было сокровенным, они ничего не делали напоказ, могли что-то читать, молиться, но все делалось прикровенно, батюшка приучал их к этому. Духовные чада подходили к нему в течение дня с просьбой помолиться, за благословением перед началом какого-либо дела, за советом.

Батюшка учил нас любви с рассуждением. Если он видел, что человек ведет себя неправильно и это повторяется систематически, он мог при всех обличить виноватого. С другой стороны, если это был какой-то единичный случай, батюшка учил покрывать проступок сотоварища любовью брата. Для батюшки важно было воспитывать нас в духе смирения, послушания. Однажды во время экзамена он предложил студенту вопрос. Тот отвечает: «Батюшка, да это элементарно просто». - «Да я, братец, тебе такой вопрос задам, что ты вовек не ответишь!» Студент кладет земной поклон со словами: «Батюшка, простите Христа ради!» Отец Иоанн объяснял, что знания сами по себе только надмевают, приносят гордость. Он учил нас понимать, что все хорошее, чем мы обладаем – от Господа.

 

– Как батюшка учил Богопочитанию, благоговению перед святыней?

– Поскольку батюшка был духовником Академии, он вникал в духовную жизнь учащихся. Отец Иоанн стремился воспитать человека, привить ему любовь к Богу, к Церкви, к святым, к богослужению.

Большое влияние на нас оказывал его личный пример. Когда мы дежурили в ризнице академического храма, видели, как батюшка приходил, истово крестился, делал поясные поклоны, прикладывался с благоговением к Распятию, к иконам.

 

– Как батюшка относился к церковным традициям?

– Отец Иоанн был человеком сугубо православного устроения и учил нас хранить верность Православию, непреложно соблюдать Устав Церкви и Ее традиции. Донести до нас всю меру ответственности в соблюдении чистоты православной веры – была его первостепенная задача.

Однажды отец Иоанн спросил у учащихся последнего курса Семинарии о том, кто какой путь избрал. Один встает и говорит: «Буду жениться». Другой отвечает: «Я уже женат, буду рукополагаться». Третий говорит: «Хочу быть монахом». Четвертого батюшка сам спрашивает: «А твое, братец, какое намерение?» Тот отвечает: «Я, наверное, целибатом буду». Отец Иоанн говорит: «Или женись, или принимай монашество».. Впоследствии этот студент женился.

На лекциях все выдержки из Священного Писания отец Иоанн произносил только на церковнославянском языке. Если мы отвечали на вопрос о структуре богослужения, то должны были употреблять словосочетание на церковнославянском языке. Например: «Аще случится служба в…». Так называемые Марковы главы мы освещали с помощью той терминологии, которая принята в богослужебном уставе Церкви.

И теперь, будучи священником, как я учился произносить проповеди в Семинарии и Академии – с использованием цитат из Библии на церковнославянском языке, – так и произношу.

Церковнославянскому языку в процессе обучения уделялось очень много внимания. На экзаменах по Катехизису и Догматическому богословию мы цитировали соответствующие места из Священного Писания на церковнославянском языке. До сих пор я помню многие цитаты.

Церковнославянский язык приближает сердце человека к Богу, он лучше выражает многие мысли, явления. Возьмем слова акафиста Божией Матери: «Радуйся, Невесто Неневестная». Если мы переведем их на русский язык, смысл совершенно изменится. Мы на церковнославянском языке не разговариваем, он остается возвышенным, предназначенным только для молитвы, созерцания Божиего величия и славы.

 

– Что Вы можете сказать о священническом служении отца Иоанна?

– Отец Иоанн был истинным пастырем. Он имел молитвенный настрой и мог передать его людям. Запомнилось, как батюшка возглавлял службу с акафистом Божией Матери, богослужение совершалось чинно, с благоговением и глубоким молитвенным усердием.

Не раз приходилось наблюдать, как к отцу Иоанну подходили люди, просили помолиться. Было видно, как батюшка внутренне собрался с мыслями и творит молитву.

 

– Каким Вам запомнился отец Иоанн?

– Отец Иоанн был человеком высокой духовной жизни, для меня это очевидно. К каждому, кто обращался к нему, батюшка относился по-отечески, с вниманием. Если с отцом Иоанном доводилось решать какие-то вопросы, то все проходило легко и просто, жизнь человека устраивалась, батюшка располагал к себе.

Он постоянно наставлял учащихся в том, что главное – это дух, душа и что мы должны постичь внутреннюю духовную жизнь. Он учил проникновенному отношению к богослужению, церковному пению, молитвам, церковнославянскому языку. И это внутреннее состояние духа, любовь к благочестию, постоянную готовность служить Богу и ближним отец Иоанн передавал людям, окружавшим его.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 16
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011