На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Талин В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Двунадесятый праздник

ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Предыдущая Следующая

 

В праздничном богослужебном круге вторым двунадесятым Богородичным праздником является Введение во храм Пресвятой Богородицы. Это событие из раннего детства Богоматери, как и Ее Рождество, в Священном Писании не отмечено. Все сведения о нем заимствуются из Священного Предания, из творений святых отцов Церкви: Кирилла Александрийского, блаженного Феофилакта, Григория Нисского и других.

В те времена посвящение при храме являлось благочестивой традицией. Было несколько категорий посвященных: девы, «до времене на службу Богу данные»; затем вдовы, «чистоту свою до кончины своея хранити Богу обещавшия», как, например, пророчица Анна, впоследствии встретившая во храме Богоматерь с сорокадневным Младенцем Иисусом; и, наконец, мужчины - назореи, «во образ иноков безсупружно жительствовавший» (Минейное сказание). Вокруг храма были построены трехэтажные здания, в каждом этаже было устроено тридцать «храмин» (келлий). В этих храминах и жили посвятившие себя Богу при храме. Пропитание получали они «от имений церковных».

Но если посвящение при храме было обычной религиозно-благочестивой традицией, то посвящение Богоотроковицы Марии, с введением Ее во храм, было исключительным и неповторимым событием. Оно вылилось в торжественно-религиозную церемонию. Приготовив в Назарете все необходимое к посвящению, родители Пресвятой Девы с Нею и «множеством сродников, и соседов, и знаемых», отправились в Иерусалим. К храму Иерусалимскому подошла многолюдная процессия, изумившая весь Иерусалим («во удивление всему Иерусалиму», «весь стечеся Иерусалим», — как говорится в Минейном сказании).

Навстречу Богоизбранной Отроковице вышли священники во главе с самим Первосвященником. Храм Иерусалимский имел 15 ступеней, по числу 15-степенных псалмов, певшихся на ступенях. Каждая ступень храма представляла собой довольно большую площадку, на которой останавливались идущие на богослужение священники и левиты, чтобы пропеть очередной степенный псалом. Родители поставили свою Дочь на первую ступень, и Она, никем не поддерживаемая, Сама быстро поднялась на пятнадцатую ступень. Первосвященник, «по таинственному Божию научению, тогда вне себе быв, Богом объят, — как говорит блаженный Феофилакт, — дерзнул паче закона ввести Ю» во Святая святых — ту часть храма, в которую имел право входить лишь Первосвященник и только один раз в год, в День очищения.

После введения во Святая святых Богоотроковица Мария осталась при храме, живя в одной из келлий для девственниц, под руководством старших дев. Она скоро научилась читать. В усердной молитве, чтении Священного Писания и рукодельном труде текла Ее жизнь. Вот как святой Епифаний описывает Ее пребывание при храме: «Она имела проникновенный ум и любила учиться; часто читала Священное Писание и размышляла о нем; также пряла шерсть и лен и вышивала шелками. Особенно же любила вышивать такие одежды, какие были необходимы священникам во время их служения, и занималась таким рукоделием, от которого после могла иметь честное пропитание. Доказательством Ее искусства в рукоделии служит хитон Господа Иисуса, сотканный Ее руками из цельной ткани, без шва».

В воспоминание торжественного Входа Пресвятой Девы в храм Господень и установлен праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, празднуемый 21 ноября с предпразднством 20 ноября и попразднством до 25 ноября. Вероятно, празднование этого события началось с VI века. В конце VII века об этом празднике имеются уже точные свидетельства. На Востоке первые определенные указания на это находим в памятниках VIII века. Так, у патриарха Константинопольского Германа в числе его проповедей есть две, составленные для праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Содержание этих проповедей не дает основания говорить о недавнем установлении праздника. Далее, находим упоминание о празднике в Синайском праздничном Евангелии (715 г.) и почти во всех греческих месяцесловах. В Синайском Канонаре (X-XI вв.) сказано, что это праздник «Святой Богородицы, когда Она была принесена во храм, будучи трех лет». В Уставе великой Константинопольской Церкви на Введение не дано никакой службы, но имеется памятка, что в этот день «Собор Святой Богородицы, когда Она была принесена родителями Своими во храм Господень трех лет». Служба празднику, близкая к современной, на Востоке существовала уже в XII веке.

Какое же религиозно-нравственное значение имеет для нас, верующих, праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы?

Введение во храм Богоотроковицы Марии было Божественным промысли-тельным подготовительным актом для пришествия в мир Спасителя мира. Богоизбранная Отроковица вводится во храм Господень, чтобы, воспитываясь в нем, стать достойною Матерью Господа. Этот глубокий религиозный смысл праздника вполне раскрывается в его богослужении.

«Веселяся, приими, Захарие, возопи, Анна всехвальная, юже проповедаша Божий пророцы Духом, и Сию введи во святый храм, священно воспитатися, яко да будет Владыки всех Божественный престол, и палата, и одр, и светозарное обителище» (стихира на «Господи, воззвах...»); эта же цель указывается и в других стихирах. В них говорится, что Пресвятая Дева вводится во храм, дабы «...воспитатися в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшагося, во спасение душ наших» (стихира на литии), «освятитися во обителище Всецаря» («Слава и ныне» на литии), «воспитатися странно в жилище Христа Бога» (6-й тропарь 7-й песни второго канона); «Марию Богоотроковицу верно да восхвалим, днесь бо вводится во Святая святых воспитатися Господу» (светилен). Вот основной мотив, торжественно звучащий в богослужении праздника. Если же Богоотроковица Мария вводится во храм «воспитатися в жилище прежде от Отца Рождшагося», то тем самым праздник органически связывается с другим великим праздником — Рождеством Христовым, являясь его преддверием. В праздничном богослужении уже звучит гимн грядущей «радости и избавления», гимн «исполнения Зиждителева смотрения», то есть нашего спасения.

«В храме Божий ясно Дева является и Христа всем предвозвещает»,— воспевает Святая Церковь. В третьем тропаре 7-й песни первого канона говорится, что «писание прошло и закон исчез, как тень, засияли же лучи благодати со вступлением Твоим во храм Божий, Чистая Дева Мать, в Нем благословенная». Наконец, связь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы с праздником Рождества Христова литургически, церковноуставно выражается и тем, что с этого дня начинается пение Рождественских ирмосов: «Христос рождается». Эта литургическая особенность праздника дает явственно ощутить радость приближающегося праздника Христова Рождества.

Известно «Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы святого Григория Паламы». В данном случае важно привести суждения святого Григория, раскрывающие догматический смысл Введения во храм Пресвятой Богородицы. «Если дерево познается по плодам своим, — начинает свое слово святитель Григорий, — если доброе дерево приносит и добрый плод, то Матерь Самой Благости, Та, Которая зачала вечную Красоту, не превосходит ли Она несравненно по добродетели все, что есть доброго в сем мире и превыше сего мира? Сила, все создавшая в красоте, совеч-ный и нераздельный Образ Благости, вечное Слово, пресущественное и исполненное благости Отца Небесного, в Своей несказанной любви и милосердии к людям, возжелав облечься в наш образ, дабы восставить природу, низвергшуюся на дно ада, обновить ее, обветшавшую, вознести ее превыше небес, приобщив ее, в ее собственной сущности, к славе Своего Царствия и Своего Божества,— должно было соединиться с плотию такою, которая присуща всем нам, дабы воссоздать нас. Надлежало Ему также быть носиму во чреве, рожденну подобно нам, питаему по рождении и воспита-ну ибо, чтобы спасти нас, Он полностью принял нашу долю. И Он нашел Рабу, способную совершить все это, Ту, Которая родила неоскверненную Природу, Приснодеву Которую мы прославляем и Чье чудесное вхождение во Святая святых мы сегодня празднуем».

«Действительно, Бог предназначил Ее прежде всех век для спасения и восстановления рода нашего, избрал Ее из всех — не только среди всего множества людей, но и среди тех, которые были избраны от начала, превосходных и славных своим благочестием, своей мудростью, своими нравами, своими словами, своими деяниями, полезными для общего блага и приятными Богу...»

«Как человекоубийца искони» восстал против нас из ревности и ненависти, так и «Начальник жизни» взял на Себя защищать нас в Своей все превосходящей любви и благости; ибо, по Своей справедливости, Он весьма желал спасения Своего собственного творения, и это спасение состояло в том, чтобы вновь сделать тварь зависимой от Творца, - точно так же, как князь зла, по своей несправедливости, желал гибели творения Божия, и эта гибель заключалась в подчинении твари ему и в распространении на нее его тирании. И подобно тому, как диавол, действуя путем несправедливости, хитрости, обмана и лицемерия, одержал победу и добился падения человека, - Избавитель, посредством справедливости, мудрости и истины, осуществил конечное поражение князя зла и обновления Своей твари».

Богослужение праздника — это лирический гимн святости, невинности, целомудренности, полный умилительных благоговейных образов, эпитетов и сравнений: «...Чистая и Непорочная и Светлейшая всея твари» (1-й тропарь 3-й песни первого канона); «Нескверная юница... пронареченная быти Матерь Божия» (3-й тропарь 6-й песни второго канона); «Непорочная Агница и Нескверный чертог» (седален); «Божия Агница неблазненная и голубица нескверная...» (4-й тропарь 3-й песни второго канона).

Пресвятая Дева до конца жизни сохранила младенческую святость и непорочность. А где, как не в храме, могли воспитаться в Ней эти качества.

Храм Божий — место особого присутствия Бога. Вездесущий Бог в храме присутствует особенным, благодатным образом. И Пресвятая Дева, как говорится в праздничном каноне утрени, «в дом Божий входит воспитатися Божественною благодатию» (5-й тропарь 6-й песни второго канона). Жизнь в храме была для Нее настоятельною необходимостью, чтобы выполнить предопределенную Ей Божественным Промыслом великую миссию. Только в храме могла создаваться благоприятная среда, в которой все более и более наполняла Пресвятую Деву Марию Божественная благодать. Дух Божий все больше и больше проникал в Ее душу, пока Она не соделалась способною дать человеческую душу Сыну Божию.

В празднуемом событии храм занимает в отношении воспитания центральное место, поэтому необходимо сосредоточить внимание на значении храма как школы религиозно-нравственного воспитания.

Храм — место, где святится человек, святится всею храмовою средою.

Здесь незримыми потоками струится благодать, здесь святость окружает и проникает верующего человека. Здесь место, где заглушаются и подавляются греховные пристрастия. Здесь все — богослужение, чтение слова Божия, и особенно Евангелия, лики святых— все отрешает от служения греху и возносит ум и сердце горе. В храме «Дух Божий дышит... Голгофская жертва Христова возобновляется, благодать отверзает объятия молящимся, становимся мы в один лик с серафимами, присоединяемся к сонму небесному, беседуем с Господом, участвуем в непостижимых таинствах, наслаждаемся и питаемся такою Трапезою, на которую не смеют без страха даже воззреть ангелы» (святитель Иоанн Златоуст).

В храм идут люди со своими скорбями и радостями. Всякая душа, помощи Божией требующая, в храме эту помощь получит, найдет в нем отраду и подкрепит изнемогшие силы. Храм помогает христианину создавать в своем сердце храм Духу Святому. ...Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас,— говорит апостол Павел (1 Кор. 3,16). Вся жизнь человека — от колыбели до смерти — проходит через храм. Все, «взыскующие града Небесного», глубоко чувствовали и религиозно осознавали значение храма для верующего человека. В условиях земного существования вещественный храм для христианина является школою благочестия и доброй христианской жизни. Он воспитывает честных, благочестивых и благородных людей, достойных граждан отечества и сонаследников Царства Христова, граждан Неба.

Празднуя Введение во храм Матери Божией, взирая духовным оком на Ее вхождение в храм Господень и Ее святую жизнь в нем, мы не можем не воскликнуть от глубины верующего и умиленного сердца: молим Тебя, Пресвятая Дева Мария, «Сиянием от Тебе Воссиявшаго Света освети наш ум, Дево, сердце просвети; тьму греха отгони и потреби мглу лености нашея»!

 

В. Талин,

кандидат богословия

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 21
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011