На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»

Предыдущая Следующая

 

Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, чудотворец, жил на острове Кипр в конце III — первой половине IV века. Сын простых родителей, смиренный и простодушный отрок пас овец, наблюдая красоту и мудрость окружающего мира. На иконах Святителя часто изображают в пастушьей шапке из ивовых прутьев. В зрелом возрасте Спиридон женился и имел детей. Он вел чистую богоугодную жизнь в сердечной простоте, кротости и любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла. Спиридон стал усердно служить Богу добрыми делами и, в особенности, странноприимством и заботой о нищих. Исключительная доброжелательность и отзывчивость снискали ему любовь и благодарность современников. Живя в миру, он так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: исцелял неизлечимых больных, изгонял из одержимых бесов. Вскоре Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция. На епископской кафедре он по великому смирению довольствовался малым, пас овец и продолжал творить великие и дивные чудеса. Особым даром Святителя была власть над стихиями: на высохшую землю изливался дождь, исчезали грозовые облака, останавливались в своем течении водные потоки. Он совмещал пастырские труды с делами милосердия. Доброта Святителя соединялась со строгой справедливостью к людям неблагочестивым.

Подробное житие святителя Спиридона не сохранилось. До нас дошли описания многочисленных удивительных чудес, совершенных епископом. Упомянем лишь некоторые из них.

Однажды на Кипре была засуха, за ней последовали голод и мор, когда умирало множество людей. Святой Спиридон обратился с усердной молитвой к Богу — и пошел обильный дождь, земля дала большой урожай, голодающие были спасены.

Завистники оговорили одного доброго христианина и посадили в тюрьму. Через некоторое время его осудили на смерть. Узнав об этом, святитель Спиридон поспешил на помощь. Нужно было преодолеть бурный водный поток. Святитель Спиридон, по примеру пророка Елисея, с твердой верой во всемогущество Божие приказал водному потоку расступиться. Вода ручья остановила свое движение, расступилась, Святитель перешел на другой берег. Свидетели этого чуда отправились к судье и поведали о приближении чудотворца. Судья с почетом принял епископа Тримифунтского и освободил заключенного.

В царствование Константина Великого, первого императора-христианина, в 325 году в Никее был созван Первый Вселенский Собор — для низложения еретика Ария, дерзнувшего отрицать единосущность Господа Иисуса Христа с Богом Отцом. Ария в его заблуждении поддерживали некоторые епископы. В числе участников Собора был и святитель Спиридон. С позволения императора Константина на Соборе присутствовали и греческие философы. Искуснейший из них выступил в поддержку Ария и пытался высмеять учение православных. Святитель Спиридон стал просить святых отцов Собора позволения начать диспут с этим мудрецом. Святые отцы, зная простоту и неискушенность в науках епископа Тримифунтского, запрещали ему вступать в дискуссию. Однако святой Спиридон, зная, какую силу имеет премудрость свыше и как немощна по сравнению с ней мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал: «Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай то, что я скажу тебе. Един Бог, сотворивший небо и землю, и создавший из земли человека и устроивший все прочее видимое и невидимое Словом Своим и Духом. И мы веруем, что Слово есть Сын Божий и Бог, Который, умилосердившись над нами, заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий. Мы веруем, что Он придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного Существа со Отцом, равной с Ним власти и чести... Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты не осмеливайся исследовать, как все это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание».

Затем, немного помолчав, святитель спросил: «Не так ли и тебе все это представляется, философ?»

Философ молчал, так как ничего не мог сказать против слов святого, в которых была видна Божественная сила и правда.

Наконец, философ ответил: «И я думаю, что все действительно так, как говоришь ты. Пока состязание велось посредством доказательств, я искусством спорить отражал их, но когда вместо доказательств из уст твоих начала исходить особая сила, доказательства стали бессильны против нее. Я больше не могу противиться Богу».

Тогда старец сказал: «Итак, иди и прими сторону святой веры».

Философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании епископом Тримифунтским. Радовались и все православные, а еретики были посрамлены.

На том же Соборе святитель Спиридон явил наглядное доказательство Единосущия Святой Троицы. Он взял в руки глиняный кирпич — плинфу — и стиснул его. Из кирпича, удерживаемого Святителем, вверх взвился огонь, вниз потекла вода, а глина осталась в руке чудотворца. «Вот три стихии, а плинфа одна, — сказал святитель, - Так и в Пресвятой Троице — Три Лица, а Божество едино». Таким наглядным примером епископ Спиридон продемонстрировал арианам исповедуемое православными Единосущие Трех Божественных Ипостасей Святой Троицы. Спасительная благодать епископа Тримифунтского Спиридона вразумила многих еретиков-ариан и обратила их к истинной вере.

После смерти Константина Великого его империя была разделена на две части. Во главе восточной части стал старший сын усопшего императора Констанций. Приехав в Антиохию, Констанций тяжело заболел, но при лечении его опыт и знания лучших врачей оказались бессильны. Тогда Констанций обратился к Богу, истинному Врачу душ и телес, с молитвой о даровании исцеления. Вскоре в тонком сне император увидел Ангела, указавшего на целый сонм епископов и среди них — на двоих, способных вылечить его. Император собрал епископов со всех окрестных городов. Среди них не было тех, на кого указал Ангел. Во второй раз Констанций созвал епископов из более удаленных областей, но тщетно. Тогда император пригласил к себе епископов со всей империи. Получил приглашение и епископ Тримифунтский. Святому Спиридону Бог открыл все о болезни Констанция. Святитель со своим учеником Трифиллием, вместе с которым явился царю в видении, отправился к больному. Трифиллий в то время не был еще епископом. Несколько лет спустя он возглавил кафедру Левкусии Кипрской и впоследствии был причислен к лику святых (память 13/26 июня). Преодолев все трудности путешествия, путники добрались до императорского дворца.

Святитель Спиридон был бедно одет, в руках держал посох из финикового дерева, на голове была надета ветхая шапка, на груди висел небольшой глиняный сосуд с елеем от Святого Креста. Один из дворцовых служителей, приняв Святителя за нищего, не позволил ему войти в покои императора, прогнал его и ударил святого Спиридона по щеке. Святитель, памятуя слова Господа: «Кто ударит тебя в правую гцеку, обрати к нему и другую твою», — подставил для удара другую щеку. Служитель понял, что перед ним епископ, и смиренно просил у него прощения.

Как только Святитель с учеником вошел в царские покои, Констанций сразу же узнал в них епископов из видения. Император встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами просил его молитв и умолял об исцелении. Святой Спиридон коснулся головы Констанция, и император тотчас выздоровел. Царь оказал Святителю великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая великое почтение своему доброму целителю.

Ученик Святителя Спиридона Трифиллий был поражен роскошью и красотой царского дворца и многочисленностью вельмож, окружавших императора. Святитель заметил это и обратился к своему ученику: «Чему ты так удивляешься, брат? Неужели царское величие и слава делают царя более праведным? Разве царь не умирает так же, как и последний нищий, и не предается погребению? Разве он не предстанет одинаково с другими на Страшном Суде? Зачем то, что разрушается, ты предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству? Прежде всего, следует искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную небесную славу».

Много поучал Святитель и самого императора, наставлял его всегда помнить о благодеяниях Божиих, быть щедрым к просящим, милосердным к согрешающим, любящим и добрым отцом для всех подданных. Констанций хотел одарить Святителя золотом, но Спиридон отказался: «Нехорошо платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя есть любовь. Я оставил дом, долго плыл морем, перенес жестокие холода и ветры, чтобы исцелить тебя. Разве это не любовь? А ты даешь мне золото, причину всякого зла». Только усиленные просьбы царя вынудили его принять в дар золото, но и то лишь для того, чтобы тотчас раздать его нуждающимся. Святой заповедал царю строго хранить правила благочестия, не наносить вреда Церкви Божией. Император Констанций искренне полюбил Святителя и по его просьбе освободил от податей священников, диаконов и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Небесного платить дань царю земному.

Святитель Спиридон особо заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности Священного Писания. Он строго обличал священников, которые в своих проповедях неточно употребляли слова Евангелия и других Богодухновенных книг. Как-то ученик Святителя — Трифиллий, который к тому времени уже стал епископом Левкусийским и славился своею ученостью и красноречием, произносил в церкви проповедь. В своем поучении он упомянул слова Христа, сказанные расслабленному: Востани, и возьми одр свой (Мф. 9, 6). Но Трифиллий сказал так: «Востани, и возьми ложе твое». Святитель Спиридон возмутился и сказал: «Неужели ты лучше Христа, сказавшего одр, что стыдишься употребляемого Им слова?» Вслед за этим он покинул храм. Так святитель Спиридон ради душевной пользы своего ученика преподал ему урок смиренномудрия и кротости, чтобы тот не возгордился данным ему талантом красноречия.

Однажды епископ Спиридон оказался вместе с епископом Трифиллием в местечке, именуемом Паримна. Трифиллию там очень понравилось, и он захотел приобрести поместье. Это его желание не утаилось от прозорливых духовных очей святителя Спиридона, и он обратился к ученику: «Зачем ты постоянно думаешь о суетном? Желаешь поместье, которое на самом деле не имеет никакой цены. Наше нетленное сокровище на небесах — надо стремиться к нему». Слова эти принесли великую пользу Трифиллию. В дальнейшем за свою праведную жизнь он сподобился многих дарований от Бога.

Святитель Спиридон был образцом христианской благотворительности. У него был обычай — из собранного урожая одну часть раздавать бедным, а другую отдавать в долг нуждающимся.

Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без проверки и отчета.

Господь открыл Святителю приближение его кончины дивным знамением: во время летней жатвы святитель Спиридон со своими друзьями собирал урожай и, хотя стояла ясная погода, несколько капель, похожих на росу, внезапно упали на голову святителя. Волосы святого тотчас изменили цвет: часть из них оказалась черной, другая стала белой, а третья приобрела желтую окраску. Друзья епископа, помогавшие ему в поле, были поражены столь странным чудесным изменением его облика. А Святитель, благодаря озарению свыше, узнал о часе, когда Отец Небесный призовет его в вечные обители. Около 348 года святитель Спиридон преставился ко Господу. Последние слова святого были о любви к Богу и ближним.

И после блаженной кончины своей святитель Спиридон помогает всем, нуждающимся в его поддержке и молитвенном предстательстве пред Господом. У нетленных мощей святого угодника Божия в храме в честь его имени в городе Керкира, на острове Корфу, совершалось и совершается множество чудес и исцелений.

В Москве в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке находится чтимая икона святителя Спиридона с частицей его святых мощей. С давних времен святителя Спиридона почитают на Руси как великого заступника и избавителя от бед и напастей. Святой укрепляет людей в мужественном стоянии за веру, подает исправление покаявшимся грешникам, заботится о вдовах и сиротах, избавляет от засухи, голода и нищеты. Особую помощь святой чудотворец оказывает в благополучном устроении семейных, имущественных и земельных дел.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 52
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011