На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Морозов Антон Владимирович /Кандидат педагогических наук, Доцент, Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института
Морозов Антон Владимирович
Кандидат педагогических наук
Доцент
Декан факультета педагогики и методики начального образования Московского гуманитарного педагогического института

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Опыт и традиции

О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России

Предыдущая Следующая

 

Вопрос о том, должно ли иметь определенную специфику воспитание и обучение мальчиков и юношей, равно как и девочек, в семье и школе, на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных для современной системы образования. Именно поэтому, на наш взгляд, важно обратиться к накопленному отечественной педагогикой опыту, осмыслить те подходы, благодаря которым взращивались достойные сыны Отечества. В частности, остановимся на некоторых важных аспектах организации воспитания и обучения мальчиков и юношей в кадетских корпусах России XIX – начала XX вв., когда духовно-нравственное воспитание являлось приоритетным и по праву считалось одной из фундаментальных основ всей образовательной системы. Отметим сразу, что на протяжении всей своей истории задачи и программы кадетских корпусов постоянно менялись. Мы обратимся лишь к некоторым, в той или иной степени удачным, подходам наставников к своим воспитанникам, которые обеспечивали положительные педагогические результаты.

Какими же качествами в первую очередь должны были отличаться кадеты? Перечислим их:

- патриотическое чувство;

- верное понимание государственных принципов страны;

- семейные и общественные добродетели;

- благородство души;

- чистота нравов;

- твердость характера.

Для успешного выполнения всех постановлений относительно воспитания было обращено внимание на выбор воспитателей, которым были предоставлены различные преимущества для того, чтобы привлечь на эти должности людей достойных и способных. Выбор воспитателей для каждого корпуса возлагался непосредственно на директора, к числу основных обязанностей которого относилось наблюдение за тем, чтобы только люди истинно достойные, с чистой нравственностью, с познаниями и способностями к воспитанию, были допускаемы к важной должности воспитателей.

Для оценки «нравственного достоинства» кадет была установлена 12-балльная шкала: поведение отличное (12 баллов), поведение весьма хорошее (11 и 10 бал лов), поведение хорошее (9, 8 и 7 баллов), поведение посредственное (6, 5 и 4 балла), поведение дурное (3, 2 и 1 балл).

В аттестационных тетрадях четко указывалось, какому поведению воспитанника соответствует выставляемый балл. Это вносило в воспитательную практику организующее начало, ограничивало возможный произвол со стороны команди ров. «Правила для назначения баллов воспитанникам военно-учебных заведений» подробно трактовали этот вопрос. Каждые два месяца воспитатель отделения кадетского корпуса составлял отчет о состоянии поведения подчиненных ему кадет.

От каких проступков должны были оберегать себя кадеты? Это ослушание, нарушение требований почтительности к старшим, нарушение порядка, леность и уклонение от обязательных занятий, неопрятность и неряшливость, курение и хранение табака.

Плохим считалось поведение, когда кадеты по причине испорченности сердца и по наклонности к дурному неоднократно совершали предосудительные поступки, не показывая при этом раскаяния и желания исправиться.

К числу «проступков», оцениваемых 1,2,3 баллами, относились: грубое и нехорошее обращение с товарищами, ложь, обман, утайка чужих вещей, хотя бы самых незначительных, грубость, нескорое и неохотное повиновение начальству и лень, злостность, мстительность. Такое поведение являлось достаточной причиной для исключения воспитанников из корпуса. В случае же исправления ребят перемещали в следующий разряд, который оценивался 4-мя, 5-ю и 6-ю баллами (поведение посредственное). К этой группе относятся воспитанники, совершающие проступки не по закоренелой наклонности к дурному, а следуя вредным примерам других, по неосновательности или испорченности характера, легкомыслию и малодушию, обнаруживающими дурное домашнее воспитание. Раскаяние таких ребят подавало надежду на их исправление.

А вот хорошее поведение оценивалось уже 7-ю, 8-ю и 9-ю баллами, выставлявшимися кадетам, которые доказывали своими поступками внимание к постановлениям начальников, заботливость о приобретении доброго о себе мнения. При этом воспитанники могли допускать определенные проступки по рассеянности или неосмотрительности, но всегда в них признавались и старались их исправить.

Поведение весьма хорошее (10 и 11 баллов) — в этот разряд зачислялись кадеты, которые долгое время проявляли себя исключительно с хорошей стороны, умели управлять своим поведением и не нарушали дисциплину. А какое же поведение соответствовало 12 баллам? Такое поведение называли отличным, и оно предполагало со стороны кадета, по мнению членов воспитательного комитета, не только твердость в правилах нравственности, но и, что самое важное, благородный образ мыслей, а также любовь к наукам, доверие со стороны начальства (которое проявлялось в том, что кадет был удостоен править частями) и такое уважение товарищей, что своим примером положительно влияет на них.

Увеличение балла, было возможно только на одну ступень, а вот его уменьшение — по решению воспитательного комитета — допускалось сразу на несколько ступеней.

Все эти новации активно проводил в жизнь генерал-адъютант Яков Иванович Ростовцев, который долгое время был начальником штаба военно-учебных заведений, а с 1855 года в течение пяти лет — начальником главного штаба по военно-учебным заведениям.

В дополнение к «Наставлению» штаб военно-учебных заведений разработал целую систему поощрений и взысканий, которая должна была применяться в кадетских корпусах.

В качестве поощрений практиковались: похвала или благодарность, объявляемая воспитаннику в присутствии товарищей; благодарственное письмо родителям или родственникам; отпуск домой в праздничные дни или в театр (билеты в театр для кадетов присылал сам шеф военно-учебных заведений; с 1900 года эту должность занимал великий князь Константин Константинович); разрешение находиться в городе без сопровождающего; освобождение в праздничные дни от караулов; назначение в наряд в царский дворец; благодарность в приказе по корпусу или по главному штабу военно-учебных заведений; перевод из мушкетерской роты в гренадерскую; присвоение звания ефрейтор, унтер-офицер или фельдфебель; приглашение на обед к наследнику престола (а такие обеды устраивались каждую субботу); награждение похвальными листами и ценными подарками; занесение на красную доску в классной комнате, прибавление балла по поведению.

Взысканиями были: замечание или выговор, сделанные или наедине, или в присутствии товарищей; постановка в угол у классной доски; запрещение участвовать в играх вместе с другими кадетами; лишение первого или второго блюда во время обеда; назначение в караул в праздничный день; помещение во время уроков за особый стол «для ленивых»; постановка на колени; перевод из гренадерской роты в мушкетерскую; снижение балла за поведение; объявление выговора в приказе; лишение погон; арест и содержание в карцере на хлебе и воде; разжалование из ефрейторов, унтер-офицеров и фельдфебелей; лишение мундира и надевание серой куртки; наказание розгами; исключение из корпуса.

Особо подчеркивалось, что воспитательные награды должны применяться с большой осмотрительностью и с единственной целью — укреплять в кадетах любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеванию без излишнего высокомерия и кичливости перед товарищами. Военные педагоги считали, что воспитанников следует поощрять похвалой за их добрые поступки, жертвование собственными интересами, труд на пользу других, так как сущность эгоизма заключается не в недостатке добрых чувств, а именно в отсутствии добрых дел. В конечном результате в каждом воспитаннике необходимо было воспитать искреннее убеждение в том, что самая главная награда – это собственное внутреннее сознание добросовестно исполненного долга.

В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» отмечалось, что весьма часто наказания, вместо побуждения воспитанников к исполнительности, оказывают вредное влияние на характер того или другого питомца. Особо отмечалось, что взыскание должно налагаться с исключительною целью исправления, но не должно быть ни в каком случае актом возмездия. Исправление после наказания возможно лишь в том случае, когда степень вины воспитанника раскрыта до конца, главные побуждения к проступку тщательно выяснены и нравственное настроение подлежащего взысканию хорошо известно наказывающему лицу.

Более строгое внимание обращалось на такие проступки, которые принимали характер рецидива и в которых попирались такие нравственные принципы как: уважение к религии; гуманность; повиновение начальству; почтительность к родителям, старшим; правдивость, благопристойность и скромность; а также уважение к товарищам, достоинству человека и к чужой собственности.

Во всех случаях наложение взыскания не должно было сопровождаться раздражительными замечаниями, обидными или грубыми насмешками со стороны воспитателя.

Относительно телесных наказаний инструкция по воспитательной работе требовала всегда помнить, что человек, лишенный самообладания, меньше всего подходит для роли воспитателя и что каждый удар по воспитаннику унижает не только педагогическое, но и человеческое достоинство ударившего, обнаруживая его нравственную несостоятельность.

Воспитателями велась подробная отчетность об их воспитанниках. В аттестационной тетради каждого кадета, форма которой была едина для всех кадетских корпусов, кроме биографических данных и оценок, отмечались развитие и умственные способности воспитанника, его прилежание, любознательность и склонности. Аттестационные тетради являлись основой для составления выпускной характеристики. В отчете, ежемесячно представляемом директору гимназии, особо выделялись те, кто помогал в учебе своим товарищам, имел склонность к занятиям музыкой, танцами, пением. В отдельную графу записывались воспитанники, которые особенно выделялись своей правдивостью, исполнительностью, трудолюбием, способностями и добрыми поступками, а также оказывающие доброе влияние на товарищей и пользующиеся расположением большинства. Чтобы вести такую официальную отчетность, воспитатель имел и свой личный педагогический дневник, куда в произвольной форме заносились наблюдения за питомцами и определялись конкретные задачи. Немаловажно отметить, что приказ от 10 июня 1897 г. требовал «обозначать в аттестационных тетрадях не поведение кадета, а его нравственность».

Документы фиксируют и существование в кадетских корпусах такого метода воздействия, как гласный разбор проступков воспитанников перед строем своих товарищей. Суть его заключалась в том, что провинившийся вызывался из строя учебного отделения и должен был четко и кратко изложить суть дела. После этого кадеты высказывали свое отношение к поступку товарища, и никого не смущало, что мнения могли быть различными. Затем брал слово офицер-воспитатель или командир роты. в результате: 1) провинившийся приходил к осознанию меры своего проступка; 2) впредь он представлял, что его проступки подлежат гласности, а мнение коллектива, товарищей не могло не беспокоить воспитанников; поэтому, можно предположить, что сам метод – гласный разбор проступков – мог служить методом профилактики других дисциплинарных нарушений.

Следует отметить, что открытость была отличительной чертой взаимоотношений воспитателей с кадетами. Каждую аттестацию офицер-воспитатель также доводил до сведения воспитанника в присутствии его товарищей. В «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» отмечалось, что «не менее важно развивать постепенно в каждом воспитаннике способность возможно верной самооценки для того, чтобы он был свободен от самомнения, не преувеличивая своих достоинств, и не падал духом от сознания своих недостатков; взрослый воспитанник должен своевременно привыкнуть к строгой, со стороны других, критике его качеств, а также какие-либо формы воздействия на кадета, минуя его непосредственного воспитателя, а тем более отменять его распоряжения. Если кто-либо считал действия своего коллеги неправомерными, то в таком случае воспитателям следовало объясниться между собой (естественно, не на глазах у воспитанников) и выработать единое мнение.

Занимаясь вопросами воспитания, Главное управление военно-учебных заведений обращало внимание руководства кадетских корпусов на важность эстетического воспитания, которое составляло неотъемлемый элемент правильного воспитания, а потому заведение, пользуясь зависящими от него средствами, содействовало возможному развитию в воспитанниках, соответственно возрасту их, любви и вкуса к прекрасному и возвышенному в природе и в искусстве. Даже сами корпуса и буквально дворцовые интерьеры столичных кадетских корпусов уже оказывали воспитательное воздействие, формируя у кадет чувство прекрасного.

В провинции старались использовать любые доступные средства. Так, в Одесском кадетском корпусе практиковались факультативные занятия по живописи и лепке, посещение картинных галерей и выставок.

Для музыкальных занятий в корпусе существовали три отделения: струнное, духовое и балалаечное; занятия с воспитанниками проводили преподаватели Одесского музыкального училища — выпускники Пражской консерватории.

Интересно отметить, что в Симбирском военном корпусе много внимания уделялось воспитанию у детей благородства и сострадания к ближнему. Когда в 1891 г. в Симбирской губернии из-за неурожая возник голод, в кадетском корпусе единогласно было принято решение помочь голодным ученикам сельских школ. Кадеты три раза в неделю жертвовали свою порцию хлеба для голодающих, делая из него сухари, которые сами развозили по сельским школам.

Немалое внимание в кадетском корпусе уделялось религиозному воспитанию. Помимо уроков Закона Божия кадеты обязаны были посещать церковные службы, быть на исповеди, соблюдать посты. Симбирский кадетский корпус располагался на территории прихода церкви Святителя Николая. При гимназии было образовано братство имени этого святого. Его целью была поддержка «недостаточных» экстернов, т.к. среди первых учеников было много детей небогатых горожан и крестьян. Им покупали одежду, обувь, вносили плату за учение. У братства Святителя. Николая был разработан свой устав. Одним из первых братчиков стал Преосвященный Феоктист.

Особо отметим, что в данном случае мы видим, какое глубокое и неформальное отношение уделяло руководство Симбирского кадетского корпуса религиозному воспитанию, видя в нем залог успеха воспитания офицера и человека в целом. Этот пример в выгодную сторону отличается от того формального подхода к данной проблеме, который, увы, зачастую присутствовал во многих учебных и государственных заведениях дореволюционной России.

Условия жизни небольшого провинциального города накладывали свой отпечаток. Кадетский корпус был их вторым домом, где они получали свои знания, могли читать газеты и журналы, где на виду была жизнь преподавателей и воспитателей. Поэтому отношение к педагогам было не как к официальным чиновникам, а любой праздник в корпусе напоминал семейный. У выпускного класса Симбирского кадетского корпуса была традиция обмениваться личными фотографиями на память, с дружескими пожеланиями на будущее. Особенно выпускники дорожили подаренными фотоснимками любимых педагогов корпуса.

Что касается физического воспитания, в кадетском корпусе с этим было все в порядке. В мемуарах отмечалось: «Если гимназист обычно был бледен, вял, у него искривлен позвоночник, то кадет всегда статен и полон сил. Гимназист — угрюм, застенчив, робок, необщителен, кадет же — весел, бодр, открыт для общения». На подготовку уроков кадетам отводилось два часа, остальное время — гимнастика, игры, лыжи и коньки, лапта, городки, Обучали также фехтованию, плаванию, играм на воздухе. Ручной труд, хоровое пение, участие в художественных кружках, чтение, отдых — всем этим заполнялось свободное время кадетов. Максимально семичасовой умственный труд и физические упражнения предупреждали переутомление. Так характеризовал особенности воспитания в кадетских корпусах в начале XX века педагогический журнал «Вестник воспитания».

Как следует из исторических документов любого рода, в кадетских корпусах испокон веков существовал специальный институт «дядек». Руководство корпусов с самого начала поддержало такую инициативу и стало назначать авторитетных кадет выпускного класса помощниками офицеров-воспитателей во все отделения младших рот, до 4-го класса включительно.

Дядьки проводили все свое свободное время в помещениях опекаемых ими отделений, покидая своих питомцев только для подготовки и посещения уроков. Они учили младших воспитанников военному быту: вовремя подняться с постели, привести себя в порядок, встать в строй без опоздания, соблюдать чистоту и опрятность, уметь обращаться с предметами обмундирования, элегантно носить военную форму. Не менее важная задача дядек состояла в том, чтобы привить малышам особый кадетский дух, приучить соблюдать кадетские традиции. Постепенно между ними и подопечными устанавливались почти родственные отношения. Дядьки с любовью и заботой, а иногда и с отеческой строгостью, создавали из малышей хороших кадетов, получая в ответ искреннюю привязанность, продолжавшуюся долгие годы после окончания корпуса. У многих за все время учебы было два или даже три дядьки, если кадетская жизнь начиналась с первого класса. Так сомкнулись в неразрывный круг две кадетские традиции: подчинение младших старшим кадетам и забота последних о своих младших товарищах.

Но еще большее влияние имели «дядьки» на формирование кадетского самосознания. «Не учи рассказом, а учи показом», — гласила старая военная сентенция русской армии. «Дядьки» своим поведением становились примером для будущих кадет. Выпускники корпусов вспоминают, что все кадетские корпуса жили, подчиняясь общепринятым правилам, с одной стороны, и кадетским традициям — с другой. Эти традиции «дядьки» передавали своим воспитанникам, учили уважать их, поддерживать и подчиняться им.

Подводя итоги, отметим, что мы остановились лишь на некоторых сторонах духовно-нравственного воспитания мальчиков в кадетских корпусах России. Но даже этот материал позволяет увидеть, какое внимательное отношение к состоянию детской души обеспечивалось стараниями многих талантливых педагогов, какие усилия прилагались по нравственному усовершенствованию воспитанников. Вдумчивое и внимательное отношение к историко-педагогическому наследию России, которое, увы, до сих изучено недостаточно глубоко, может дать нам важные ориентиры в разрешении ключевых проблем современного российского образования.

 

Источники:

1. А.Ю. Воробьева. Кадетские корпуса в России в 1732-1917. – М. 2003.

2. Е.В. Голощапова. Духовно-нравственное воспитание в кадетских корпусах в России во второй половине XIX – начале XX века. (канд. диссертация, г. Ульяновск, 2007 г.).

3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М. 2003.

4. Н.В. Маслов. Основы русской педагогики. М., 2007.

 

А.В. Морозов,

кандидат педагогических наук,

декан факультета педагогики и методики начального образования ,

доцент кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин

Московского гуманитарного педагогического института

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 65
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011