На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Колонка учредителя

«ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»

Предыдущая Следующая

 

В этом году исполнилось 400 лет с начала осады Свято-Троице-Сергиевой Лавры поляками в период Смутного времени.

В осаде Лавры как в кристалле отразилось все многообразие событий и обстоятельств того трагического и героического периода, накопившего бесценный духовный и исторический опыт, столь необходимый в наше время.

Осада Лавры началась при Лжедмитрии II, когда Польское королевство начало войну с Московским царством. Побудительными мотивами действий польского короля и шляхты было упразднение Православия и распространение католичества, присоединение земель Московского государства, ограбление и закабаление русского народа.

Непосредственно осаду Лавры начали польские военачальники Сапега и Лисовский, вознамерившиеся захватить сокровища, хранившиеся в Лавре, осквернить православные святыни и подорвать дух сопротивления русского народа. Царь Василий Шуйский, предвидя возможную осаду Лавры, заранее направил туда небольшой отряд под начальством двух воевод — князя Григория Борисовича Долгорукого и Алексея Ивановича Голохвастого. Монастырь защищали мощные крепостные стены, предусмотрительно возведенные царем Иоанном Васильевичем Грозным, с тремя рядами бойниц и мощными башнями. В монастыре были заранее собраны многочисленные пушки и пищали, ядра и порох, большие запасы хлеба.

У стен монастыря войска Сапеги и Лисовского явились 23 сентября (все даты приведены по старому стилю) 1608 года. Защитники Лавры сразу же сделали вылазку, поляки понесли большие потери. Для облегчения обороны осажденные выжгли вокруг монастырских стен и башен все деревянные постройки. Многие местные жители, не предполагая длительной осады, укрылись за стенами обители. Поляки послали в монастырь грамоту с предложением открыть ворота и присягнуть «царю Дмитрию». Приведем текст ответа архимандрита Иоасафа и насельников Лавры полностью, поскольку он наглядно показывает непоколебимую преданность святому Православию и Отечеству защитников обители Преподобного Сергия:

«Да весте ваше темное державство, гордыи начальницы Сапега и Лисовский и прочая ваша дружина: векую нас прельщаете Христово стадо православных христиан. Богоборцы, мерзость запустения, да не весте яко и десяти лет христианское отроча в Троицком Сергиеве монастыре посмеется вашему безумному совету. А о нихже есте к нам писаете, мы сия приемше оплевахом: кая бо польза человеку возлюбити тьму паче света и преложити истину на лжу и честь на безчестие и свободу на горькую работу? Како же вечную оставити нам святую истинную свою православную христианскую веру греческого закона и покоритися новым еретическим законом отпадшим христианский веры, иже проклятии быша от четырех вселенских патриархов? Или кое приобретение и почесть еже оставити нам своего православного государя царя и покоритися ложному врагу и вам — иноверным, нам же, знающим своего православного государя, под их же царскою христианскою властию от прародителей наших родихомся в винограде истинного Пастыря Христа, како оставите нам повелеваете христианского царя и ложною ласкою и тщетною лестию и суетным богатством прельстити нас хощете? Но ни всего мира не хощем богатства противу своего крестного целования».

Защитники Лавры видели в Сапеге и Лисовском не только слуг самозванца, ложного царя, но и проклятых еретиков — латинян. Сдать монастырь для них было бы не только и не столько совершить измену политическую, сколько оставить святую истинную свою православную веру с тем, чтобы покориться новым еретическим законам отступников от христианской веры. Открыть ворота значило бы предать память и мощи великого чудотворца Сергия на поругание врагам Православия. Это было немыслимо для монахов Лавры, поэтому немыслима была сдача Лавры тушинскому вору. Действительно, мнение мудрое и поучительное, особенно в наше смутное время.

Соотношение сил было впечатляющим: поляков и русских изменников собралось от 15 до 30 тысяч, защитников Лавры — приблизительно 2400 человек.

Сила Божия в немощи человеческой совершается. С малочисленными осажденными был Преподобный Сергий, охранявший свою обитель, так что многочисленные полчища супостатов напрасно простояли под монастырем в продолжение 16 месяцев, понеся большие потери.

Пример стойкости в вере и верности Отечеству посреди предательства, трусости и измены в то время давали народу русское духовенство и монашество: священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, преподобные — Дионисий Радонежский, Сергий Шухтомский, Ферапонт Монзенский, Иринарх, затворник Ростовский, Евфросин Синозерский, Иосиф Заоникиевский, Галактион Вологодский, праведная Иулиания Лазаревская (Муромская) и сонм иных праведников и исповедников. Формула «За Веру, Царя и Отечество» для многих действовала тогда в полной мере. Приведем пример. Во время осады Лавры Сапега и Лисовский отлучались для совершения грабительских набегов. В октябре произошла встреча Сапеги со старцем Иринархом в захваченном поляками Ростовском Борисоглебском монастыре. Святой затворник для изнурения тела носил на себе тяжелые железные вериги. Отличался прозорливостью. Рукодельничая, вязал для братии монастыря и нищих одежду. Увидев на пороге своей кельи польского шляхтича, сказал: «Я в Русской земле родился и крестился, за русского царя Василия и молюсь». Незваный гость получил добрый совет: для сохранения своей жизни побыстрее вернуться домой. Сапега был восхищен духовной силой и смелостью старца; от растерянности в качестве вклада в обитель оставил деньги, боевое знамя и поспешно увел из монастыря своих вояк...

Сразу после получения ответа Лавры поляки начали штурм, мужественно отбитый осажденными. Пушкари Сапеги и Лисовского начали шестинедельный артиллерийский обстрел обители. Раскаленные ядра не вызвали пожара в монастыре, упорные попытки разрушить укрепления ни к чему не привели. Поляки решили произвести подкоп под стену и взорвать ее. Одновременно с этим осаждающие 13 октября предприняли безрезультатный штурм, продолжавшийся целую неделю. В это время архимандрит Иоасаф с монахами совершал в Троицком храме прилежные моления Господу Богу, Пречистой Богородице, преподобным Сергию и Никону об избавлении от врагов. По стенам монастыря прошел крестный ход. Осажденные совершали смелые и успешные вылазки.

В плен попал поляк ротмистр Брушевский, рассказавший защитникам Лавры о готовящемся подкопе под стены монастыря; место подкопа указать не успел, так как скоропостижно скончался.

23 октября одному из монахов явился Преподобный Сергий и приказал ему возвестить воеводам и ратным людям о готовящемся штурме западной стены монастыря. Преподобный напутствовал защитников не падать духом и смело дерзать, отражая супостатов. Последовавший штурм был отбит с большими потерями для поляков.

Опасность вражеского подкопа понимали все защитники Лавры. Многочисленные пленные поляки не могли указать, где именно ведется подкоп. Были приняты все меры предосторожности: на наиболее вероятном направлении перед стенами Лавры за одну ночь был вырыт глубокий ров, в других местах выкопаны штольни — «слухи» для прослушивания возможных земляных работ противника. Все защитники обители, готовясь к возможной гибели, исповедовались в грехах и причастились.

Преподобный Сергий явился архимандриту Иоасафу молящимся перед образом Святой Троицы. После молитвы Преподобный обратился к архимандриту: «Брате, восстани, се время пению и молитве час, бдите и молитеся, да не внидете в напасть; Господь всесильный многих ради Своих щедрот помилова вас и протчее время подаст вам, да в покаянии поживете».

Наконец, защитники Лавры захватили в плен казака — предателя Дедиловского, указавшего точное место подкопа у Пятницкой башни и назвавшего срок взрыва — 8 ноября. В монастырь пришел с покаянием один из осаждавших казаков — Иван Рязанцев — и подтвердил полученные сведения. Рассказал он о видении казакам в войске Сапеги: преподобные Сергий и Никон ходили по стенам Лавры, кадили их и кропили святой водой. Некоторые казаки стали стрелять в чудотворцев, но пули и стрелы возвращались к стрелявшим и поражали их. Многим казакам ночью явился Преподобный Сергий и поведал их последующую горькую судьбу. Ввиду явной помощи Божией осажденным многие донские казаки покинули войско Сапеги, дали зарок не сражаться в рядах врагов Православия и разъехались по домам.

Преподобный Сергий вновь явился архимандриту Иоасафу и предсказал скорые успешные военные действия осажденных. Три дня подряд предпринимались вылазки, наконец, был найден подкоп. Два русских героя — крестьяне Шилов и Слепота — спустились в подкоп и взорвали его вместе с собой. В это же время монахи сделали еще одну вылазку с противоположной стороны обители и захватили у поляков множество пушек, пищалей, холодного оружия и пороха. Потери осажденных составили 174 человека, поляков — более полутора тысяч. В обители отслужили благодарственный молебен и целый день звонили во все колокола. Вскоре защитники Лавры совершили очередную смелую и успешную вылазку, в ходе которой был ранен Лисовский. В середине ноября с наступлением зимы поляки прекратили военные действия до весны. С 17 ноября в монастыре, ввиду плохого качества воды и продуктов питания, стали свирепствовать цинга и дизентерия. Ухаживая за многочисленными больными и непрерывно совершая церковные службы, от истощения скончались почти все иеромонахи. За зиму умерло 297 монахов из старой братии и 500 новых постриженников. Трупы негде было погребать. Только 15 мая болезни стали отступать.

Поляки получали многочисленные подкрепления, и соотношение сил постоянно менялось не в пользу осажденных; к лету их оставалось не более двухсот. То, что монастырь не был взят весной, можно объяснить только заступничеством Преподобного Сергия.

Возобновление военных действий произошло лишь 27 мая. Штурм начался ночью и встретил отчаянный отпор немногочисленных защитников Лавры. Из подошвенных бойниц стреляли из пушек и пищалей, со стен лили вар, метали горящую серу и смолу, сыпали в глаза нападающим известь. Поляки отступили, понеся большие потери. Далее, с месячными интервалами, последовало еще два штурма — 28 июня и 31 июля 1609 года. После этого приступов больше не было, но осада продолжалась. Всего за время обороны Лавры погибло в бою и умерло от ран, болезней и истощения 2125 защитников, не считая женщин, детей и стариков.

Монастырь был отрезан от внешнего мира многочисленными постами и дозорами поляков. Осажденные скорбели, что не могут послать гонцов в Москву с просьбой о скорейшей помощи. Видя свою малочисленность, все свои упования защитники Лавры возложили на Преподобного Сергия.

Вскоре чудотворец явился одному из старцев и сказал, что отправил из обители в Москву трех своих учеников — монахов с просьбой о помощи. Пленные поляки подтвердили, что из Лавры мимо их постов стремительно проскакали три всадника. Все лошади в Лавре были наперечет. Три из них в ночь явления Преподобного бесследно исчезли...

Вскоре пришла подмога. В августе благодаря удачной вылазке монастырь существенно пополнил свои продовольственные запасы. Приблизилась военная помощь. Войско боярина Михаила Васильевича Шуйского вошло в Александров, расположенный в 40 верстах от Лавры. 19 октября боярин отправил в монастырь отряд в 900 человек, а 4 января 1610 года прислал в Лавру еще отряд в 500 воинов. В этот же день русские воины вышли из монастыря и вступили в бой, в ходе которого поляки понесли большие потери. 12 января польские войска окончательно сняли осаду и стремительно исчезли в направлении Дмитрова.

Претерпев все испытания и лишения, Свято-Троице-Сергиева Лавра осталась путеводной звездой веры и верности для всего русского народа в годину жестоких испытаний. Защитники обители Преподобного Сергия явили чудеса мужества, стойкости и храбрости. Вести о неодолимой твердыне Православия поднимали боевой дух верных сынов и дочерей нашего Отечества.

21 сентября 1609 года началась по примеру Лавры героическая 27-месячная оборона Смоленска от поляков — еще один великий военный, моральный и духовный подвиг простых русских людей.

Но не ослабевал и мирный, созидательный их порыв: в течение всего Смутного времени продолжалось активное освоение русскими бескрайних сибирских просторов, строительство городов, храмов, монастырей.

События Смутного времени, в частности, осада Лавры, ярко высвечивают основополагающую роль Православия в державном строительстве русского народа, огромный потенциал помощи нам наших святых небесных покровителей.

Фундамент нашего национального возрождения не в богатстве недр земли, не в обманчивом блеске имперского величия, а в усвоении уроков славной истории нашего Отечества, в усвоении духовного наследия наших великих подвижников благочестия.

 

Н.В.Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

магистр богословия, доктор педагогических наук

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 5
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011