На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Форум в столице

Предыдущая Следующая

 

16 февраля 2009 года в Московской педагогической академии состоялось пленарное заседание педагогического форума «Глинские чтения». В заседании приняли участие педагоги, священники, работники библиотек из Москвы, Московской области и других регионов России, а также из Украины и Белоруссии. На заседании присутствовал архиепископ Львовский и Галицкий Августин.

Открыла форум ректор Московской педагогической академии Крылова Елена Олеговна. В своем вступительном слове Елена Олеговна отметила, что работа форума будет ориентирована на рассмотрение вопросов христианской антропологии, а также практической работы педагогов общеобразовательной и профессиональной школы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи.

В своем докладе по теме: «Христианская антропология и самовоспитание» Крылова Елена Олеговна отметила, что в течение многих лет Московская педагогическая академия занималась очень важным для современной педагогики направлением – антропологией, т.е. учением о человеке и именно христианской антропологией. Без знания человека и его истинных свойств педагогу трудно принимать правильные решения, так как он не знает объект, с которым работает.

2009 год объявлен в России годом молодежи, а самое первое, что говорят святые отцы о юношеском возрасте, это то, что в этот период пробуждаются все силы человека, и духовные, и телесные, и очень важно молодому человеку научиться собирать эти силы воедино, управлять ими, т.е в этом возрасте один из главных вопросов – это вопрос самовоспитания.. От того, как человек будет руководить собой, зависит вся его жизнь. Святой Григорий Нисский писал, что «Мы отцы самих себя и от нашего воспитания зависит счастье нашей жизни.» Недостатки тела мы не в силах изменить, а красоту души восстановить с помощью Божией – можем. Важно рассказать человеку о тех способах, которые предлагают для этого святые отцы.

Как сделать душу привлекательной для всех, как восстановить ее красоту? Как говорить с юношей о самовоспитании и в чем оно заключается? Как воспитать свои чувства, свой ум, волю?

Преподобный Макарий говорил, что надо относиться к чистоте своей души как к самому прекрасному наряду, который дан Богом в дар человеку. Как важно следить за своими чувствами, не загрязнять их. Загрязнение – это как ранение, которое может привести к тому, что не сможет человек принять правильное решение. Образование ума – это не увеличение количества знаний и не развитие интеллекта. Самое главное – научить человека отличать истину от лжи, различать добро и зло. Какой совет для юношества можно дать, чтобы ум развивался правильно? «Никогда не думай о том, что ты боишься делать пред глазами всех людей.» Русская традиционная педагогика всегда обращала внимание на то, как и о чем человек думает. Опыт кадетских училищ говорит о том, что самая высокая оценка была возможна только в том случае, если воспитательный комитет решал, что, при всех прочих достоинствах, кадет обладает благородным образом мыслей. Старцы, в том числе и Глинские, придавали большое значение работе над сердцем и умом. О чем вообще можно думать, о чем нельзя? Ум – тесно связан с языком. Слово – воплощенная мысль, как писал Глинский старец Порфирий Левашов. С одной стороны – язык – средство описания мира, и чем богаче язык, тем ярче это описание. Но богатство русского языка определяется еще и тонкостью описания внутренних состояний человека. Язык может описывать только те состояния, которые часто встречаются у народа. Кротость, умиление, смирение, благость, благодать – эти слова уходят из нашей речи. Если человек не слышит этих слов в языке, то, скорее всего, и развивать в себе эти свойства не будет. Кроме описания мира, язык – средство формирования видения мира (мировоззрения), и особенно мира нравственного, мира внутреннего, духовного.

Таким образом, в деле воспитания и самовоспитания огромное значение имеет наша речь.

Как направить молодежь по нравственному пути? Прежде всего показать примеры высокой нравственности.

После выступления ректора академии участникам форума был показан слайд-фильм «Детям о заповедях». В фильме использовался педагогический опыт Владимира Ивановича Даля, На материалах его книги «Картинки из быта русских детей», в доступной для понимания форме ( беседы бабушки с внуками) в фильме рассказывается о самых высоких нравственных истинах, законах и необходимости соблюдения их в своей жизни.

Фомина Людмила Филипповна, проректор Московской педагогической академии выступила с докладом: «О воспитании воли». Выступление было посвящено понятию «воля» по трудам святых отцов, прежде всего, по книге святителя Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения». Это насущная проблема воспитания, поскольку современная молодежь имеет недостаток воли в стремлении к добру. Иногда человек понимает, что он неправ в своем выборе, и надо изменить свое решение. Но именно недостаток воли приводит к тому, что он не в состоянии отойти от греха, исправиться, изменить свою жизнь к лучшему. В докладе приведена характеристика главных страстей (грехов) человека и то, как они отражаются в отношении человека к себе и другим. Важно, чтобы педагог знал это и использовал в своей работе с подопечными. Л.Ф.Фомина остановилась также на предпочтениях современной молодежи (по данным анкетирования студентов колледжа).

Нефедова Юлия Викторовна, методист Московской педагогической академии, кандидат педагогических наук, представила на форум доклад: «Святые отцы о юношестве». Ю.В. Нефедова отметила, что в святоотеческой литературе период юношества рассматривается как один из самых важных и ответственных периодов в жизни человека, на что необходимо обратить особое внимание педагогам и наставникам.

«В юные годы, - прозвучало в докладе, - решается, каким войдет человек в зрелость. И здесь возможны три пути, три качества состояния души. Святитель Феофан Затворник в труде «Путь ко спасению», описывая образ юности, так говорит об этом:

«Вода, падающая с утеса, кипит внизу и клубится, а потом идет уже тихо разными протоками. Это – образ юности, в которую каждый ввергается, как вода в водопад. Из него выходят три рода людей: одни сияют добротою и благородством, другие омрачены нечестием и развратом; а третьи – средний класс, смесь добра со злом».

В докладе были раскрыты: главная особенность, свойства юношеского возраста, ведущая цель духовной жизни человека в это время жизни, опасности, о которых важно знать и родителям, и педагогам. В качестве иллюстрации были использованы фрагменты из произведений русской классической литературы. В заключение доклада прозвучали советы по воспитанию юношества, оставленные нам святыми отцами.

Чичерюкин Михаил Васильевич, директор школы № 1114 города Москвы, в своем выступлении на тему: «Гражданское и патриотическое воспитание в школе» особое внимание уделил практическому воспитанию любви к нашему Отечеству молодого поколения. На примере учащихся московской школы он поделился методическим опытом работы с молодежью в этом важном для нашего общества направлении. Особый интерес вызван был к рассказу о письмах школьников в воинские подразделения.

Меньшенина Светлана Витальевна, преподаватель Московской педагогической академии, Московского института открытого образования, кандидат филологических наук, выступила на тему: «К вопросу об уровне речевой культуры молодежи». «Речевая культура старшеклассников и студентов, - отмечала она в своем выступлении, - находится на недопустимо низком уровне». Ею были проведены исследования в этой области и на основании анкетирования выявлено, как молодые люди относятся к речи, речевому этикету и умению выступать публично. С одной стороны, анкетирование показало негативное отношение к таким явлениям, встречающимся в средствах массовой информации, как жаргонизация речи, неоправданное использование иноязычной лексики, к частому нарушению норм русского литературного языка. А с другой стороны, было выявлено очень терпимое отношение к подобным явлениям в собственной речи. В докладе особо было обращено внимание на важность и необходимость работы в направлении культуры речи и этики общения с подрастающим поколением.

Бобылев Борис Геннадьевич, заведующий кафедрой русского языка и педагогики Орловского государственного технического университета, профессор, доктор педагогических наук, в своем докладе: «Воспитание молодежи на святоотеческой духовно-нравственной основе» особое внимание уделил методам православной педагогики и практическому использованию их в воспитательной работе со студентами. Наиболее подробно докладчик остановился на святоотеческом наследии святителя Тихона Задонского. Труды Тихона Задонского – христианское благовестие нового времени. И составленная схиархимандритом Иоанном (Масловым) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» получила особое признание. Это книга энциклопедического типа, содержащая основные категории и понятия православной педагогики. «Симфония» значительно расширяет и углубляет понятийный аппарат педагогики за счет понятий духовно-нравственной сферы. Одним из центральных понятий в Симфонии является понятие благодати. Победить свои немощи мы можем только при помощи благодати.

Перед собравшимися выступил также архиепископ Львовский и Галицкий Августин, который поделился своими размышлениями о возможностях духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях, а также в семье. Владыка отметил, что в России две опоры – это Церковь и вооруженные силы. Есть вещи, которые надо воспитывать, начиная не со школы, а с самых молодых лет. Это- любовь к Родине, любовь к Церкви и любовь к построению такой своей будущей семьи, в которой много детей. Владыка предлагал создать патриотическое общественное движение, может быть общество патриотов. Восстановить лицеи с раздельным обучением мальчиков и девочек, где основой было бы духовное и патриотическое воспитание. Владыка поделился опытом работы с заключенными в своей епархии, призвал не бояться негативной реакции на проповедь наших православных ценностей. Наше дело – свидетельствовать.

В завершение пленарного заседания был показан видеофильм «В память вечную будет праведник».

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 40
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011