На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Константинова А.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни православия

«СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»

Предыдущая Следующая

 

В одном из самых дорогих и престижных районов Нью-Йорка — Ист-сайде, рядом с Централ-парком, красивейшим и обширнейшим парком мира — стоит Свято-Николаевский собор Русской Православной Церкви. Свято-Николаевский собор Московского Патриархата в городе Нью-Йорке построен более ста лет назад. У истоков его создания стояли великие святые угодники земли Русской — святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России (+ 1925), и священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий (+ 1937).

История собора началась с того, что в конце XIX века в Нью-Йорке сложилась большая колония православных иммигрантов, в основном выходцев из западных районов Украины и Белоруссии. Слабое материальное положение переселенцев долгое время не позволяло им иметь свой храм.

В 1870 году по поручению Святейшего Синода в городе была построена первая греко-русская церковь, которая размещалась в частном доме на 2-й авеню. Ее посещали греки, сербы, сирийцы, но, главным образом, дипломаты и другие сотрудники консульства Российской империи, в связи с чем храм получил название «консульского». Настоятелем был назначен отец Николай Бьерринг, по рождению датчанин, перешедший из римо-католичества в Православие. До принятия Православия в результате несогласия с провозглашенным I Ватиканским Собором догматом о непогрешимости Папы отец Николай был профессором философии и истории в католической семинарии города Балтимор. Примечательно, что отец Николай был личным другом президента США У. Гранта и, располагая обширными связями в обществе, ревностно проповедовал Православие на американском континенте, в частности, издавал широко распространявшийся в Соединенных Штатах «Журнал Восточной Церкви».

В 1894 году епископ Алеутский и Аляскинский Николай основал в Нью-Йорке новую домовую церковь, освященную в честь Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, и назначил туда настоятелем протоиерея Е. Балановича, а в октябре 1895 года на место псаломщика при этом храме был назначен Александр Александрович Хотовицкий, уроженец города Кременец Волынской губернии, окончивший Волынскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Академию.

25 февраля 1896 года епископ Николай рукоположил его во иерея и назначил настоятелем церкви вместо священника Е. Балановича, вернувшегося в Россию. Хотя богослужения продолжали совершаться в домовой церкви, священноначалие изучало вопрос о строительстве отдельного храма в Нью-Йорке.

В 1899 году был образован комитет для поиска возможностей приобретения земельного участка и постройки в городе храма. В сентябре того же года был куплен земельный участок общей стоимостью в 36 тысяч долларов (72 тысячи рублей), причем в счет уплаты этой суммы Святейший Синод сразу внес 44 тысячи рублей. На этом участке предполагалось возвести храм, который мог бы вместить 900 человек, построить помещение для воскресной школы, зал для собраний, квартиры священнослужителей. Сметная стоимость строительства составила 114 тысяч рублей, или 57 тысяч долларов, и в феврале 1900 года по благословению Святейшего Синода, получившего Высочайшее разрешение Государя Императора Николая Александровича на сбор необходимых средств, отец Александр Хотовицкий как председатель строительного комитета совершил в этих целях поездку в Россию. Первый взнос на сумму 5 тысяч золотых рублей поступил от семьи Государя Императора Николая П. На прошении о создании храма в Америке Император написал: «Сие дело есть великой государственной важности». Неоценимую молитвенную и нравственную поддержку оказал строительству храма и отец Иоанн Кронштадтский, который внес 200 золотых рублей личных средств и на первой странице специально заведенной для записи пожертвований книги написал: «Благослови Господь эту книгу и труд, на который эти пожертвования испрашиваются...».

Примеру Царской семьи и Кронштадтского пастыря последовали многие православные в России. Нередко после звучавших с амвона обращений отца Александра Хотовицкого прихожане жертвовали собственные серьги, кольца, ожерелья, браслеты. За короткое время было собрано 80 тысяч рублей. Тем не менее, собранных средств было недостаточно, и тогда Святейший Синод объявил 6(19) января 1901 года — праздник Крещения Господня — днем сбора средств на строительство православного храма в Нью-Йорке. В этот великий двунадесятый праздник вся Россия собирала пожертвования, чтобы оказать помощь братьям и сестрам в далекой Америке.

9 (22) мая 1901 года, в день празднования перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, состоялась закладка краеугольного камня в основание нового храма. Освящение камня совершил епископ Алеутский и Северо-Американский Тихон (Белавин), будущий Всероссийский Патриарх и исповедник Церкви Христовой. В этот день в Нью-Йорке состоялся крестный ход с участием тысяч верующих. Среди них были матросы и офицеры во главе с командиром строившегося в Филадельфии легендарного броненосца «Ретвизан», который прославился позже во время Русско-японской войны. Моряки пожертвовали будущему храму запрестольный крест, который и поныне пребывает в Свято-Николаевском соборе.

Лучшая американская строительная фирма того времени «John Downey and Son» по проекту и под наблюдением российского архитектора И.В. Бергессена возводила здание Свято-Николаевского собора. В марте 1902 года епископ Тихон совершил поездку по восточным штатам. 16 марта владыка освятил построенный в Филадельфии броненосец «Ретвизан», а затем прибыл в Нью-Йорк для инспектирования строительства собора. Владыка Тихон нашел собор почти завершенным. Внешне он уже был узнаваем и восхищал американцев своим особым русским стилем (московское барокко), который делал его выдающимся даже среди нью-йоркских высоток и дорогих дворцов. Это — уникальное для Нью-Йорка сооружение. Хотя центральный купол Свято-Николаевского собора еще не был готов, но к визиту владыки Тихона на месте одного из боковых куполов был водружен 70-пудовый колокол. Протоиерей Александр Хотовицкий писал: «Его звучание было не таким густым, но очень приятным и мелодичным. Он оглашал окрестности и был слышен даже в самых дальних уголках Централ-парка».

10 (23) ноября 1902 года епископом Алеутским и Северо-Американским Тихоном было совершено Великое освящение Свято-Николаевского собора и отслужена первая Божественная литургия. На чине освящения присутствовало около трех тысяч гостей, среди них — Чрезвычайный посол России граф А.П. Кассини, другие представители русского посольства, мэр Нью-Йорка С. Лоу, генеральный консул Н.Н. Лодыженский, посланник России в Корее А.П. Павлов, консул России в Канаде Н.В. Струве, представители различных конфессий.

Епископ Тихон в своей приветственной речи сказал: «...Мы многократно сетовали на то, что храм наш и беден, и тесен, и неудобен. Ныне положен конец таким сетованиям, и услышаны Господом сердечные воздыхания наши о том, чтобы в великом граде сем был воздвигнут храм, достойный русского народа и соответствующий величию православной веры! Правда, по своим богатствам наш новый храм уступает многим храмам великой земли Русской, но зато он, как и Соломонов храм, имеет миссионерское значение: уповаем, что о нем услышат и инославные, и придут в него, и помолятся здесь, и возденут руки свои к Богу нашему» (Проживая в Нью-Йорке, я не раз видела в соборе молившихся инославных. — А. К.)

В 1905 году возведенный в сан архиепископа святитель Тихон перевел епархиальный центр из Сан-Франциско в Нью-Йорк, и Свято-Николаевский храм стал кафедральным собором, где несли свое служение все последующие епископы нашей Церкви. Произошедшая в 1917 году на далекой Родине революция коснулась и собора в Нью-Йорке. В послереволюционное время, в особенности в 20-е годы XX столетия, нормальная духовная жизнь в Свято-Николаевском храме нарушилась. Началась распродажа собственности собора для оплаты кредитов. Не довелось собору избежать и захвата обновленцами. В 1924 году в Нью-Йорк прибыл обновленческий «архиепископ» И. Кедровский, который назвался официальным представителем Русской Церкви, направленным в Нью-Йорк из Москвы. Он через гражданский суд занял собор и владел им до своей кончины в 1934 году. После смерти Кедровского в соборе продолжали служить его дети, Николай и Иоанн: один в «епископском», другой в «священническом» сане. Оба также были связаны с обновленческой «Живой церковью». В 1944 году Николай Кедровский скончался. Его брат Иоанн, потеряв юридическую поддержку и утратив иерархическое возглавление своей группы, присоединился к находившемуся в то время в США представителю Московской Патриархии митрополиту Вениамину (Федченкову). Владыка Вениамин в 1932 году был возведен в сан архиепископа и в 1933 вызван на лекции в США, при этом он получил от митрополита Сергия (Страгородского) указание выяснить позицию митрополита Платона (Рождественского) и в случае необходимости остаться в Америке. В том же, 1933 году владыка Вениамин получает от заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия в управление Алеутскую и Северо-Американскую кафедру. В течение 14 лет владыка окормлял Патриаршую Церковь в Америке. Ему пришлось терпеть различные лишения и непонимание со стороны противников курса, взятого митрополитом Сергием. Но, несмотря на это, постепенно его паства стала расти, присоединялись приходы, духовенство. К 1947 году было создано около 50 новых приходов. В 1938 году владыка был возведен в сан митрополита и получил титул Экзарха.

2 июля 1941 года, через несколько дней после вероломного нападения Германии на Советский Союз, он выступил с речью на грандиозном митинге в нью-йоркском концертно-спортивном зале дворца «Мэдисон-Сквер-Гарден», произведя на собравшихся огромное впечатление: «Всякий знает, что момент наступил самый страшный и ответственный для всего мира. Можно и должно сказать, что от конца событий в России зависят судьбы мира... И потому нужно приветствовать намерение президента Соединенных Штатов и других государственных мужей о сотрудничестве с Россией... Вся Русь встала! Не продадим совесть и Родину!..»

В 1945 году возвращение собора в Московскую Патриархию было признано законным, но это признание еще не носило окончательного характера. Судебный процесс, начатый митрополитом Платоном (Рождественским), не принявшим распоряжений Святейшего Патриарха Тихона, продолжался, хотя самого митрополита уже не было в живых. Суд по делу о правах собственности на собор передавался из одной инстанции в другую и в итоге затянулся на 36 лет. В 1947 году суд штата Нью-Йорк вынес решение, согласно которому представители Московской Патриархии и община должны были удалиться из Свято-Николаевского храма.

В это трудное время Пресвитерианская церковь предоставила общине свой храм на 96-й улице для совершения богослужений, и только решением Верховного суда США от 23 ноября 1952 года собор был возвращен Московской Патриархии. Адвокат Ф. Адлер блестяще выиграл дело, о чем митрополит Макарий (Ильинский) в телеграмме Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I от 24 ноября 1952 года сообщал: «Судебное дело о соборе выиграли... Прошу о награждении митрою настоятеля собора протоиерея Иосифа Дзвончика за его труды в деле борьбы за собор (протоиерей Иосиф Дзвончик — уроженец США, учился в миссионерской школе г. Миннеаполис, затем прошел курс обучения в Волынской Духовной Семинарии и закон­чил образование в Миннеаполисской Духовной Семинарии). Слава Богу за все. Испрашиваем молитв и благословения Вашего Святейшества для предстоящих трудов». С этого времени собор вновь стал местом пребывания в США экзархов Московской Патриархии в Северной Америке и центром Русской Православной Церкви в Соединенных Штатах Америки.

Между тем, Высший апелляционный суд штата Нью-Йорк не посчитался с решением Верховного суда и передал собор не признававшей Патриарха Московского русской Митрополии, возглавляемой в то время митрополитом Леонтием (Туркевичем), в результате чего судебный процесс продлился до 1960 года. Решением Верховного суда США № 824 от 6 июня 1960 года этот приговор был отменен. Подобная процедура наблюдается весьма редко и лишь в исключительных случаях. Газета «Нью-Йорк таймс» в номере от 6 июня 1960 года отмечала: «Русская Православная Церковь сегодня одержала полную победу в 15-летней борьбе с американским толком этой Церкви об обладании Николаевским собором в Нью-Йорке».

С 1970 года, после дарования Автокефалии Православной Церкви в Америке, Свято-Николаевский собор был определен как храм представительства Московского Патриархата в США. Одновременно он является центром Патриарших приходов, оставшихся в соответствии с Томосом об Автокефалии в каноническом ведении Русской Православной Церкви и не пожелавших перейти в юрисдикцию Православной Церкви в Америке. Годы испытаний, судебных тяжб, финансовых трудностей не могли не отразиться на состоянии собора, который с 1902 года не претерпевал изменений и обветшал. В 1954 году при митрополите Гермогене (Кожине) начались ремонтные работы по реставрации крыши, куполов и креста, продолженные при последующих архиереях. К 1973 году относится событие, отразившее культурное значение собора: он стал памятником архитектуры Нью-Йорка, и Архитектурное общество города прикрепило к стене бронзовую мемориальную доску с текстом об уникальности здания.

Отрадно, что собор по воскресным и праздничным дням полон молящимися, а крестный ход на Святую Пасху наблюдают не только многочисленные стражи порядка — полицейские Нью-Йорка, но и жители домов, расположенных в этом квартале. Когда крестный ход идет по улице, замедляют движение автомобилисты и останавливаются прохожие, с изумлением и радостью наблюдающие это шествие мирян и священников Русской Православной Церкви в Светлую Пасхальную ночь. Верим, что Божия благодать касается и их сердец!

 

А.А. Константинова

(Иллюстрации взяты из книги: «Свято-Николаевский Патриарший собор Нью-Йорка». Под общей редакцией Преосвященного Меркурия, епископа Зарайского, Управляющего Патриаршими приходами в США. Изд. 2004 г.)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 59
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011