На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Маслов) /магистр богословия, Схиархимандрит
Иоанн (Маслов)
магистр богословия
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Из священнической практики

НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ

Предыдущая Следующая

 

(Продолжение. Начало см.: «Пастырь», октябрь 2006 г. — апрель 2008 г.)

 

Литургия может быть совершаема «соборне» несколькими священниками и без диакона, что разрешено Святейшим Синодом в 1874 году в указе на имя Донского Преосвященного (ныне митрополита Киевского) Платона. Соборное совершение Литургии без диакона по различным указаниям представляется в следующем виде.

Входные молитвы читаются таким же порядком, как и при служении с диаконом. Начальные молитвы и молитвы «Помилуй нас, Господи»; «Господи, помилуй нас», которые положено читать диакону, читает без диакона первенствующий священник. Проскомидию и каждение пред Литургиею совершает третий священник, который предполагается последним.

Начинает Литургию и произносит великую ектению первенствующий.

Все ектении на Литургии священники должны произносить, стоя в алтаре, а не перед царскими дверями, как на других службах.

В некоторых местах, при совершении той или другой службы несколькими священниками без диакона, все ектении произносят младшие священники, а возгласы делает старший. Это неправильно, так как здесь младшие священники некоторым образом низводятся в разряд диаконов. В указе Святейшего Синода Донскому Преосвященному относительно такого служения замечено, что ектении и возгласы священники должны произносить по череде; следовательно, кто из священников произносит ектению, тот должен делать и возглас.

На малом входе первый священник несет святое Евангелие и произносит: «Премудрость, прости». Он же делает возглас «Яко свят еси Боже наш».

Перед чтением Апостола «Вонмем» произносит второй священник; «Мир всем» — первый; «Премудрость» — третий. По прокимне «Премудрость» и «Вонмем» возглашает второй священник. Каждение во время чтения Апостола (Апостол должен прочитываться, конечно, не священником — тем или другим, а псаломщиком. В книге отца Хойнацкого, в разделе «О причащении и Литургии», § 121, и в книге г. Нечаева каждение во время чтения Апостола предписывается совершать действительно старшему священнику. Но по таблице, приложенной к книге того же отца Хойнацкого, это каждение производит второй священник, что в данном случае кажется приличнее) совершает старший священник. Он же говорит: «Мир ти». Слова перед Евангелием «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия» говорит второй священник. Первенствующий произносит «Мир всем» и «От Матфея (или другого евангелиста) святаго Евангелия чтение». Третий священник говорит: «Вонмем». Первенствующий читает Евангелие, он же произносит сугубую ектению с возгласом и заупокойную ектению (если потребуется). Второй священник произносит ектению «Помолитеся, оглашеннии, Господеви» с возгласом «Да и тии». Третий священник говорит ектению «Елицы оглашеннии, изыдите» и возглас «Яко подобает». Последнюю ектению перед Херувимской песнью с возгласом «Яко да под державою Твоею» произносит первый священник.

Каждение перед великим входом совершает первый священник. Но затем, когда нужно переносить Святые Дары с жертвенника на престол, один первенствующий священник должен нести потир и дискос или же первый священник должен нести только потир, а дискос приличнее взять второму священнику. Этот вопрос решается различно. Протоиерей Хойнацкий и г. Нечаев полагают, что Святые Дары должны быть переносимы двумя старшими священниками, причем первый должен нести потир и поминать установленным порядком Государя и Государыню, а второй — нести дискос и поминать Государя Наследника и т.д. Высказано было и основание такого порядка. На Литургии Преждеосвященных Даров при архиерейском служении дискос несет первенствующий (после епископа), а потир — второй священник. По аналогии можно заключать, что и на полной Литургии, когда она совершается двумя или несколькими священниками без диакона, сосуды со Святыми Дарами должны быть переносимы двумя священниками, но первенствующий должен нести не дискос (как на Преждеосвященной Литургии при архиерейском служении), а потир, как положено на полной Литургии; дискос же должен взять второй священник и нести его обеими руками пред грудью, а не на голове. По мнению же «Церковного Вестника», выраженному в 1885 (в № 48) и повторенному в 1886 году (№ 8), Святые Дары должны быть переносимы одним первенствующим священником, который в правой руке должен иметь потир при «персех», а левою держать дискос на голове. Ввиду такого разноречия, отец Кутепов полагает, что в данном случае, впредь до решения вопроса высшею властью, от произволения предстоятеля зависит распорядиться — следовать тому или другому порядку. Чтобы не породить какого-либо соблазна введением нового способа перенесения Святых Даров, не лучше ли и при соборном служении переносить их так, как переносит один священник без диакона и как рекомендуется в «Церковном Вестнике» (Мнение это «Церковный Вестник» высказал в ответ священнику И. Раевскому, который полагал, что при соборном служении Литургии без диакона Святые Дары должны быть переносимы с жертвенника на престол двумя священниками, и притом первый должен нести не потир, как обычно, а дискос с святым Агнцем, а второй — потир. «Церковный Вестник» при этом положительно утверждает, что священник, неся потир в правой руке, дискос должен держать непременно на голове, а не на груди, потому что только в таком случае следующее затем снятие его с головы удержит свое символическое зна-менование снятия Тела Христа Спасителя с креста, на что прямо указывает произносимая при этом песнь «Благообразный Иосиф». Да так делалось и в древности. По мнению «Церковного Вестника», священник может переносить дискос в руках, а не на голове лишь в том случае, если его болезненное состояние не позволяет ему без всякой опасности поднять его на голову), тем более, что в древности в некоторых церквах, как видно из древних Литургий, Святые Дары переносились одним священником даже и при служении диакона.

Итак, первенствующий священник со Святыми Дарами поминает Государя Императора и Императрицу; второй священник берет святой крест и поминает Наследника и весь царствующий дом; третий берет лжицу и поминает Святейший Синод и местного архиерея, оканчивает поминовение, по обыкновению, первый священник; потом он ставит потир и дискос на престол, кадит и прочее. Затем третий священник затворяет царские двери и закрывает завесу.

После этого, так как все возгласы до конца Литургии полагается при соборном служении с диаконом делать первенствующему священнику, то и все ектении в отсутствие диакона должен произносить первенствующий, хотя, по книге отца Хойнацкого и по статье отца Кутепова, первую просительную ектению (после Херувимской песни): «Исполним молитву нашу Господеви» предписывается возносить второму священнику (без объяснения, кто должен делать возглас «Милостию и щедротами»), а вторую: «Вся святыя помянувше» — третьему, но возглашение: «И сподоби нас, Владыко» — первому. Ектению «Прости, приимше» с возгласом «Яко Ты еси Освящение наше» отцы Хойнацкий и Кутепов почему-то полагают исполнять второму священнику; слова «С миром изыдем» — произносить третьему.

Существенная часть Литургии — совершение самого Таинства Евхаристии и причащение священников — должна быть выполняема без диакона таким же порядком, как и при диаконе, с опущением только того, что относится к причащению диакона (по мнению «Пензенских епархиальных ведомостей», все то, что при соборном служении с диаконом исполняет первенствующий, он же должен исполнять и в отсутствии диакона. То же надобно сказать и о прочих священниках, которые и по указу Святейшего Синода от 13 сентября 1874 г. (на имя Донского Преосвященного), должны действовать в данном случае так, как обыкновенно поступают младшие священники в сослуже-нии со старшими).

Заамвонную молитву с предваряющим ее воззванием «Господу помолимся» должен читать, конечно, третий священник. За сим первый священник читает молитву «Исполнение закона пророков» и совершает отпуст.

Этот порядок служения Литургии для трех священников легко применить и к совершению ее двумя священниками без диакона. В этом случае то, что назначено для третьего священника, должен исполнять второй вместе с тем, что назначено для него самого.

Если бы понадобилось вместо трех служить пяти священникам, то в практическом руководстве протоиерея Хойнацкого указан следующий порядок. По «Святый Боже» пред прокимном «Вонмем» произносит четвертый, а «Премудрость» — пятый священник. Потом четвертый же священник произносит «Премудрость» и «Вонмем» перед Апостолом и совершает каждение во время чтения Апостола. Затем четвертый произносит ектению «Помолитеся, оглашеннии, Господеви», а пятый — ектению «Елицы оглашеннии, изыдите». На Херувимской песни пятый поминает Святейший Синод и местного архиерея и т.д.

Совершение Литургии в присутствии Преосвященного сопровождается следующими особенностями. При чтении часов, в конце их, вместо «Именем Господним благослови, отче» чтец говорит «Именем Господним, владыко, благослови»; священник вместо «Молитвами святых отец наших» возглашает «Молитвами святаго владыки нашего». После каждого возгласа священник делает поклон архиерею, обращаясь лицом к нему. Перед каждением диакон за благословением кадила обращается к Преосвященному. При каждении архиерея диакон становится за престолом, по правую сторону его и кадит в первый раз «трижды по трижды», а по окончании каждения только трижды. После каждения (первого) Преосвященного совершает оттуда же каждение на правую и левую сторону священников. При выходе из алтаря и по возвращении в него диакон каждый раз кланяется Преосвященному, а потом уже священникам. Равным образом, когда на Литургии совершает каждение священник, а не диакон, он сам кадила не благословляет, а испрашивает благословение Преосвященного.

После начального возгласа «Благословено Царство», равно как после всех возгласов за ектениями, предстоятель и каждый другой священник делают поклон Преосвященному. Перед малым входом предстоятель, прежде чем подать Евангелие диакону, приложившись к престолу, кланяется вместе с диаконом архиерею. Диакон, приняв Евангелие, подносит его Преосвященному для целования. Затем все священники, приложившись к престолу, также делают поклон архипастырю. Возвратившись в алтарь и заняв свои места, священники снова целуют престол и кланяются архиерею. Перед возглашением «Мир всем» настоятель делает поклон архиерею и потом говорит «Мир всем», обращаясь к народу и кланяясь, но благословения рукою не преподает, так как это благословение относилось бы и к Преосвященному, которого священник не может благословлять. Но говоря диакону «Мир ти, благовествующему» и псаломщику «Мир ти», священник благословляет их и в присутствии Преосвященного, потому что здесь благословляются только диакон и псаломщик.

На великом входе предстоятель после возглашения «Святейший Правительствующий Синод и Господина нашего Преосвященнейшаго...» входит в алтарь, становится у престола и, обратясъ к Преосвященному, возглашает «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков», потом опять становится на свое место на амвоне и заканчивает поминовение «Всех вас, православных христиан, да помянет Господь...»

По причащении священнослужителей, священник или диакон должен подать Преосвященному не одну только просфору, как делается для мирян, а антидор, просфору и теплоту; для чего на антидорной тарелке сверху просфоры должно положить антидор, а на другой тарелке подать ковш с теплотою. В конце Литургии по возглашении священником «Слава Тебе, Христе Боже…» надобно пропеть «Слава и ныне... Господи помилуй (трижды)... Владыко, благослови» («Пензенские епархиальные ведомости», 1880 г.).

 

Разъяснение недоумений касательно служения Литургии без участия диакона

 

Священник Н. Раевский предложил на разрешение редакции «Церковного Вестника» следующие недоуменные вопросы.

По упразднении диаконских вакансий при сельских церквах представился вопрос о том, должен ли священник на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великаго, на великом входе, поднимать дискос на свою голову. Решение этого вопроса тем необходимее, что в церковных уставах и служебниках прямого ответа на него нет, а опыт своим разноречием только усиливает затруднение. Приходится видеть священников, износящих дискос и потир в обеих руках, держа равномерно; по сложившемуся же издавна обычаю, некоторые священники дискос поставляют на главу свою, придерживая его левою рукою. Которое действие правильнее? Откровенно должен сказать, что я держусь мнения и образа действия первых, и вот мои основания.

В служебнике сказано: «Священник, святый дискос прием, возлагает на главу диакона». Почему? Потому что сан диакона в церковной иерархии на целую степень ниже сана священника, потому что диакон есть только служитель при Таинствах, а не совершитель их, вследствие чего он даже целует руку у священника, сослужа ему при Таинствах. Замечательно, что диакон не сам и берет дискос на главу, а приемлет от священника. Значит, велико различие между священником и диаконом, а следовательно, что здесь обязательно для диакона, то необязательно для священника, и обычай возносить дискос на главу свою, вероятно, получил начало от священников старых времен, которые, только по одной наглядности, действия диакона приняли на себя, без всякой дальнейшей мысли.

Впрочем, священники, держащиеся этого обычая, кроме ссылки на давность, хотят доказать его правильность тем, будто дискос поставляется на главу диакона из предпочтения к этому виду Таинства, а в силу такого предпочтения и священник, когда служит без диакона, должен взимать дискос также на главу. Такое мнение, по моему разумению, более чем несправедливо. Если бы вид хлеба имел предпочтение пред видом вина, то, сообразно со степенями служащих, было бы указано в служебнике нести дискос священнику, а диакону — потир. Да и по какому предпочтению дискос опять возлагается на главу диакона в то время, когда и самый Агнец, и все части, по причащении, уже вложены в потир, при словах священника «Всегда, ныне и присно»? Допуская предпочтение хлеба до освящения, уже необходимо будет допустить такое предпочтение этого вида Таинства и по освящении, и таким образом единое существо святейшего Таинства Плоти и Крови Иисуса Христа, как и самую единую личность Его, делить на виды более или менее важные.

Святая Церковь знает и нас не оставила в неведении, когда и как почтить Святые Дары. В служебнике, в главе «Изъявление о некиих исправлениях в служении Преждеосвященныя литургии», сказано: «Святый дискос с Божественными Дарами священник приемлет десницею и поставляет на главу свою». При этом хотя бы и служил диакон, ему не дается ни дискоса, ни потира. Вот случай, указывающий время, когда священник обязуется принять дискос на главу свою, отрицающий обязанность поступать так на Литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого, о чем свидетельствует и самое молчание в чиноположениях их.

 

Из книги схиархимандрита Иоанна (Маслова)

«Недоуменныевопросы пастырской практики».

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 73
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011