На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Бочков Александр Сергеевич
Выпускающий редактор журнала «Русский инок», член Русского исторического общества

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

«ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»

Предыдущая Следующая

 

В этом году исполнилось 560 лет со дня рождения и 475 лет со времени преставления преподобного Александра Свирского.

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — в первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба; второй раз — на Русской земле святому преподобному Александру Свирскому.

В год рождения преподобного Русская митрополия обрела автокефалию. Через пять лет Византийская империя — оплот Православия — пала под ударами турок. Москва принимала на свои рамена крест миссии Третьего Рима. Через 40 лет после явления преподобному Александру Свирскому Живоначальной Троицы в 1547 году Русь обрела своего первого Царя — Помазанника Божия.

Для великих свершений необходимы великие молитвенники и великие государственные деятели. Преподобный Александр Свирский был современником великих русских святых: преподобного Нила Сорского, преподобного Иосифа Волоцкого, святителя Геннадия, архиепископа Новгородского. Время жизни небесного покровителя Руси стало периодом подъема русской святости. Русь получила первого русского Царя, заложившего на камне веры православные основы русской государственности, которые до сих пор составляют архитип русского национального сознания.

Весь ход истории русской святости подготовил появление тайнозрителя Живоначальной Троицы.

Тихвинская икона Божией Матери - главная святыня северных русских земель, пройдя в 1383 году над Ладожским озером, реками Оять, Паша, Тихвинка, в том числе осенила и место рождения будущего небесного покровителя России.

Родился преподобный Александр (в миру Аммос) в 1448 году в пределах Великого Новгорода, в небольшой деревне Обонежской пятины — Мандера на реке Оять, притоке Свири, впадающей в Ладожское озеро. Рядом располагался Островский Введенский монастырь. Родители его Стефан и Васса были небогатые благочестивые крестьяне.

В 26 лет Аммос тайно оставил родительский дом, направляясь на «северный Афон». Когда он перешел реку Свирь, на берегу Рощинского озера, Преподобного осенил великий свет, и он услышал таинственный голос, возвестивший ему, что на этом месте будет основана обитель.

В Валаамском монастыре в 1474 году Аммос принял монашеский постриг и 13 лет выполнял все послушания, предавался аскетическим подвигам, посту и молитве. На Валааме Преподобного разыскал его отец и убедился в правильности выбранного сыном жизненного пути.

Через некоторое время родители Преподобного Стефан и Васса тоже приняли монашеский постриг, соответственно, с именами Сергий и Варвара. Могилы их и доныне почитают в Введено-Оятском монастыре. На Валааме инок Александр сначала подвизался в общежитии, потом в течение десяти лет в безмолвии на острове, ныне именуемом Святым. На острове сохранилась ископанная иноком Александром для самого себя могила.

Однажды, стоя на молитве, святой Александр услышал Божественный голос: «Александр, изыди отсюда и иди на прежде показанное место, на нем же возможеши спастися». Великий свет указал ему место на юго-востоке, на берегу реки Свирь. Это было в 1485 году.

Настоятель монастыря благословил Александра покинуть обитель для уединенной молитвы.

В 1487 году Александр пришел на озеро Рощинское и построил хижину в 6 верстах от реки Свирь. Здесь Преподобный провел несколько лет в полном уединении, питаясь не хлебом, а «зелием зде растущим». Бог открыл это святое место боярину Андрею Завалишину а через него потом и многим людям.

Вскоре сюда стали приходить подвижники, жаждущие духовного окормления в аскетических подвигах. Образовавшаяся обитель стала возрастать, привлекая ищущих спасения.

Преподобный подвизался в трудах сверх сил человеческих: «И видимо, было житие его не как человеческое, но как ангельское, так что братия дивилась великому смирению и отличному послушанию ко всем, и прославляли Бога, давшего ему такую бодрость, крепость и силу».

На 23-м году жизни в свирской пустыни преподобному Александру явился в его храмине большой свет, вошли три светлых Ангела с посохами в руках. Они были одеты в светлые одежды и освещены славою небесною «паче солнца». Из уст их святой услышал повеление: «...Дух Святый благоволил избрать тебя жилищем ради сердечной твоей чистоты... ты же сооруди здесь храм Святой Троицы и собери братию, да спасешь души их...»

На месте явления Бога Троицы впоследствии была построена часовня.

Великий князь Василий III на просьбу Преподобного о помощи в строительстве каменного Троицкого храма послал искусных мастеров и богатые дары, испросив при этом святых молитв старца. Впоследствии Великий князь оказал такую же помощь в строительстве церкви Покрова Богородицы с братской трапезной при ней вблизи Троицкого храма. В великокняжеской семье преподобного Александра почитали как молитвенника о чадородии великой княгини Елены Глинской. На знаменитой чудотворной иконе Свирского Чудотворца, установленной в Успенском соборе Московского Кремля в середине XVI в. есть клеймо «Молитва о чадородии великого князя Василия Иоанновича». Все царицы Московской Руси с надеждой молитвенно обращались за помощью к Преподобному, прося его молитв о даровании чадородия, и всегда получали просимое. Свидетели этих просьб — вышитые царицами богато украшенные покровы на раку Преподобного.

В последние годы жизни преподобный Александр соорудил еще одну каменную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы и удостоился Божественного явления: после чтения в келлии акафиста Божией Матери внезапно великий свет осиял весь монастырь, и старец увидел над алтарем Матерь Божию, сидящую на престоле с Младенцем в руках, в предстоянии Ангельских ликов. Преподобный пал перед Нею ниц и услышал утешительное обещание: «Восстани, избранниче Сына и Бога Моего...»

Пребывая неотлучно в обители, затерянной в безбрежных лесных дебрях Русского Севера, Преподобный активно участвовал в державном строительстве Святой Руси. Так, например, он оказал действенную молитвенную помощь в борьбе с ересью жидовствующих. Обитель стала молитвенным щитом на пути врагов Православия. Именно в монастыре наиболее последовательного обличителя ереси жидовствующих Иосифа Волоцкого Свирский игумен был впервые прославлен иконографически и гимнографически, здесь были написаны два канона, посвященные преподобному Александру Свирскому.

Преподобный Александр Свирский был выдающимся пастырем. Среди духовных детей Свирского Чудотворца канонизированы Игнатий, Леонид, Корнилий, Дионисий, Афанасий, Феодор, Ферапонт. Ученики Преподобного по его благословению основали 22 монастыря.

Свирский игумен был прозорлив, провидел тайное и говорил о будущем как о настоящем. По молитвам Преподобного безнадежно больные получали исцеление своих недугов, скорбные уходили радостными. Своим подвижничеством наш небесный покровитель явил образец монашества как безкровного мученичества. Воздержание и подвиги святого вдохновляют. В лютый мороз он ходил без теплой одежды, отдыхал сидя, а не лежа. Вкушал мало хлеба и воды. Своей многотрудной нестяжательной жизнью он засвидетельствовал, что истинная цель монашества - не внешнее устроение мира, а стяжание Духа Святого, богобытие, просвещение светом Божественной благодати. Преподобный оставил напутствие братии своей обители: «Молюся вам, братие мои, подвигнемся в маловременной жизни сей тесным и скорбным путем ходити. Приближимся к Богу милостынею, любовию, послушанием, смиренномудрием, кротостью, воздержанием, терпением, молитвою и постом, возвратися же от пути лукавого, от злых дел, скверняющих душу и тело, уклонимся и сотворим благо и тако обря-щем милость в день судный».

30 августа (по старому стилю) 1533 года преподобный Александр отошел ко Господу. Это произошло через три года после рождения Иоанна Васильевича Грозного. Именно в день преставления Преподобного позднее была взята Казань. Спустя 14 лет после праведной кончины совершена канонизация преподобного Александра Свирского. Святитель Макарий на Соборе при канонизации Преподобного сказал: «Духовные подвиги Александра Свирского равняют его с Преподобным Сергием Радонежским».

При канонизации в сомне преподобных игумена Свирского монастыря определили как Новозаветного собеседника Пресвятой Троицы и великого дивного чудотворца с обращением «преподобный и богоносный отец наш Александр Свирский».

«Житие преподобного Александра» написано учеником и преемником в игуменстве его Иродионом всего через 14 лет после преставления Преподобного. Многие ученики святого были живы, жив был и духовник Преподобного иеромонах Исайя, который после отшествия святого Александра ко Господу был освобожден от тайны его исповеди и открыл многое о прикровенных Небесных посещениях святого подвижника. Житие святого отличается особой достоверностью и отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра». Поучительно, что при великом изобилии поданных ему Божественных посещений Преподобный всегда оставался смиренным иноком, готовым во всем послужить братии и паломникам.

К преподобному Александру Свирскому являлись Ангелы - вестники Бога. В «Житии» упомянуто пять посещений Преподобного Ангелами.

Первый раз Ангел пришел исцелить подвижника Александра от болезни сердца, второй раз Ангел оповестил Преподобного о том, что он избран Богом для спасения многих и должен строить храм. Третий раз — явление Святой Троицы. Четвертый — Ангел указал место строительства храма во имя Пресвятой Троицы; пятый — явление Богородицы с сонмом Ангелов. Таким образом, еще во время своей земной жизни Преподобный сподобился узреть воочию Триипостасного Бога, Небесное воинство Его и Пресвятую Богородицу.

В исторических исследованиях XIX века отмечено, что русские цари до Петра оказывали обители преподобного Александра Свирского щедрые милости. Вельможи и бояре чтили эту обитель и приезжали помолиться у раки Свирского Чудотворца. Находясь в пустынной и мало населенной местности, монастырь был подлинным училищем благочестия и источником щедрой благотворительности по отношению к местному населению.

Память преподобного Александра Свирского и его монастырь при династии Рюриковичей привлекали на праздник Троицы и Святого Духа в лесные дебри Русского Севера по бездорожью десятки тысяч благочестивых паломников.

В своем духовном завещании Преподобный оставил обитель под покровительством митрополита Макария, почитавшего и прославившего Свирского Чудотворца. Над ракой митрополита Макария в Успенском соборе Кремля находится икона Преподобного, написанная в иконописной мастерской митрополита в 1522 году.

Венчание на царство 17-летнего великого князя Иоанна Васильевича совершено было митрополитом Макарием в Успенском соборе Кремля за несколько дней до Собора 1547 года, на котором в присутствии венчанного первого русского Царя был канонизирован Александр Свирский в числе 12 святых общерусского значения, среди них - святой благоверный великий князь Александр Невский. Царь Иоанн Васильевич в своих посланиях выделял Преподобного как высочайший духовный и нравственный образец. В царствование Иоанна Васильевича Грозного в Успенском соборе Кремля установлена уникальная икона преподобного Александра Свирского с подробным житием, изображенным на 128 клеймах.

Царствование первого русского венчанного Царя стало эпохой величайшего церковно-государственного торжества на Руси. Были собраны воедино исконно русские земли, присоединены Казанское и Астраханское царства, открыт путь на Восток в Сибирь.

Так молитвами и трудами сонма русских святых того времени создавалось русское православное царство, основанное на камне веры.

Мощи Преподобного были обретены в 1641 г. нетленными. Над могилой Преподобного стали строить каменную церковь. В четверг Вербной седмицы, 15 апреля, вдруг ударила молния под раскаты грома, причем молния сияла долгое время. В пятницу это явление повторилось, а в субботу 17 апреля во время удаления земли из рва для фундамента обрели гроб. Земля стояла над ним в виде пещеры, ничем не поддерживаемая. При открытии гроба воздух наполнился благоуханием. В течение 107 лет тление не проникло внутрь гроба, здесь все было как в день захоронения. В 1644 году мощи Преподобного поместили в драгоценную раку. Началась непрерывная череда чудотворений и исцелений.

В Синодальный период, почитание великого святого отодвигалось на второй план. Недостаточное почитание Преподобного стало традиционным со времен императора Петра, по распоряжению которого имя Свирского Чудотворца с 30 августа 1725 г. не должно было упоминаться на литии в Успенском соборе Кремля, как это было установлено с царствования Иоанна Грозного.

К 90-м годам XIX века обитель Александра Свирского пришла в упадок: в 1891 году в монастыре подвизалось всего 9 монахов...

Сегодня почитание Преподобного в Москве запечатлено в соборе Покрова Божией Матери на Рву (храм Василия Блаженного) в юго-восточном приделе в честь преподобного Александра Свирского, символически соседствующего с приделом Живоначальной Троицы.

В храме Живоначальной Троицы в Останкино, один из трех приделов посвящен Преподобному (освящен 1 августа 1691 года при Патриархе Иоакиме).

Храм преподобного Александра Свирского — усыпальница Зубовых в некрополе Донского монастыря — построен в 1796-1798 годах.

Удивительная история мощей Преподобного, их повторное обретение и множество чудес, связанных с его именем, предполагает отдельное обширное повествование.

В заключение хочется повторить слова молитвы:

«Ей, отче, молитвиниче наш присный! Не посрами упования нашего, не презри смиренныя моления наша и предстательствуй за нас пред Престолом Живоначальныя Троицы, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми мы, недостойнии, в селениих райских славити величие, благодать и милость единого в Троице Бога, Отца и Сына и Святого Духа, во веки веков. Аминь».

 

А.С. Бочков. Фото автора

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Н.В.Маслов: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
Святитель Иоанн (Максимович): ПРАВОСЛАВНОЕ ПОЧИТАНИЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Святитель Иоанн Златоуст: ПОХВАЛЬНОЕ СЛОВО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ АНДРЕЮ ПЕРВОЗВАННОМУ
Неделя 25-я по Пятидесятнице
В. Талин: ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Святитель Феофан, Затворник Вышенский: СВЯТОЙ БЛАГОВЕРНЫЙ КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ ДАЕТ УРОКИ ТВЕРДОСТИ В ВЕРЕ И ЖИЗНИ ПО ВЕРЕ
М.М. Любомудрова: «КРОНШТАДТСКИЙ БАТЮШКА»
Неделя 26-я по Пятидесятнице
Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Даниил, В.М.Вальков: МАЛО ХРАМ ПОСТРОИТЬ И ОСВЯТИТЬ, НАДО ЕГО ЕЩЕ И НАМОЛИТЬ
РЕЛИГИОЗНЫЕ СВЯТЫНИ — ЭТО НЕ МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Неделя 27-я по Пятидесятнице
В.М. Вальков: ИКОНА ПОКАЗЫВАЕТ МИР ГОРНИЙ
А.С. Бочков: «ИЗБРАЛ ТЕБЯ ГОСПОДЬ МНОГИМ КО СПАСЕНИЮ»
«ПРИМИ СТОРОНУ СВЯТОЙ ВЕРЫ»
Неделя 28-я по Пятидесятнице
А.С. Бочков: «ПРИМИТЕ ИХ СЕБЕ НА СПАСЕНИЕ...»
Е.В. Лебедева: «ВСЕРОССИЙСКИЙ МИТРОПОЛИТ»
Архимандрит Киприан (Пыжов): МОИ ВОСПОМИНАНИЯ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
О.А.Пылаева: «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: декабрь 2008 г.
стр. 47
12.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011