На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Шаргунов Александр /Протоиерей, Настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах
Шаргунов Александр
Протоиерей
Настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Предыдущая Следующая

 

Христос Воскресе!

В Неделю жен-мироносиц мы размышляем о высоком призвании женщины-христианки в Церкви. Сколько было их, святых жен, за всю историю Церкви! Сколько было их на Святой Руси за десять веков христианства! Какой подвиг явили они в недавние годы испытаний! Вспомним хотя бы об основательнице Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве — Великой Княгине Елизавете Феодоровне. После гибели мужа она, уже прославившаяся своей широкой благотворительной деятельностью, решила до конца посвятить свою жизнь служению Богу и людям. У нее была одна радость в мире: приобщиться Господу и других привести к Нему. На свои средства она основала обитель милосердия, по строю жизни напоминавшую монастырь, где вела вместе с другими сестрами аскетичную жизнь подвижницы.

Господь призвал матушку Елисавету к ее последнему испытанию сразу после Страстных дней и Светлого Воскресения. На третий день Пасхи, после Литургии, отслуженной Патриархом Тихоном, она была арестована и немедленно выслана на Урал. Ночью на 18 июля 1918 года, когда озверевшие люди подступили к ней, чтобы живой сбросить в шахту рудника, она произнесла высшую молитву любви, повторила слова Спасителя на Кресте: «Господи, прости им, не знают, что делают!» Останки многострадальной настоятельницы Марфо-Мариинской обители милосердия со временем переправили в Иерусалим, в храм святой Марии Магдалины в Гефсимании. Несколько лет назад при вскрытии гробницы оказалось, что мощи ее нетленны, а помещение, в котором они находились, наполнилось, по словам очевидца, сильным запахом как бы меда и жасмина. Вот — тайна любви к миру преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы, святых жен-мироносиц.

Чем больше христиане будут отличаться от мира, тем больше у них будет возможности преобразовать этот мир. И чем больше мы сливаемся с миром, тем бесполезнее становимся ему. И нас сегодня Господь посылает к страждущим, не знающим о Нем людям именно для того, чтобы они имели жизнь с избытком. Мы не сможем достигнуть этого, уподобляясь тем, кого мы хотим просветить: это более, чем ошибка. Евангелие абсолютно противоположно миру, и даже самые лучшие порывы и самые вдохновенные достижения человечества без Бога, как бы они ни были привлекательны, не дают нам забыть, что центр нашей жизни — другой. В нашей стране вновь открываются десятки братств и сестричеств, и труды самоотверженных женщин принимает Господь: «Все, что вы сделали другому вы сделали Мне». Но главное, что мы должны понять и чему научиться через жизнь святых: «Если я раздам все имения мои, и тело мое отдам на сожжение, а любви не имею, то я — ничто». Здесь — единственный ответ на вопрос о том, что мешает Церкви явить в полноте силу своего милосердия, почему второе крещение Руси не может исцелить болезни народа.

Мы знаем изумительную роль, которую сыграли женщины в нашей Церкви в последние десятилетия. Можно сказать, что в значительной степени Церковь обязана своим существованием женщинам, их верности Господу, их служениям Телу Христову. Мученицы и девы, жены и матери, а также и вдовы, монахини и мирские, — они не дают иссякнуть живому источнику веры. С силою поистине пророческой напоминают они о долге по отношению к священникам и епископам, даже если те порой оказываются недостойными, не оставляя их в ссылках и гонениях, в сегодняшних скорбях. В сталинские годы террора своей отвагой им удавалось иногда даже спасать храмы от уничтожения, во времена хрущевских гонений — от закрытия, а теперь героическими усилиями они пробивают возвращение их Церкви и восстанавливают из руин. Всем существом своим женщины чувствуют, что здесь — жизни глубина, и ничто не может остановить их. Когда рушилось все, казалось иногда — одни белые платочки тихие, по слову стихотворца, поддерживают храмов своды. А теперь, может быть, оттого мы видим в наших храмах мужчин, что они, как говорит Апостол, житием жен без слова приобретаемы были. Наши Марфы и Марии трудятся здесь, и равноапостольное это служение — пение на клиросе, иконописание во вновь открытых святилищах, преподавание в воскресных школах. Но для них высокая радость — и трапезу готовить для всех, как для Самого Господа, посетившего дом Своих друзей в Вифании, и для них честь, как говорит преподобный Серафим Саровский, в храме тряпочкой пол протирать, прикасаясь к золоту дворов Господних.

В Евангелии от Луки, которое читается на утрени в Богородичные праздники, Господь одобряет Марию за то, что она оставила все, чтобы посвятить себя главному: слушанию слова Божия, для благовестия которого апостолы, в свою очередь, оставляют «служение столов». Самое главное служение — сокровенно и молчаливо. И женский дар — так проникать в мир, как никто иной не может, без компромиссов с миром. В среду Страстной седмицы во многия грехи впадшая жена перед лицем всей Церкви со слезами совершает пророческое помазание погребения Господа и волосами отирает ноги Его. И в этом можно видеть, как сказал один священник, посвящение на женское служение: пророчество и сострадание, и добавим: целомудрие и милосердие. Мария сделала то, что только она одна могла сделать, — то, что относится к служению женщины, и это должно быть продолжено во всем мире вместе с апостольской проповедью заповедей блаженства. Память об этом действии сострадания будет всегда, по слову Спасителя, всюду, где проповедуется Евангелие, как Тайная Вечеря всегда памятна смиренной Любовью, умывающей ноги Своих учеников. Два омовения нераздельны: одно — пророческое, оставленное преимущественно женщинам, другое — священническое, оставленное апостолам. Одно — со слезами сострадания, другое — с водою Таинства. И весь дом, вся церковь до скончания века наполняется благоуханием этой верности и любви ко Господу, сильным запахом «как бы меда и жасмина».

Благодатный дар — быть женщиной, быть в высшей степени причастной милосердию и целомудрию. В наши бесчеловечные времена именно женщинам дана харизма милосердия и сострадания, которая должна быть признана и осуществлена в Церкви как подлинное служение. И от женщины зависит нравственный климат общества, целомудрие всех. Если женщина потеряла стыд, — это конец нации. Кто ближе к детям, чем женщина, и к семье, хранительницей которой является, прежде всего, женщина? Это последний рубеж, с утратой которого рушится все. Сохранить сегодня семью — спасти Россию, возродить Церковь.

По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою, — говорит Господь. Как мир узнает лик Христов там, где любовь охладела? Если столько людей отвернулось от Церкви, может быть, это не только из-за того, что они тьму возлюбили больше света, — может быть, это и потому, что мы столь часто не достигаем верности Христу. Так легко, даже вкусив однажды пасхальной благодати, стать безлюбовными в этом безлюбовном по причине умножения беззаконий веке. Все мы, стоящие в свете Пасхи, должны испытывать себя постоянно в свете любви, которую Господь явил нам. Оттого, что Бог так возлюбил нас, оттого, что Христос прославился на Кресте, мы призваны научиться этой верности, чтобы в свете пасхальном открылся нам свет, просвещающий всякого человека, приходящего в мир.

 

Протоиерей Александр Шаргунов,

настоятель московского храма Святителя Николая в Пыжах

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 24
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011