На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Киприан (Пыжов) /Архимандрит,
Киприан (Пыжов)
Архимандрит


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Литературная страничка

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ

Предыдущая Следующая

 

Архимандрит Киприан (Пыжов)

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», 2008, ноябрь)

 

Е1940 году из Югославии прибыл к нам Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Анастасий [1]. Меня определили к нему келейником, что я выполнял с большой ревностью. Однажды утром я вошел к владыке: он попросил наполнить водой умывальник. Там не было водопроводов и удобствами пользовались по примитивной системе. Я снял с гвоздя умывальник, висевший над тазом. Владыка Митрополит остановил меня, сказав, что надо в кувшине принести воды, но я не послушался, сказав, что можно прямо в умывальнике — будет проще, но владыка повторил: «Нет, надо в кувшине». Я не внял его практическому совету, снял умывальник со стены и пошел, чтобы принести воды. Выйдя за крыльцо, я вылил в траву оставшуюся воду. Кран выпал и исчез где-то в траве. Я не мог его найти, как ни старался отыскать этот злополучный кран, исчезнувший на пространстве одного квадратного аршина. Пришлось с повинной вернуться в покои Митрополита. «Вот видите, — сказал владыка Анастасий, — это за непослушание». Я ушел с неловким чувством, и в недоумении размышлял: «Куда же делся кран»? Но кран так и не нашли, а владыке что-то устроили для умыванья.

Несмотря на мою оплошность, владыка Анастасий пожелал рукоположить меня в сан иеромонаха, что и совершил, ознаменовав этим свое единственное посещение нашей обители на Карпатах.

После практического ежедневного служения в сане иеромонаха меня назначили обслуживать приход в Вышнем Орлихе, в новопостроенной каменной церкви; приходилось ездить туда на велосипеде и с субботы на воскресенье ночевать там в хате сторожа.

В русинских церквях принято общенародное пение, что практикуется издревле. В таком общем пении всех молящихся бывают, конечно, погрешности, в смысле точного уставного исполнения богослужения, но народное пение во время Литургии всегда поднимает молитвенное настроение стоящего перед престолом иерея.

Бывали и курьезы. Как-то приезжаю я в Вышний Орлих для совершения страстных и пасхальных богослужений. Меня встретила жена старосты с радостной улыбкой и торжественно объявила, что мне не нужно беспокоиться об уборке церкви к выносу Плащаницы и Великому дню: «Уже девчата прибрали, и алтарь помыли, и престол облачили, и ручники постирали и погладили». Я был тронут таким усердием, но попросил этого больше не делать, объяснив, что в алтаре только священник может облачать престол и жертвенник.

Она поблагодарила и сказала, что на другой год они этого делать не будут, что и исполнилось. На другой год началась война, и все мы — братия монастыря — эвакуировались по вызову архиепископа Виталия [2] в Америку, для пополнения Свято-Троицкого монастыря, который состоял из нескольких человек братии.

Первым этапом нашего «исхода» была столица Словакии - Братислава. Там удалось найти на набережной Дуная обширное помещение бывшего питейного заведения с низкими потолками и подвалом, из которого тянуло смрадом сырости и гнили. Там, в первом зале, устроили церковь и, как могли, почистили ее и устроили временный иконостас. Во втором зале было устроено братское общежитие. Кто-то пожертвовал койки с матрасами, одеяла и все, что необходимо для скромных потребностей жизни при новых условиях иноческого общежития в большом европейском городе. Там мы прожили несколько месяцев, по возможности соблюдая все правила монастырского устава: в 4.30 утра — подъем на полунощницу, затем совершали утреню и Литургию, на которую стали приходить богомольцы — русские старожилы из числа первой эмиграции. Среди них было много наших знакомых, почитателей нашей обители в селе Ладомирово на Пряшевско-Карпатской Руси, в которую они ездили, когда могли, на поклонение святым мощам и списка Почаевской иконы Пресвятой Богородицы.

Эти люди поддерживали братию в смысле питания и других житейских нужд.

В Братиславе мы впервые встретились с представителями второй волны русских беженцев, оказавшихся за рубежом своей родины. Это знакомство произошло при следующих обстоятельствах. Как-то утром я вышел пройтись по набережной Дуная. В нескольких шагах от нашего общежития, из соседнего дома, вышел мальчик лет 11-12 и смотрит прямо мне в глаза с приветливой улыбкой. По голубым глазам и белокурым волосам его легко было принять за местного жителя-словака. Я наугад спросил: «Ты русский мальчик?» Он утвердительно кивнул головой, и мы сразу познакомились. Оказалось, что он действительно русский, по фамилии Мироненко, по имени Юра. Его родители и бабушка поселились в соседнем доме. Это была первая встреча с земляком из страны, покинутой нами много лет назад. В тот же день все Мироненки стали прихожанами нашей странствующей обители. В настоящее время мальчик Юра Мироненко — солидный господин, возглавляющий семью, состоящую из супругов и двух взрослых дочерей, кончающих университет в Сакраменто (Калифорния, США), где их отец имеет доходную усадьбу, два нарядных особняка и сад из пальм и апельсиновых деревьев. Если кому из старшей братии случается бывать по службе в Сан-Франциско, то семья Мироненко радушно принимает их в своем доме, вспоминая дни первой встречи на берегу Дуная.

В состав нашей братии, прибывшей в Братиславу, входили: архимандрит Серафим, архимандрит Нафанаил, игумен Иов, игумен Филимон, иеромонах Антоний, иеромонах Киприан, иеродиакон Сергий, отец Виталий (ныне митрополит [3]) и другие. Я был послан настоятелем, отцом Серафимом, в Братиславу заранее, чтобы подыскать помещение для братии, так как я имел знакомых в этом городе, которых с Божией помощью удалось вскоре найти. Когда братия прибыла в Братиславу, помещение было найдено и приготовлено к приезду братии.

Поздоровавшись со всеми, мы удивились, что отсутствуют двое подростков, юнейших наших собратьев; мы их звали Вася черный и Вася белый. Отец Виталий с удивлением воскликнул: «А где же мальчики?!» Оказывается, архимандрит Серафим не захотел их брать, считая, что они будут излишним «балластом». «Ах, возиться только с ними; пусть сидят у себя дома», — сказал он.

Такое решение настоятеля никто из братии не разделял. Эти мальчики были местные жители, но с малых лет они сблизились с монастырем и были в нем как младшая братия. Вася Шкурла - сегодня владыка Лавр, архиепископ Сиракузский и Троицкий, настоятель Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле [4], окончил среднюю школу, куда ездил на велосипеде в местечко, называемое Свидник. Другой, теперь игумен Свято-Троицкого монастыря, отец Флор. Оба они ходили на клирос и во всем были полезны, живя среди братии. Несмотря на такое решение отца Серафима, отец Виталий наскоро собрался и уехал обратно за Василиями. Надо было решиться на опасность встретиться с партизанами, пробираясь через взорванные мосты и другие препятствия на пути в Братиславу.

С Божией помощью предприятие окончилось успешно: через несколько дней все трое благополучно соединились с братией, преодолев преграды, порождаемые войной.

За время пребывания братии в Братиславе, к нам присоединилось еще несколько человек: архимандрит Агапит (впоследствии епископ), иеромонах Валентин, Петр Чернобыль (теперь архимандрит Нектарий, духовник в Геф-симанском монастыре в Иерусалиме) и некоторые семьи. Все эти беженцы с юга России оказались крепкими православными борцами за веру.

Их присутствие поднимало и укрепляло дух братии. Вскоре наша обитель оказалась центром создавшейся общины: монастырские ежедневные службы стали привлекать православных, число которых увеличилось, и наши богослужения стали принимать общественный характер. Большинство среди приезжих были киевляне, они оказались опытные церковные певчие, что обогатило наш клирос.

Так мы прожили несколько месяцев.

Угроза нашествия большевиков нависала над Словакией; надо было думать о продвижении на Запад. Наш находчивый настоятель отец Серафим, списавшись с аввой Свято-Троицкого монастыря архиепископом Виталием (Максименко), бывшим в то время правящим архиепископом в Северной Америке, получил от него личный вызов для каждого из нас, поэтому мы начали готовиться к эвакуации в сторону Берлина, где тогда был во главе Зарубежной Церкви Митрополит Серафим (Ляде) — по крови немец, но по душе православный. Он был очень добрый архипастырь, всегда помогавший русским, оказавшимся на территории его епархии, главным образом, в Берлине, где нас встретили добрые люди и проводили в собор, в котором в это время шла предрождественская служба.

Храм был наполнен «остами» («восточными», то есть выходцами из Советского Союза, угнанными на работы в Германию. — Прим. ред.). Все они горячо молились. Беда, навязанная безбожниками, научила горячо молиться, что давало им благодатное утешение, и которое утрачивается, лишь только физическая безопасность и довольство коснутся души. Тогда охлаждается дух, стремление к Богу, и настает снижение «духовной температуры» души. Это наглядно наблюдается теперь, спустя 30-40 лет, в «благословенной» Америке. Очень многие из тогдашних «остов» нажили, подчас тяжелым трудом, можно даже сказать — праведным, богатую собственность, и о Боге стали забывать. Счастья же не нашли, и духовная температура опустилась до минимума, до следующей встряски...

Вернемся к прерванному повествованию. В первую ночь нам предоставили возможность переночевать в храме, и мы разместились, кто на полу, кто на клиросе и где кто нашел подходящий уголок. Настоятелем собора в то время был киевский протоиерей

Адриан Рымаренко. Он, с большой группой прихожан, эвакуировался из Киева раньше нас. Во все время нашего пребывания в Берлине город находился под угрозой бомбежек; многие из наших соотечественников стали жертвами налетов американских самолетов на город. Так погиб сын отца Адриана, Серафим, что потрясло не только его родителей, но и всех прихожан. Были и другие жертвы.

 

(Окончание следует)

 

Примечания:

 

1. Митрополит Анастасий (Грибановский; +1965) — второй по счету после митрополита Антония (Храповицкого; +1936) Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей с 1936 по 1964 годы.

2. Архиепископ Виталий (Максименко; 1873-1960 ) - переехал в США в 1934 г. и в том же году был хиротонисан во епископа Детройтского с местом пребывания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле; с 1948 по 1960 — настоятель Свято-Троицкого монастыря.

3. Митрополит Виталий (Устинов; 1910-2006) — четвертый по счету Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей с 1986 по 2001 годы.

4. Архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр (Шкурла; 1928-2008), затем Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский — пятый по счету Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей в 2001-2008 гг., подписавший Акт о каноническом общении между двумя ветвями Русской Православной Церкви.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 69
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011