На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бушкова Надежда Константиновна /Министр Образования Рязанской области
Бушкова Надежда Константиновна
Министр Образования Рязанской области

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Опыт и традиции

Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области

Предыдущая Следующая

 

Формирование духовно-нравственных качеств личности продиктовано необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

Острота проблемы на сегодняшний день заключается в том, что в информационный век личность каждого человека, а ребёнка особенно, находится под постоянным воздействием различных потоков информации. Во всех СМИ идет массированная пропаганда культа насилия, жестокости, праздности, что вызывает различные негативные явления в молодёжной среде. Кроме того, идёт мощная внешняя экспансия ценностей западной культуры, выступающая в качестве дополнительного фактора духовной дезинтеграции. Такие проблемы, как: низкий уровень духовно-нравственной культуры родителей, некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, также негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения.

В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры, которые не приведут к кардинальному изменению ситуации. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Органы управления образованием, образовательные учреждения Рязанской области строят свою работу по обсуждаемой проблеме с учётом:

– изменений, происходящих в социально-экономической, политической и духовной сферах российского общества;

– объективной потребности современного российского общества в воспитании целостной, гармонично развитой личности;

– отсутствия в настоящее время единой общепринятой концепции духовно-нравственного воспитания.

В Рязанской области разрабатывается система деятельности, которая предполагает выделение приоритетных направлений, связанных единой целью. Основными аспектами системы духовно-нравственного воспитания для нас являются:

– разработка содержания духовно-нравственного воспитания и образования;

– определение комплекса мероприятий по духовно-нравственному воспитанию для различных групп детей, подростков, молодежи;

– включение духовно-нравственного воспитания в деятельность всех социальных институтов: семьи, образования, государственных учреждений и общественных организаций;

– поэтапная реализация системы мер по просвещению, подготовке и переподготовке специалистов различного уровня, работающих в сфере образования детей и молодежи по вопросам духовно-нравственного воспитания;

– включение в процесс решения проблемы всех существующих структур (социальных и институциональных) и обеспечение новых форм организации их взаимодействия. Это необходимо, так как ни одна из действующих структур в одиночку не может решить проблему духовно-нравственного воспитания в полном объеме.

В нашем регионе деятельность по духовно-нравственному воспитанию осуществляется в рамках областного закона № 41-оЗ «О защите нравственности детей в Рязанской области», который устанавливает меры, направленные на обеспечение интеллектуальной, нравственной и психической безопасности детей в Рязанской области.

Работа также скоординирована в рамках областных целевых программ: «Одаренные дети», «Комплексные меры профилактики злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Рязанской области на 2008-2010 годы», «Патриотическое воспитание граждан Рязанской области».

Проблему преодоления духовно-нравственного кризиса общества невозможно решить без осуществления комплексного культурно-просветительского влияния на семью. В образовательных учреждениях области активизирована работа родительского всеобуча, родители активно привлекаются к проведению воспитательных мероприятий. В рамках Года семьи в образовательных учреждениях проводились конкурсы, соревнования, фестивали под девизами «Папа, мама я – дружная семья!», «Семья крепка – сильна Россия!», «Семья – источник вдохновенья!», «Семь +я». Главная цель всех мероприятий - укрепление престижа семейного образа жизни в обществе, повышение ответственности семьи, отцовства и материнства за рождение, воспитание и благосостояние детей, пропаганда культуры супружеских отношений, здорового образа жизни, благоприятных условий воспитания детей, возрождение и развитие семейных традиций, укрепление связей поколений, восстановление родовых корней молодых семей. Только в I полугодии 2008 года таких мероприятий проведено более 300, в них приняли участие более 1500 семей.

В регионе уделяется большое внимание подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических работников. Преподаватели всех дисциплин в рамках курсов обязательно изучают вопросы формирования нравственных и духовных качеств личности. В течение последних пяти лет в Рязанском областном институте развития образования ведется обучение педагогов по таким предметам, как «История религий», «Основы православной культуры», «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности», «Содержание и методика преподавания факультативного курса «Православная культура». Такое обучение прошли 1000 педагогов области.

В 260 образовательных учреждениях области преподается курс «Основы православной культуры», обязательным условием реализации которого является добровольность со стороны учащихся, согласие родителей, наличие подготовленных кадров и учебно-методического комплекса. В 2007-2008 учебном году данный курс изучали 10901 учащийся (10,8% от общего количества школьников). По предварительным данным с 1 сентября текущего года его изъявили желание изучать 11156 человек (11,4% от общего количества школьников).

Возросла роль работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательных учреждениях через институты классного руководства. В Положении о классных руководителях говорится, что это должен быть не только педагог-профессионал, но и духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, а одной из главенствующих его задач является формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Ежегодно, начиная с 2000 года, министерством образования Рязанской области совместно с Рязанской епархией и общественной организацией «Православные витязи» проводится оздоровительный лагерь для 100 детей, осваивающих основы православной культуры. Этот лагерь является уникальным опытом взаимосвязи двух направлений воспитания: духовно-нравственного и патриотического. Окончательным итогом воспитания молодого человека в организации «Православные витязи» является его нравственное развитие как будущего защитника Отечества и духовное совершенство, основанное на православной культуре.

Таким образом, укоренение духовных ценностей, возвращение к духовным корням национальной жизни, решительная борьба государства и общества со всем, что растлевает наш народ, являются задачами не менее, а может и более важными, чем развитие экономики или военная безопасность. Государство должно стать на защиту добрых нравов, максимально содействовать возвращению людей к их духовным корням, традициям, которые являются источником нравственных ценностей.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 63
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011