На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»

Предыдущая Следующая

 

15/28 мая Русская Православная Церковь празднует день памяти благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591)

 

Приидите убо Московскии народи: страстотерпца и мученика Димитрия царевича торжество составим, и светло того псалмы и песньми ликовствующе, празднуем с похвалами, созывает бо нас духовне день страданья его торжествовати, в онь же восходит от земли к небесным, и видит, яже Ангели видят, и хвалами от Ангел венчается, и предстоит престолу Христову, и молит даровати нам мир и велию милость. (Стихира, глас 5-й).

 

Такими словами священной песни Святая Церковь призывает всех православных христиан, сограждан российских, к торжественному чествованию светлой памяти страстотерпца и чудотворца царевича Димитрия. В 15-й день мая зловещий набатный звон колокола поразил сердца жителей города Углича вестью о мученической кончине сего страдальца Христова, наследника престола Российского. Поистине ужасно сие кровавое злодейство, но еще более поразительны его последствия, навлекшие на отечество наше такие многочисленные и потрясающие бедствия, что только всемогущая десница Божия и заступничество этого нового мученика и чудотворца могли спасти его от междоусобных браней и всеконечного разрушения. Восемь человек одних гнусных самозванцев, поляки, литовцы, шведы, татары, казаки и изменники русские наводнили всю Россию. Не было ни одного уголка в нашем отечестве, ни одной области, ни одного городка, где бы грабители не разорили, не опустошили и не поругались над всем, что мило сердцу и свято душе россиянина.

Каким образом произошло дерзкое сие убийство и последовавшее за ним лютое колебание в Российской земле, узнаем из жизни святого царевича.

«После Иоанна Грозного остались два сына — Феодор, рожденный от Анастасии Романовны, и Димитрий от Марии Феодоровны, происходившей из рода бояр Нагих. Как старший сын царя, престол царский заступил Феодор, незадолго пред тем женатый на Ирине Федоровне Годуновой. Будучи чрезвычайно кроток и молчалив и не отличаясь умственными дарованиями, Феодор, по свидетельству историка, «боялся власти как опасного повода к грехам». Посему все время проводил он в молитве и псалмопениях, путешествиях в Сергиеву Лавру и иные святые обители, в устроении и украшении Божиих храмов и благотворении бедным. Таким образом, на Российском престоле все увидели постника и молчальника, более для келлии и пещеры, нежели для власти державной рожденного. Видя такое «малолетство духа Феодора», несколько сильных бояр, без ведома его, вдовствующую царицу с юным Димитрием и всеми родственниками сослали в заточение в город Углич. Не искал и не желал Феодор удаления брата, но, по слабости воли, примирился с решением бояр, усилив только свои хождения по святыням. Непрестанные смуты и самоуправство бояр, своеволие в народе и вспыхнувший в Москве народный мятеж окончательно запугали и отвратили от правления тихого Феодора. С того времени всю тяжесть правления государством он возложил на своего шурина, родного брата царицы — Бориса Годунова.

Кто же был этот боярин? Потомок татарина Мурзы Чети, Борис Годунов «смыслом быстрым и глубоким, и сладкоречием обольстительным превосходил всех вельмож. Не имел он только добродетели... и с необузданной страстью к господству не мог одолеть искушений там, где зло казалось для него выгодою». Успешные войны с внешними врагами, водворение строгого порядка внутри государства и близкое родство с царем окончательно упрочили положение Годунова: он был уже не советник царя, а полный, самодержавный властитель. Но вероломный и ненасытный в честолюбии Годунов желал «хотя бы семь дней, но только царствовать». Посему для осуществления дерзкого желания, решил он, раб, поднять руку на своего господина, — погубить законного и единственного, после бездетного Феодора, преемника престола царевича Димитрия, заточенного в Угличе. Подкупив мамку Василису Волохову и ее сына Осипа, он велел им отравить восьмилетнего отрока. А как смертоносная отрава не подействовала, тогда для умерщвления Димитрия Годунов послал в Углич, как бы для управления земскими делами и хозяйством вдовой царицы, дьяка Михаила Битяговского, с которым отправились туда сын его Даниил и племянник Никита Качалов. И вот 15 мая 1591 года царевича в Угличе не стало! Около полудня этого дня мамка Волохова, согласившись со злодеями, вывела царевича гулять. К нему, как будто для игры, тотчас подошел Осип Волохов и, взяв за руку, спросил: «Это, государь, у тебя ожерелье новое?» — «Нет, оно старое!» — отвечал агнец, подняв голову. В тот же момент блеснул нож убийцы, но, не коснувшись гортани, выпал из рук объятого ужасом Волохова. Кормилица Ирина Жданова, бывшая на крыльце, с пронзительным криком бросилась защищать своего питомца; но Битяговский и Качалов, схватив сына царева, ножом перерезали ему горло. Между тем, на крик выбежала и царица. И что же? — Сын ее, ее надежда, наследник престола, плавал в крови!.. Никакое описание не в силах передать отчаяния царицы-матери: не помня себя, она с плачем распростерлась над закланным детищем, била себя в грудь, рвала волосы и, наконец, замертво упала на землю. Скоро набатный звон известил и всех угличан о настигшем их несчастии — мученической кончине Димитрия. Во множестве собравшись, они побили всех злодеев, а честное тело нового мученика, вложивши в раку, внесли в соборную церковь Преображения Господня. Отправлен был гонец и к царю Феодору. Годунов, перехватив грамоты из Углича, составил ложные, в которых говорилось, что «царевич закололся сам во время игры, в припадке падучей болезни». Посланный для дознания в Углич боярин Василий Шуйский подтвердил ложный донос Годунова. Феодор клевете поверил. Тогда «за беззакония и измену» Нагих, как подстрекателей к мятежу, заточили в темницах, насильно постриженную царицу заключили в отдаленный монастырь, 200 угличан казнили на месте, а большую часть остальных сослали в Сибирь, заселив там ими город Пелым. Что же Годунов? Достиг ли своей цели? — Да, он взошел на престол, хотя и ненадолго. Явился первый Лжедмитрий и погубил цареубийцу: он был убит. Убит и самозванец. На престол взошел Шуйский. Но и сей лживый судия, укрыватель злодейства Годунова, царствовал недолго. Объявился новый Лжедмитрий. Для обличения обмана Шуйский решил перенести тело царевича в Москву. В 1606 году в Углич были посланы митрополит Филарет, епископ Феодосий и четыре боярина. «Вынув из земли гроб и сняв его крышку, увидели тело, через 15 лет едва поврежденное сыростью земли: плоть на лице и волосы на голове целые. Тогда в единодушном восторге жители и пришельцы начали славить сие знамение святости — и за чудом следовали новые чудеса: недужные, с верою и любовию касаясь мощей, исцелялись. 3 июня царь встретил святые мощи за городом. «Василий взял святое бремя на рамена свои и нес до церкви Михаила Архангела, как бы желая сим усердием и смирением очистить себя пред тем, кого он столь постыдно оклеветал в самоубийстве». По множеству источавшихся исцелений, явленных ко гробу с верою притекающим, святые мощи царевича Димитрия были навсегда оставлены в Архангельском соборе.

Православные русские христиане! Составив ныне ликование похвальными песньми, будем молить стратотерпца Христова Димитрия, чтобы даровал он победительная на враги народу и государству Российскому, а нам всем, память его верою почитающим, — мир и велию милость.

 

11 апреля 1891 года. Ярославль. Типография Губернской Земской Управы.

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 47
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011