На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Глинские чтения – 2008

Предыдущая Следующая

 

Нравственность народа – сила государства

 

С 27 по 29 июля 2008 года в Московской Духовной Академии (Свято-Троице-Сергиева Лавра) прошел XVII традиционный образовательный форум «Глинские чтения».

Форум был посвящен теме «Нравственность народа – источник могущества и богатства государства. Современная система образования и отечественная традиция».

 

Форум проводился в рамках содействия реализации Федеральной программы по развитию образования и приоритетного национального проекта «Образование». Особое внимание на Глинских чтениях уделялось нравственному воспитанию и важности значения святоотеческого наследия в современной системе образования.

Форум возник как собрание общественности (в том числе педагогической) ежегодно 29 июля отмечавшей день памяти педагога-нравоучителя, Глинского старца и преподавателя МДА схиархимандрита Иоанна(Маслова).

Форум назван в честь Глинской пустыни – монастыря, основанного в XVI веке в Курской (ныне Сумской области). В XIX веке Глинская обитель как школа духовной жизни и могучий центр духовного просвещения занимала одно из ведущих мест среди монастырей Русской Православной Церкви.

27 июля. Первый день форума начался с молебна Преподобному Сергию Радонежскому.

Далее в Покровском храме Московской Духовной Академии состоялись заседания секций, посвященные духовно-нравственному воспитанию в семье, в дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе. Для подведения итогов работы секций участники собрались в актовом зале Духовной Академии, где с приветственным словом выступила ректор Московской педагогической академии Елена Олеговна Крылова.

Тепло приветствуя всех собравшихся в стенах древнейшей русской обители Преподобного отца Сергия, Елена Олеговна напомнила, что источником, тем мощным стимулом, который вызвал к жизни «Глинские чтения», явилась Глинская Рождество-Богородицкая пустынь и ее старец схиархимандрит Иоанн. Эта обитель для многих и многих наших соотечественников, и не только для них, являлась могучим центром духовного просвещения, который служил источником укрепления всех их душевных и телесных сил.

Глинские старцы, эти великие люди, всегда славились тем, что, очистив свое сердце, они могли открывать людям волю Божию. Те, кто следовал их советам, (а их советам следовали и императоры, и министры), становились успешными, счастливыми в той мере, в какой это возможно на земле. Чему они учили? Они воспитывали внутреннего человека, работали над его умом и сердцем, рассказывали о творениях святых отцов, которые познали внутренний мир человека, все его внутренние состояния и могли научить каждого педагога и каждого человека работать прежде всего над собой, а потом и с учениками.

Елена Олеговна подчеркнула важность и актуальность нынешней темы форума и еще раз напомнила слова митрополита Московского Филарета о том, что тем государствам Бог дает силу, могущество и богатство, которые хранят нравственный порядок в своей жизни и исполняют нравственный закон.

Затем слово было дано руководителям секций.

 

Первая секция – «Духовно-нравственное воспитание в семье и в дошкольных учреждениях». О результатах ее работы говорила методист Московской педагогической академии, кандидат педагогических наук Юлия Викторовна Нефедова. Из присутствующих 85 педагогов выступили десять человек. Особенно яркими были три доклада: «Воспитание в православном детском саду», «Традиции православной культуры в системе воспитания дошкольников» (г.Белгород) «Эмоциональное благополучие ребенка в семье как условие воспитания» (г. Липецк). Педагоги говорили о важном аспекте своей деятельности – связи с семьей, родителями в работе по духовно-нравственному воспитанию детей. Это – одно из наиболее слабых мест в воспитательной работе. Те учителя, которые уже наработали известный опыт в этом, делились им, рассказывали о том, в какой форме они ведут свою работу.

Большой отклик вызвал вопрос воспитателя детского сада: «С чего нужно начать духовно-нравственное воспитание, если в дошкольном учреждении ни администрация, ни коллеги не готовы вести работу в этом направлении?.»

В ответ несколько участников секции делились своим опытом. Руководители подвели итог дискуссии, опираясь на труды аввы Дорофея, святителей Феофана Затворника и Тихона Задонского, схиархимандрита Иоанна (Маслова). Особый акцент был сделан при этом на том, что педагогам нужно начинать работу прежде всего с самих себя. Святитель Феофан Затворник так писал о наставнике: «Главное в наставнике – благочестие, искреннее, неподдельное, и при нем Православие. У неправославного дух не тот; сим духом и он весь пропитан, и все его знание. Он успеет передать его, хотя бы учил только языку». Поэтому педагогу можно начать с совершенствования себя, с чтения святоотеческих трудов и изучения понятий духовно-нравственной сферы.

 

Следующая секция – «Роль семьи и школы в духовно-нравственном воспитании».

Итоги ее работы были подведены заслуженным учителем России Ольгой Сергеевной Беляевой. В работе секции принимали участие более 80 человек из 17 регионов. Докладчики говорили о существовании таких проблем, как безразличие к образованию своих детей, нежелание участвовать в школьных делах, чрезмерная занятость родителей из-за необходимости добывать средства к существованию, низкий уровень доверия школе и даже негативное отношение к школьному воспитанию, низкий образовательный, общекультурный уровень родителей, который повторяется у их детей. На секции ставились вопросы о том, как преодолеть эти противоречия. Очень ценным, по мнению Ольги Сергеевны, стало то, что учителя знакомились, обменивались адресами, чтобы продолжить общение после Глинских чтений.

После этого сообщения Е.О. Крылова обратила внимание всех на серьезность проблем, связанных с дошкольными учреждениями и начальной школой, в частности, на недостаток наглядного материала для проведения занятий. Елена Олеговна сообщила, что в 2008 году Московская педагогическая академия переиздает хрестоматии для начальной школы (с 1 по 4 класс), которые значительно дополнены, и к Глинским чтениям в январе учителя смогут их получить. Эти хрестоматии частично могут быть использованы и в дошкольных учреждениях. Кроме того, созданы слайд-фильмы по книге Владимира Ивановича Даля «Картины из быта русских детей». Это удивительное произведение о воспитании детей в дворянском семействе на православных христианских принципах в конце XIX века, причем оно воспринимается современными детьми, как оказалось, очень естественно и глубоко.

 

Следующим докладчиком была заслуженный учитель России Лидия Михайловна Донченко, которая подвела итоги заседания секции «Духовно-нравственное воспитание в семье и школе. Средняя школа». Лидия Михайловна отметила, что секция работала очень плодотворно: присутствовало более 125 участников, выступили учителя из различных субъектов федерации, в том числе из Чувашии и Республики Марий Эл, а также из Казахстана, Белоруссии. Прозвучала важная мысль о святооотеческом учении как основе русской педагогики. Лидия Михайловна поблагодарила отца Владимира из Белоруссии, который вместе с ней вел заседание секции, за духовные наставления по ходу работы.

 

Следующее сообщение сделала Наталья Николаевна Рыбакова, кандидат физико-математических наук, руководитель секции «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в учреждениях профессионального образования». В работе секции приняли участие 59 человек. Прозвучало 10 докладов.

 

Секцию «Нравственный идеал. Значение житийной и святоотеческой литературы в духовно-нравственном воспитании школьников» представляла кандидат исторических наук Зинаида Петровна Иноземцева. В работе секции приняли участие 89 человек. Материал, по словам З.П. Иноземцевой, был представлен очень серьезный. Это осмысление того, что привнес схиархимандрит Иоанн (Маслов) в просвещение современного человека, так как в его трудах сконцентрирована святоотеческая мысль. Был отмечен педагогический опыт представителей практической сферы образования из Смоленска. Зинаида Петровна как опытный архивист поддержала идею одного из докладчиков из Ивановской области – музейного работника, предложившего на следующий год провести заседание секции «Музеи и архивы в духовно-просветительской деятельности». Это, по словам З.П. Иноземцевой, поможет сохранить документированную основу воссоздания истории Церкви, житийной литературы.

 

Следующее сообщение было сделано Анной Степановной Новиковой, доцентом МГУ и преподавателем Московской педагогической академии, которая руководила секцией «Язык как средство духовно-нравственного воспитания». На ее заседании присутствовали 74 человека из разных городов и регионов России (в том числе Подольск, Брянск, Кемерово, Воронеж, Королев, Жуковский, Арзамас, Республика Марий Эл), из Белоруссии (г. Полоцк) и Украины (г. Донецк).

Было заслушано восемь докладов. Тематика их самая разнообразная: «Сокровищница церковнославянского языка в помощь учителю и воспитателю», «Нравственный потенциал русского языка», «Русский язык в современной школе», «Понимать и ценить как Божий дар русский язык», «Величие тайны слова», «Программа для работы над словом с использованием церковнославянского языка и трудов схиархимандрита Иоанна Маслова».

На секции состоялся заинтересованный разговор о волнующих каждого из присутствующих проблемах русского языка, защиты его от пагубного влияния СМИ, засилья иностранных слов, сквернословия. Во всех докладах затрагивались вопросы связи русского языка с его духовно-нравственной основой – священным церковнославянским языком. Интересные материалы по преподаванию церковнославянского языка в школе переданы в методический кабинет Московской педагогической академии. Вместе с тем было отмечено, что докладчики говорили о преподавании русского языка в современной школе, а это сегодня является очень актуальным вопросом.

В целом работа секции прошла интересно, горячо обсуждались доклады и комментарии к ним руководителя секции А.С. Новиковой. Учителя высказали пожелания организовать запись отдельных докладов на аудиокассеты и опубликовать их.

 

Подведение итогов было завершено выступлением Светланы Петровны Фунтиковой, руководителем секции «Роль библиотеки в духовно-нравственном воспитании детей и молодежи». На секции зарегистрировано 32 человека. Вопросы, которые поднимались, по словам руководителя, весьма значимы и актуальны. Прослушано 10 выступлений. Библиотекари говорили о том, как важно сегодня направлять читательские интересы детей, ограждать их от вредного чтения. Недаром же древние называли библиотеку аптекой для души.

Елена Олеговна Крылова добавила, что при Московской педагогической академии открывается библиотека. Ее особенность в том, что в ней собраны святоотеческие творения, предполагается создать межрегиональный абонемент.

На этом подведение итогов работы секций завершилось. Надо отметить, что, несмотря на напряженный график первого дня форума, отчеты о работе секций были выслушаны со вниманием и что обсуждаемые вопросы вызвали большой интерес.

 

28 июля. Во второй день форума проходило Пленарное заседание, которое вел Николай Васильевич Маслов, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского, доктор педагогических наук, магистр богословия.

Открывая пленарное заседание, Николай Васильевич приветствовал участников форума, назвав его самым большим в мире педагогическим форумом, который обсуждает, освещает нравственное воспитание в системе образования на разных уровнях на основе творений святых отцов Со свойственной ему душевностью он вспомнил о тех, кого уже нет с нами, кто ушел в жизнь вечную, в царство Небесное, куда их позвал Господь. «Никогда я не забуду протоиерея Михаила Суховия, который всегда был активным участником наших чтений, всегда приезжал со своей семьей из Киева, был настоятелем храма, директором медицинской клиники, доктором медицинских наук. Всю свою жизнь он провел в послушании. Он выполнил наказ своего духовного отца схиархимандрита Иоанна (Маслова) – пошел учиться в семинарию. Потом в Духовную Академию. Стал священником. И вот такие люди остаются в нашей памяти. Они остаются для нас примером, примером христианского подвига», – сказал Николай Васильевич. Он напомнил о том, как зародились Глинские чтения.

«В первую годовщину со дня кончины схиархимандрита Иоанна мы собрались в трапезной. Закончилась трапеза – никто не уходит, все что-то ждут… И вот кто-то встал и заговорил о своей скорби, о необходимости хранить память о выдающемся человеке, у которого одни учились и с которым другие вместе служили. Так зародились Глинские чтения».

Очень проникновенно прозвучали слова Н.В. Маслова о том, что человеку недостаточно только поесть, поспать, одеться, обуться – у него всегда была и будет потребность в пище духовной, потребность услышать слово Божие. Именно поэтому форум ежегодно собирает такое количество людей. Человек всегда искал и будет искать Бога.

Николай Васильевич, объявив тему форума, наметил вопросы обсуждения – что такое государство, каково его происхождение, какое определение святые отцы дают государству и как определяют, от чего зависит благополучие государства, каковы основы государства, как оно связано с нравственностью народа.

Николай Васильевич подчеркнул, что форум, как всегда, проходит по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при поддержке Правительства РФ, министерств, ведомств.

Далее он зачитал обращение Святейшего Патриарха (тексты приветствий и обращений печатаются в журнале полностью):

 

Приветствие Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II:

Сердечно приветствую вас, собравшихся ныне в Московской Духовной Академии для участия в Международном образовательном форуме «Глинские чтения», тема которого «Нравственность народа – источник могущества и богатства государства. Современная система образования и отечественная традиция».

Девизом Глинских чтений нынешнего года избраны слова выдающегося иерарха Русской Православной Церкви XIX столетия митрополита Филарета (Дроздова), указывающие на прямую зависимость силы государства от уровня нравственности в обществе. Поистине эти слова, сказанные в прошлом, актуальны и сегодня.

Воспитание добрых начал в душе человека, приобщение к вере Христовой и нравственным принципам христианства в полной мере приносит ожидаемые плоды лишь в том случае, если оно начинается с ранних лет. В этом были убеждены старцы Глинской пустыни, наследие которых стало предметом вашего изучения и применения в педагогической практике

Отрадно, что сегодня осмысление трудов Глинских подвижников служит источником вдохновения и укрепления тех, кто вступил на благой, но тернистый путь духовного просвещения молодежи.

Желаю всем вам благоуспешных трудов на педагогическом поприще. Да поможет вам Господь в ваших благих начинаниях во благо ближних, с усердием совершаемых.

Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси

 

 

Николай Васильевич Маслов сказал о том, что святитель митрополит Филарет (Дроздов) еще в XIX веке научно сформулировал принципы отношений общества и государства, государства и Церкви, сформулировал все то, что необходимо человеку, человечеству для взаимопонимания, укрепления и развития как самой личности, семьи, так и общества, государства. Нам предоставляется уникальная возможность найти в трудах митрополита Филарета ответы на важнейшие вопросы о государственном устройстве.

Далее слово для доклада было предоставлено архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию. Вдохновенно и глубоко он заговорил о том, что на рубеже тысячелетий в России в общественном сознании произошел переворот. «Возник колоссальный спрос на возрождение, на воссоздание, на созидание страны», – сказал владыка Феодосий. О готовности России, российского общества к духовному возрождению свидетельствуют изменения в государственной и общественной жизни страны. По словам владыки, об этом говорят факты единения власти и Церкви, а основа этого единства – в моральных ценностях, которые не могут быть иными, кроме религиозных.

Далее Марина Николаевна Белогубова, Начальник Департамента по взаимодействию с политическими партиями, общественными и иными организациями аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе зачитала приветствие полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко и рассказала о личном опыте работы с молодежью в сфере духовно-нравственного воспитания.

 

Сердечно приветствую участников международного образовательного форума «Глинские чтения», приобретающего все больший вес и авторитет среди педагогической общественности. Укрепление нравственности – одна из главных задач, стоящих перед российским обществом. Решать эту задачу должны совместно все те, кто отвечает за воспитание подрастающего поколения –семья, школа, Церковь.

Исторический опыт свидетельствует: высокая нравственность является залогом благоденствия стран и народов. Это понимали и этому учили святые отцы, подвижники нашей земли, в том числе и старцы Глинской пустыни, духовное наследие которой при вашей активной поддержке широко используется сегодня в образовательных учреждениях Российской Федерации. Великий Глинский старец ХХ века схиархимандрит Иоанн (Маслов), излагая учение святителя Тихона Задонского о спасении, писал: «Нужно стремиться делать добро постоянно и неленостно».

Если нам удастся научить молодых всюду и везде в своей жизни следовать этому правилу, мы сможем добиться оздоровления духовной и нравственной атмосферы в нашем обществе, что позволит успешнее решать и другие задачи, стоящие перед страной. Желаю плодотворной работы, настойчивости в достижения поставленных вами целей.

Полномочный представитель
Президента Российской Федерации
в Центральном федеральном округе
Г. Полтавченко

 

Далее прозвучало приветствие министра образования РФ А.А. Фурсенко.

 

Дорогие друзья!

Рад приветствовать вас на Международном образовательном форуме «Глинские чтения». В этом году, объявленном Годом семьи, его тема особенно актуальна.

В настоящее время, особенно в связи с проведением в России Года семьи, вопросы духовно-нравственного, физического, патриотического воспитания подрастающего поколения являются важнейшими в деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, и других заинтересованных структур.

Сохранение и приумножение духовного наследия и лучших традиций предшествующих поколений, воспитание у молодых людей уважительного отношения к истории, культуре своей страны, усвоение её нравственных идеалов, общественно одобряемых моделей поведения, формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции – вот далеко не полный перечень вопросов, обсуждаемых на Глинских чтениях.

Многолетний опыт проведения Глинских чтений свидетельствует о том, что форум постоянно развивается, формулирует новые предложения для решения проблем воспитания в семье и школе. Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, поэтому оно должно пронизывать собой всю нашу образовательную систему.

Убежден, что при оценке качества образования необходимо учитывать состояние духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении.

Уверен, что только усилиями всего общества мы сможем развивать и приумножать нравственные ценности.

Желаю всем участникам форума творческих успехов, плодотворной работы и отличного настроения!

Министр А.А. Фурсенко

 

Затем с докладом выступила ректор Московской педагогической академии Елена Олеговна Крылова. Говоря о христианской антропологии – учении о человеке и его внутреннем мире, – Елена Олеговна опиралась на учения святых отцов – православных педагогов: аввы Дорофея, святителей Феофана Затворника, Филарета (Дроздова), Василия Великого, Иоанна Златоуста, преподобного Петра Дамаскина. Тема выступления чрезвычайно актуальна – роль самопознания в нравственном совершенствовании. Елена Олеговна говорила об этом важном для современного педагога понятии ярко и интересно. Самопознание дает умение следить за самим собой, о чем человек думает, что он говорит и что делает. Оно открывает путь к счастью, дает власть над умами и душами людей, так как позволяет глубже понимать самого себя и окружающих. Особо было отмечено, что очень важно педагогу воспитывать эту способность в своих учениках. Завершила свое выступление Елена Олеговна словами св. Петра Дамаскина: «Познание себя дает познание всего».

Далее участникам форума был предложен фильм о проведении преподавателями Московской педагогической академии курсов повышения квалификации учителей в Чувашском республиканском институте. По поручению министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики было вручено благодарственное письмо Н.В. Маслову.

Следующим прозвучал доклад декана факультета начального образования Московского гуманитарного педагогического института А.В Морозова на тему «О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадет в XIX – начале XX века (на примере Симбирского кадетского корпуса)». Тема эта чрезвычайно важна, так как дает возможность обратиться к накопленному отечественной педагогикой опыту, осмыслить те подходы, благодаря которым воспитывались лучшие сыны Отечества, достойные защитники Родины и надежные семьянины. Докладчик обратился к практике воспитания и обучения мальчиков и юношей в кадетских корпусах России XIX – начала XX вв., при которой духовно-нравственное воспитание являлось приоритетным и по праву считалось одной из фундаментальных основ всей образовательной системы. В кадетах необходимо было воспитать патриотическое чувство, верное понимание государственных принципов страны, семейные и общественные добродетели, благородство души, чистоту нравов, твердость характера. Очень важным и ценным для сегодняшнего педагогического опыта является то, какие критерии были выбраны воспитателями для оценки поведения мальчиков и юношей. За поведение выставлялась оценка «отлично» только тогда, когда воспитанник, помимо любви к наукам и твердой нравственности, отличался основательным и благородным образом мыслей.

Именно за этим внимательно следил воспитательный комитет. В качестве поощрений практиковались: похвала или благодарность, объявляемая воспитаннику в присутствии товарищей; благодарственное письмо родителям или родственникам; отпуск домой в праздничные дни. Особо подчеркивалось, что воспитательные награды должны применяться с большой осмотрительностью и с единственной целью — укреплять в кадетах любовь к добру ради самого добра и стремление к труду и преуспеванию без излишнего высокомерия.

В докладе министра образования Рязанской области Н.К. Бушковой «Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области» подчеркивалась необходимость комплексного, системного подхода и программной формы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В выступлении были определены аспекты системы духовно-нравственного воспитания. Докладчик интересно и содержательно рассказала о конкретной работе с детьми и молодежью в этом направлении в Рязанской области.

Н.В. Маслов назвал доклад Надежды Константиновны концептуально важным и методически содержательным.

После этого был показан фильм «Семья в русской живописи», созданный в Московской педагогической академией. Искусство – действенное средство нравственного воспитания. В фильме представлены картины, раскрывающие тему семьи. Это полотна русских художников: А.М. Матвеева, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, Б.М. Кустодиева, В.А. Серова, В.Д. Поленова… Главными мотивами полотен являются забота и любовь, гармония и понимание, чистота и искренность во взаимоотношениях между близкими людьми. Картины «На террасе» Б.М. Кустодиева, «Бабушкин сад» В.Д.Поленова, «В доме» С.А.Виноградова, «Портрет Ольги Серовой», принадлежащий кисти В.Г.Перова наполнены атмосферой семейного уюта, настроением тихой семейной радости, проникнуты чувством душевной теплоты и трепета. Эти шедевры живописи воспевают материнство и нежность, внутреннюю красоту и истинный вкус. Содержание и форма этих полотен находятся в полной гармонии. А, как известно, настоящее произведение искусства воспитывает в человеке любовь, стремление к прекрасному, к нравственному совершенствованию. Именно поэтому так важно говорить детям о живописи и воспитывать их на лучших образцах великого культурного наследия. Фильм был высоко оценен зрителями.

Перед тем как продолжить слушание докладов, Николай Васильевич Маслов вручил стипендии имени схиархимандрита Иоанна (Маслова) преподавателю Московской педагогической академии С.П. Фунтиковой, декану факультета начального образования Московского гуманитарного педагогического института А.В. Морозову.

Далее с докладом выступила С.П. Фунтикова, которая рассказала о важной роли библиотек и работы библиотекаря в деле воспитания детей и молодежи.

Доцент Московской педагогической академии С.В. Меньшенина представила участникам форума доклад на тему «Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников».

Речь шла о величии русского языка, его уникальности, богатстве, его высоком нравственном потенциале в процессе воспитания детей. Наибольший интерес вызвала мысль о том, что русский язык имеет огромные возможности при описании всего многообразия действительности, внутреннего мира человека, его состояний.

Очень важно, как подчеркнула Светлана Витальевна, учителю, воспитателю совершенствовать свою речь, повышать культуру речи и риторическую грамотность, чтобы речь педагога была образцом для детей.

Нам нужно защищать, охранять наш язык как самое большое богатство, как великое наше национальное достояние и дар Божий. Сохранение духовного наследия родного русского языка и культуры живой русской речи – это важнейшая нравственная задача и путь духовно-нравственного и патриотического воспитания наших детей.

 

29 июля. День пямяти схиархимандрита Иоанна (Маслова). Третий день Глинских чтений начался с заупокойной Литургии в Покровском храме Московской Духовной Академии, которую совершил архиепископ Феодосий. Архимандрит Филипп произнес речь о жизненном подвиге отца Иоанна (Маслова). Участники чтений имели возможность исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин. Затем была отслужена панихида об упокоении схиархимандрита Иоанна (Маслова). Далее все участники чтений направились к месту погребения отца Иоанна. Как всегда, в этот день было много людей, желающих почтить память батюшки. Здесь, у могилы великого старца, архиепископ Феодосий также совершил панихиду. Слово об усопшем произнес протоиерей Николай Крикунов. После этого на могиле продолжали совершаться литии и панихиды. Люди зажигали свечи, возлагали цветы. Затем в Московской Духовной Академии прошел поминальный обед.

На заключительном Пленарном заседании выступил профессор Московской Духовной Академии К.Е. Скурат. Он говорил о роли молитвы. Н.В. Маслов отметил глубину доклада, системный анализ, проведенный докладчиком, который основывал свои рассуждения на творениях святых отцов.

Следующим докладчиком на Глинских чтениях стал гость из Болгарии Эмилиан Погончев, выступление которого выслушали с большим интересом. Он говорил о значении изучения староболгарского и церковнославянского языков для духовно-нравственного развития подростков. Эмилиан отметил, что церковнославянский язык у большинства славянских народов, исповедующих Православие, является богослужебным языком Церкви. Именно этот язык хранит в наибольшей степени словесное богатство, оставленное нам святыми братьями Кириллом и Мефодием. Этот язык с его образностью и символикой в наибольшей степени отражает глубину и точность христианской богословской терминологии. Именно поэтому так важно его изучение подростками, так как это язык Священного Писания, который нам передает Откровение Божие.

Преподаватель Московской педагогической академии Ю.В.Нефедова выступила с интересным докладом на тему «Христианские принципы взаимообщения». Юлия Викторовна, опираясь на учения святых отцов, попыталась найти ответ на вопрос – что есть образец нравственного поведения в общении с другими людьми. Святитель Феофан Затворник описывает восемь таких принципов. Это искреннее радушие в общении, умение быть любезным, скромность, кроткое миролюбие, уступчивая тихость, истинолюбие, благоразумное слово, хранение тайн. В качестве иллюстрации каждого из них были использованы фрагменты произведений русской классической литературы, что, безусловно, свидетельствует о том, что описанные святителем Феофаном Затворником принципы взаимообщения лежат в основе нашей культурной традиции. О них нужно знать каждому педагогу, каждому родителю для того, чтобы направить усилия на воспитание в детях важных качеств, необходимых для их плодотворного взаимодействия и в семье, и в обществе. Но как воспитать те добрые качества, которые лежат в основе каждого из принципов? Святитель Феофан наставляет: «Способ, как внедряет человек в сердце свое добрые расположения, состоит в немилосердном самопринуждении. Тогда уже то доброе, к которому нудил себя человек сначала, становится внедренным в его дух и как бы природным. То же надо сказать о смирении, безгневии и прочих добрых расположениях: все они при труде и поте с молитвою, благодатию Божиею напечатлеваются в душе». В заключение было сказано, что то доброе, что мы посеем в душе одного ребенка, он передаст своим детям и внукам, и в этом заключается великая степень нашей ответственности за будущие поколения.

Завершающим на Глинских чтениях стал доклад Зинаиды Петровны Иноземцевой, кандидата исторических наук, заслуженного работника культуры Российской Федерации, старшего научного сотрудника ВНИИДАД.

Тема ее выступления - «Историко-церковное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова)». Докладчик определяет историко-церковное наследие схиархимандрита Иоанна (Маслова) как органическую часть духовного и интеллектуального наследия народа России. Его труды в области историографии, источниковедения, богословия отличает фундаментальность и глубина духовного прозрения. Отец Иоанн предъявил весомый плод своих подвижнических деяний – бесценные книги по истории Церкви и духовного просветительства, составившие основу для возрождения утраченных идеалов отечественной педагогики. Книги отца Иоанна по трудам святителя Тихона Задонского и Глинских старцев были рекомендованы министерством общего и профессионального образования Российской Федерации современному учителю в качестве учебно-методических пособий в деле духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения. «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» стала настольной воспитательной книгой тысяч учителей, помогая вернуть первозданный духовно-ценностный смысл искаженным в советское время многим и многим понятиям русского языка.

Труды и методология отца Иоанна в исследовании исторических фактов и явлений получили признание не только среди педагогической общественности, но и в научных кругах. Они внесли весомый вклад в изучение истории России, в ведении в научный оборот огромных пластов неизученной архивной информации по истории русских монастырей и святоотеческого наследия Русской Православной Церкви.

Свое выступление Зинаида Петровна завершила словами: «Духовный подвиг схиархимандрита Иоанна (Маслова), явленный нам в его историко-церковном наследии, – пример служения Богу, народу, Отечеству».

На этом завершился третий и заключительный день педагогического форума.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 26
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011