На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лебедева Е.В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Церковь и общество

«ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»

Предыдущая Следующая

 19 ноября/2 декабря Русская Православная Церковь празднует день памяти святителя Филарета, митрополита Московского.

 

Почти полвека Москва жила под попечением своего великого архипастыря, которого называли Синодальным Патриархом и Всероссийским митрополитом. И ныне в столице сохранились храмы, которые он освящал, а также другие памятные места, связанные с жизнью святителя.

 

На Московской кафедре

Духовная встреча святителя Филарета (Дроздова) с Москвой состоялась в марте 1816 года, когда он был назначен архимандритом Новоспасского монастыря, совмещая новую обязанность с должностью ректора Санкт-Петербургской Духовной Академии. Уже на следующий год состоялась его хиротония во епископа Ревельского, но он оставался настоятелем московской обители до 1819 года, когда получил назначение в Тверь, уже в сане архиепископа, а затем — в Ярославль. В июне 1821 года он был переведен в Москву, так как Московского митрополита Серафима (Глаголевского) Святейший Синод назначил митрополитом Петербургским и Новгородским. Приехав в первопрестольную, архиепископ Филарет сразу же отправился в Свято-Троицкую-Сергиеву Лавру испрашивать благословение Преподобного Сергия.

В день приезда владыку Филарета вышла встречать вся Москва. Праздничное богослужение состоялось в Успенском соборе, и тысячи ликующих москвичей столпились от Соборной площади до Иверской часовни — это было первое торжество в честь святителя Филарета.

Он принял московскую кафедру в сложное время, когда правительственные круги вместе с императором были охвачены нездоровыми мистическими идеями. В духе этих идей, например, архитектор А. Витберг создал первый проект храма Христа Спасителя, который предполагалось построить на Воробьевых горах.

На первые годы московского служения владыки Филарета выпало испытание, которое угрожало России великой политической смутой. Речь идет о восстании декабристов в 1825 году на Сенатской площади в Петербурге. В Москве же все прошло спокойно, благодаря продуманным, осторожным и умелым действиям святителя Филарета. После того, как в Петербурге была принесена присяга Николаю Павловичу, 18 декабря в Успенском соборе Кремля в присутствии членов Сената, военных чиновников и простых москвичей, архиепископ Филарет вынес из алтаря завещание Александра I, огласив документ, молвил: «Россияне! Двадцать пять лет мы находили свое счастие в исполнении державной воли Александра Благословенного. Еще раз вы ее услышите, исполните и найдете в ней свое счастие». По прочтении Манифеста началась присяга москвичей на верность новому законному государю Николаю I. Москва праздновала мир. А Святитель удостоился августейшей благодарности: император пожаловал ему бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

22 августа следующего года состоялась коронация Николая I и архиепископ Филарет, участвовавший в ней, был возведен в сан митрополита Московского и Коломенского. Он возложил на себя белый клобук только после того, как отнес его в Чудов монастырь к мощам святителя Алексия, митрополита Московского, чудотворца, и принял от него благословение.

 

«Твоим огнем душа согрета»

Митрополит Филарет отстаивал позицию Русской Православной Церкви в Синодальный период, когда искус власти подчинить Церковь своим политическим интересам был весьма силен. Его отношения с императором были порой сложные, но миролюбивые. В трудные времена государь поддерживал архипастыря. Так было в 1830 году, когда на Москву обрушилась холерная эпидемия, бушевавшая несколько месяцев: говорили, что такого сплочения народа не было со времен нашествия Наполеона. Святитель не покинул свой город в ответ на царское приглашение в Петербург, готовясь умирать вместе со всеми. В Москве объявили строжайший карантин и оцепили ее военными кордонами. Митрополит повелел ежедневно совершать крестные ходы с молебным пением и колокольным звоном и сам молился в Кремле с братией Чудова монастыря на коленях, под открытым небом. Священники обходили свои приходы, а потом шли в карантины окормлять больных, причем никто из них не заразился. Святитель Филарет не раз повторял, что врачевание медицинское должно сочетаться с врачеванием духовным, и в данном случае упование на Бога важнее медицины.

В эти дни Николай I неожиданно приехал в Москву, несмотря на смертельную опасность. Потрясенные москвичи увидели, как царская карета остановилась перед Иверской часовней. Император долго молился перед чудотворной иконой на коленях, а потом в сопровождении народа отправился в Кремль, где на ступенях Успенского собора его встретил святитель Филарет и приветствовал словом: «Благочестивый Государь!... Ты являешься ныне среди нас как Царь подвигов, чтобы опасности с народом Твоим разделять, чтобы трудности препобеждать. Такое Царское дело выше славы человеческой, поелику основано на добродетели христианской. Царь Небесный провидит сию жертву сердца Твоего, и милосердно хранит Тебя, и долготерпеливо щадит нас». Этот визит государя в зараженную Москву и слово Святителя послужили сюжетом для стихотворения А.С. Пушкина «Герой».

В 1831 году, после того как холера оставила Москву, митрополит Филарет был награжден орденом Святого Андрея Первозванного «...за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане, достойно носимом». В храме во имя святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке был освящен придел во имя Боголюбской иконы Божией Матери, которой москвичи молились во время эпидемии.

 

«Не нам, Господи, а Имени Твоему»

Великим наследием святителя Филарета стал Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в ознаменование победы в Отечественной войне 1812 года. Еще в августе 1814 года император приказал после Божественной литургии служить во всех церквях благодарственный молебен с коленопреклонением в память о спасении России от на­шествия иноплеменных. Чин этого мо­лебна составил святитель Филарет.

Он проповедовал, что Россия побе­дила смертельного врага потому, что Божия Правда была на ее стороне, и потому, что народ сплотился в любов­ном союзе со своим государем. «Да бу­дет наша слава в том, что наша вера и правда привлекли на нас око Его благо­сти, да воспишется Ему то, что Он со­творил нам... Ныне благословенная Бо­гом Россия, познай твое величие и не воздремли, сохраняя основания, на ко­торых оно воздвигнуто!» Именно эта идея воплотилась в Храме Христа Спасителя. Если неосуществленный проект А. Витберга страдал духовной абстракцией, то творение Константина Тона стало символом русского Право­славия.

10 сентября 1839 года митрополит Филарет совершил торжественную за­кладку храма по проекту Константина Тона на Алексеевском холме. Закладку приурочили к двум важнейшим событиям: празднованию 25-летия окончания войны с Наполеоном взятием Парижа в марте 1814 года и к открытию и освящению на Бородинском поле Памятной колонны в честь победоносной Бородинской битвы, состоявшейся 26 августа 1812 года. На торжественной церемонии присутствовали высокочтимый митрополит Московский Филарет, император и благочестивая игумения Мария (Маргарита Михайловна Тучкова, жена погибшего на Бородинском поле генерала Александра Алексеевича Тучкова. На месте его гибели она основала, по благословению митрополита Филарета, монастырь в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Ныне это вновь действующий Спасо-Бородинский монастырь на поле воинской славы России).

Для Храма Христа Спасителя в Москве святитель Филарет лично выбирал сюжеты для росписи его важнейших частей и скульптурного убранства. Храм предстал как образ православной России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Поскольку он посвящен Господу, в нем много изображений, повествующих о событиях Его земной жизни. Канонические сюжеты переплетены с национальными: в Храме представлена история России от принятия христианства до Отечественной войны 1812 года, в которой Богохранимая и Богоизбранная на мессианский подвиг Держава Русская не только отстояла свою национальную независимость, но и одолела мирового завоевателя, принеся свободу другим народам. Третьей темой стала история создания благодарственного Храма в Москве, бывшей, по словам Святителя, всесожжением за спасение Отечества. Николай I особо пожелал, чтобы идея росписи Храма напоминала «о Милостях Господних, ниспосланных по молитвам праведников на Россию в течение всех девяти веков ее истории». Два придела — во имя Святителя Николая Чудотворца и Святого благоверного великого князя Александра Невского — освящены по именинам государей-храмоздателей и символизируют развитие исторического периода времени от Рождества Христова (главный престол) к истории основанной Им Вселенской Церкви до Крещения Руси (Никольский придел) и далее к истории России: западное крыло храма посвящено Русской Церкви, а Александровский придел -Государству Российскому.

Сюжеты и персонажи горельефов на фасадах, отобранные Святителем, развивают те же идеи храма. Первые в их ряду — образы Господа, Богоматери, Апостолов и Сил Небесных, хранивших Россию всю ее историю. Далее следуют персонажи Ветхого Завета, бывшие носителями особой Божественной благодати, или связанные со строительством Иерусалимского храма, как, например, израильские цари Давид и Соломон. За ними — образы русских святых, ратников за Отечество, всех тех, кто просвещал Россию во Христе и укоренял в ней Православную Церковь, кто созидал православную Москву. Наконец, на фасадах запечатлены картины Священной и русской истории, а также образы тех святых, в чьи праздники состоялись победоносные сражения Отечественной войны 1812 года. Например, на восточном фасаде раскрыта главная идея благодарственного национального Храма-памятника. Поскольку фасад, как и алтарь, ориентирован на восток, на углах изображены два важнейших события из земной жизни Спасителя — Рождество и Воскресение, знаменующее Его победу. Эти образы символизируют два триумфальных торжества в Отечественной войне — изгнание врага за пределы России к Рождеству 1812 года и взятие Парижа 19 (31) марта 1814 года, случившееся под Пасху, как христианскую победу добра над злом и свободы — над рабством.

Благодаря святителю Филарету был создан уникальный иконостас, ставший символом Храма. Архитектор сначала предложил его в виде небольшой перегородки по древнему византийскому образу. Первое, что видел бы человек, входящий в Храм, — огромный алтарный образ Рождества Христова. Святитель не дал одобрения, ибо такой иконостас не выражал «мысли величия, которую должен был подавать алтарь». И тогда появилась шатровая часовня-иконостас с престолом внутри, знаменующая пещеру Гроба Господня.

 

Е.В. Лебедева

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 64
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011