На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Альманах «Глинские чтения»: январь-июнь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»

Предыдущая Следующая

 

Урок литературы в восьмом классе

 

«Искушение есть проверка духовного уровня христианина»

«Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

Схиархимандрит Иоанн (Маслов)

 

Оборудование: Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония», схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении».

 

Ход урока.

Учитель: Встреча с творчеством Н.С. Лескова, замечательного русского писателя, всегда обещает нам интересный и захватывающий сюжет, общение с необычными людьми. Исключением не явилось и произведение Николая Семёновича «Человек на часах», не караульный, не солдат, а человек. Уже название этого рассказа необычно. Давайте задумаемся над названием рассказа и значением слова «человек» и определим назначение человека на земле. Для этого обратимся к разделу «Симфонии» «Человек», а конкретнее к статье «Человек создан особым советом Святой Троицы» с. 1160.

Каким же сотворён человек?

Учащиеся: По образу и подобию Господа святым, чистым, непорочным, премудрым, и к вечному блаженству сотворён.

Учитель: Является ли человек сейчас таковым и почему?

Учащиеся: Нет, не является. После грехопадения человек утратил свою святость и чистоту.

Учитель: Да, Сам Господь пришёл спасти человека. Прочитайте об этом статью «Человек настолько высокое создание, что Сам Бог ради него в мир пришёл и искупил» с.1162.

И как говорится в «Симфонии» «Поскольку в христианине два рождения, то и человек двоякий по внутреннему устроению: ветхий и новый», ветхий – от Адама, впадшего в грех, новый – от Иисуса Христа и проявляющийся в живой вере с плодами своими. Ветхий человек часто не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации, как это произошло, например, с героем рассказа Постниковым. Как поступить, чтобы выполнить долг солдата и долг человека? Что важнее в данной ситуации? Это основной вопрос, который мучительно решает наш герой, находясь в карауле.

Давайте прочитаем отрывок рассказа со слов: «Но Постников помнит и службу и присягу; он знает, что он часовой…» с.354 и до конца 4 главы.

Чтение отрывка учащимися.

Учитель: Итак, Постников спасает утопающего. Можно ли сказать, что он совершил подвиг, за который ему положена награда?

Учащиеся: Да, можно.

Учитель: Но он оставил пост, следовательно, он предатель. Значит, Постников одновременно – герой и предатель. Понимает ли он, что он предатель?

Учащиеся: Да.

Учитель: Прочитайте, как рассказывает на допросе Постников Свиньину о случившемся, со слов: «Солдат говорил, что он «Богу и государю виноват без милосердия» до конца абзаца.

Чтение абзаца.

Учитель: В какое состояние попадает солдат, что он не выдержал борьбы между служебным долгом и состраданием?

Учащиеся: В искушение.

Учитель: Это одно из главных слов в рассказе. Давайте попробуем дать толкование этому состоянию героя, используя статью «Симфонии» «Искушение попускается Богом ради духовной пользы» с.404

Итак, ради какой духовной пользы попускаются искушения?

Учащиеся: Познаётся вера христианина, его любовь и смирение.

Учитель: Какую пользу приносит искушение воину?

Учащиеся: «Брань бо научает воина ПОДВИГУ и крепчайшим делает: без брани воин ослабевает и портится»

Учитель: Как вы понимаете, что означает слово «Брань»?

Учащиеся: Битва, борьба.

Учитель: Кто основоположник подвига, или, как говорится в «Симфонии», Подвигоположника?

Учащиеся: Сам Иисус Христос.

Учитель: Какой пример для подражания подал человеку Иисус Христос?

Учащиеся: Любви и смирения.

Учитель: Почему смирение имеет такое большое значения для духовной жизни человека? Прочитайте статьи «Симфонии» «Смирение» с.941

Дети читают: «Смирение – великая добродетель и берёт начало от Христа» с.941, «Образец смирения – Христос» с. 941, «Смирением подражать Христу в служении ближним» с.950

Учитель: Мы видим что, смирение в духовной жизни человека имеет особое значение. Смирение принято считать фундаментом в деле спасения человека. Вот как о смирении говорится в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» с.246 –247

Святитель указывает, что добродетель смирения «имеет Божественное происхождение, ибо «начало свое имеет не от иного кого, но от Христа, Царя небес и земли» (2:264). Глубочайшее смирение Христа Спасителя непостижимо для человеческого разума (2:259). Сын Всевышнего и Господь славы, обладающий Божественным величием и всемогуществом,

не устыдился принять человеческую природу, жить на грешной земле, служить людям. Во время Своей земной жизни Христос Спаситель явил множество примеров высочайшего подвига смирения. Так, например, Творец всего видимого и невидим ого мира не возгнушался умыть ноги Своим ученикам, принять самую позорную и ужасную смерть на кресте (1:44). «К сему глубочайшему и нашим умом непостижимому смирению, - пишет святитель Тихон, убедило Его не иное что, как любовь к Небесному Своему Отцу, Который гордостью и непослушанием человеческим был оскорблен, и сожаление к человеку, который ради преслушaния от лица Божия отвержен был» (2:259). За гордость и непослушание человека сын Божий принес в жертву Богу Отцу всесовершенное смирение, кротость и покорностъ. Смирение Христово поэтому имеет непосредственную связь с делом искупления всего человечества. И только смирение, выразившееся в покорности Богочеловека воле Небесного Отца даже до самой страшной и унизительной крестной смерти, принесло удовлетворение правде Божией, примирило человечество с Богом (2:259). Таким образом, смирение Христа Спасителя, лежащее в основании Его искупительного подвига, открыло для людей всех времен и народов путь ко спасению, к вечной блаженной жизни в Царствии Небесном.

Смирение – это азбука христианской жизни, начало и основание всех добродетелей, без которого «всякое духовное созидание нарушается и падает» (4:215). «Без смирения покаяние ложное... без смирения молитва бесполезна».

И каких бы высот духовной жизни ни достиг человек, в его душе не должно быть даже и малейшей тени самомнения, никакой мысли о каких – либо заслугах пред Богом. В противном случае его духовные подвиги становятся бездейственны, единение с Богом нарушается, что нередко приводит к греховному падению, а значит, и к духовной смерти. Смиренный человек, какие бы подвиги ни совершал, всегда видит свое недостоинство, свои немощи и недостатки, и это побуждает его возлагать надежду и упование только лишь на благодать Господню, действующую в его душе (4:220). И если смирение является основанием всех добродетелей, то оно в то же время есть и лучшее средство в борьбе с грехом. Оно способно укрощать злобные порывы в душе человека, отрезвлять грешников, изгонять душевные страсти, пороки и искоренять человеческую гордыню».

Учитель: Что же мы узнаём о Постникове после того, как он был посажен в карцер?

Учащиеся: За то, что Постников оставил пост, его высекли розгами. (14 глава, с. 367)

Учитель: Как отнёсся Постников к этому наказанию?

Учащиеся: Он был доволен этим наказанием, потому что, сидя 3 дня в карцере, ожидал гораздо худшего наказания.

Учитель: Как награждает Свиньин Постникова после заслуженного наказания?

Учащиеся: Фунтом сахару и четвертью фунта чаю.

Учитель: Как принимает эту награду Постников?

Учащиеся: Он был доволен «за отеческую милость».

Учитель: Как же проявился характер Постникова в этом искушении?

Учащиеся: Он в искушении остался верен Богу.

Учитель: Но совесть Свиньина неспокойна и он за советом обращается к владыке. Что отвечает владыка?

Учащиеся: Воину претерпеть за свой подвиг унижение и раны, может быть полезнее, чем превозноситься знаком.

Учитель: Как вы думаете, почему наказание полезнее награды?

Учащиеся: Чтобы не возгордиться.

Учитель: Прочитайте, что по этому поводу говорится в статье «Симфонии» «Благочестивые страдают, чтобы очиститься от грехов» с. 590.

Учитель: В чём, по мнению Лескова, достоинства характера Постникова?

Учащиеся: В смирении и любви.

Учитель: Итак, какую же высшую награду, по мнению владыки, уже получил Постников?

Учащиеся: Он избавлен от страдания духовного, или, как говорится в рассказе, «от страдания в духе».

Учитель: То есть совесть его спокойна. А «совесть сходна с законом» с. 958. Прочитайте об этом.

Учащиеся читают: с. 958 и 956 «Бог насадил в душу совесть, как некое правило руководства»

Учитель: Мы видим, что Постников «возлюбил ближнего своего как самого себя». И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своею) за друзей своих, за ближних своих. Вот поэтому совесть его спокойна, об этом и говорит владыка.

Учитель: А кто из героев не выдержал искушения?

Учащиеся: Инвалидный офицер, который присвоил себе подвиг Постникова.

Учитель: Случайно ли наш герой носит фамилию Постников?

Учащиеся: Нет, она образована от слова «пост».

Учитель: В словаре Владимира Даля «пост» имеет несколько значений: место, должность, караул, пикет, а также говенье – воздержание от скоромной пищи. Какие

значения отражает фамилия героя?

Учащиеся: И военную должность, и воздержание, духовная брань.

Подведение итогов работы.

Домашнее задание: Что в «Поучении Владимира Мономаха» говорится о служении ближним? (с.90, 91) Удалось ли Постникову выполнить наставления Владимира Мономаха?

 

Донченко Л.М.,

кандидат педагогических наук,

Заслуженный учитель России.

 


Источник:      Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
Н.В. Маслов: Нравственность народа – источник могущества и богатства государства
Глинская пустынь как центр духовного просвещения
Прославление собора преподобных старцев Глинских
ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в Неделю перед Просвещением
Святитель Феофан Затворник: Толкование на притчу о неправедном управителе
Глинские чтения – 2008
«Глинские чтения» в Клину
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Форум в столице
Презентация книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Пастырское богословие» в Болгарии
Республиканские Глинские чтения в Чувашии
«Глинские чтения» на Рязанской земле
Круглый стол в Государственной Думе
Защитить природу - спасти Россию
Преподобный Макарий Великий о воспитании чувств
Святитель Василий Великий о правилах наружного поведения юношей
Святитель Филарет Московский (Дроздов) об очищении ума
Поучения аввы Исайи
Бушкова Н.К.: Духовно-нравственное воспитание детей в системе образования Рязанской области
Морозов А.В.: О духовно-нравственном воспитании мальчиков-кадетов в XIX - начале XX вв. в России
Эмилиан Погончев: Особенности перевода богослужебных текстов на английский язык
Меньшенина С.В.: Русский язык и его роль в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников
Донченко Л.М.: Николай Семёнович Лесков: «Человек на часах»
Владыка Ириней, епископ Екатеринбургский и Ирбитский: Как искоренять детские пороки
Совесть
Схиамандрит Иоанн (Маслов): О семейной жизни
О подвижниках и львах
Житие преподобных Евтихия и Флорентия
Владимир Иванович Даль: Перевод со славянского
Б.М. Лукичев: «Обращаюсь к Вам по долгу Предстоятеля Русской Православной Церкви»
Иноземцева З.П.: Значение трудов схиархимандрита Иоанна (Маслова) для канонизации Глинских старцев
М. Фомичева: И.И. ЛЕВИТАН
Московская педагогическая академия
Положение о творческом конкурсе «Ценности Православия – в молодежную среду: молодые педагоги – подрастающему поколению»


Публикация:
Альманах «Глинские чтения» январь-июнь 2009 г.
стр. 78
12.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011