На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Авдеева К.А.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наши небесные покровители

СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА

Предыдущая Следующая

 

20 апреля/3 мая — празднование дня памяти мученика младенца Гавриила Белостокского (1690)

 

Увы, немногие даже верующие родители знают, что у детей и отроков есть собственный небесный покровитель, совсем юный, но очень сильный заступник: святой мученик Гавриил Белостокский. Икона его должна висеть над каждой детской кроваткой...

Этот удивительный мальчик родился 320 лет назад на северо-востоке Польши, в небольшой деревеньке Зверки Заблудовского прихода. А знаете, чем раньше отличалось село от деревни? В селе непременно был храм, а в деревне не было.

Жили в тех землях издавна православные: поляки, белорусы, русские. Да и по сей день край этот, Белостокщина, считается оплотом Православия в Польше. Тогда, в 1684 году, территория входила в Гродненскую епархию.

Бывает, что святые, прожившие очень долгую, насыщенную подвигами и событиями жизнь, оставляют о себе крайне скудные биографические сведения. А тут совсем маленькая, короткая, ярким солнечным лучом промелькнувшая детская жизнь, а сколько подробностей и фактов оставлено нам историей. Сколько поражающих, трогающих сердце деталей, делающих святого младенца Гавриила близким и родным всем нам! Не случайно совсем маленькие детишки с удовольствием раскрашивают книжечку с его житием, обращаются к нему как к верному и надежному товарищу. И святой отрок чутко внимает детской молитве.

22 марта 1684 года в скромный дом молодых супругов Петра и Анастасии Говдель пришла огромная радость. У них родился первенец, и благочестивые крестьяне очень серьезно отнеслись к выбору имени для младенца. Они решили назвать сына в честь Архангела Гавриила, принесшего некогда Деве Марии благую весть о том, что у Нее родится Сын, Спаситель человечества. В переводе на русский язык «Гавриил» значит: «муж Божий», «крепость Божия».

Крестили мальчика в православном Успенском храме в Заблудове. Потому-то и называют его в Польше и Белоруссии святым мучеником Гавриилом Заблудовским. А у нас в России с некоторых пор стали официально именовать «Белостокским» или «Слуцким» и считать по происхождению белорусом.

Это были очень трудные времена для православных. Католики и униаты все настойчивее требовали, чтобы православные люди отреклись от своей веры, и силой закрыли православные храмы.

Рождение Гавриила стало утешением для многих людей в Зверках, православные ощутили, что Господь посылает им Свое благословение. Это был необыкновенный ребенок. Он не знал злобы, раздражения, был постоянно всему рад и доволен, весел, смиренен, кроток. Гавриил очень любил ходить в церковь. Для него это был настоящий праздник. Священник выделял удивительного мальчика, который задавал батюшке десятки вопросов; его интересовало все — от расцветок облачения батюшки до деталей богослужения. Очень внимательно слушал мальчик слова Святого Евангелия. И каждое воскресенье он причащался вместе с родителями.

Жили Говдели очень бедно. Отец с утра до ночи работал в поле. 11 апреля 1690 года, во время Великого поста, семью их постигло страшное несчастье. Мать шестилетнего Гавриила отправилась в поле, чтобы отнести мужу обед, а мальчик остался дома один. Материнское сердце молчало, и, казалось, ничто не предвещало беды...

В пустой дом забрался арендатор деревни Зверки и похитил ребенка. Доверчивый ко всем людям Гавриил даже не пытался сопротивляться... Мальчика тайно перевезли в Белосток, где его ждала мученическая кончина. Мы никогда не узнаем, что двигало его мучителями, когда они привезли тело истерзанного мальчика из Белостока в родные места и бросили посреди поля у лесной опушки, неподалеку от Зверок. Возможно, они хотели насладиться слезами родителей или замести следы, зная, что тело ребенка будет вскоре растерзано дикими зверями и птицами.

Но получилось все совсем иначе.

Вскоре к телу замученного младенца подошла стая голодных бродячих собак. Псы обнюхали бездыханное тело, но даже не прикоснулись к нему, а напротив, сели вокруг, как стражи, и непрерывно выли... Девять дней собачья стая охраняла младенца и отгоняла диких птиц и зверей. Весть о сидящих неподвижно на опушке собаках дошла до деревни. В то время уже вся округа искала младенца Гавриила. Когда к ниве подошли его родители и односельчане, собаки тут же молча встали, повернулись и ушли. Они выполнили свой долг.

Не подвергшееся тлению тело младенца Гавриила перевезли в Заблудов, и там началось следствие. Обстоятельства дела и имена преступников быстро выяснились. Следствие раскрыло, что это было ритуальное убийство. Безутешные родители похоронили своего первенца на скромном деревенском кладбище, неподалеку от церкви.

Совсем не вмещает сознание тот факт, что погибает такое невинное дитя, как Гавриил, кроткий, светлый молитвенник, с рождения исполненный любви к Богу и явно избранный Им.

Почему рождаются детишки с врожденными недугами? Я, грешная, и сама не раз задавала этот вопрос, приходя в интернат к своей приемной дочери Анне, с рождения парализованной, больной девочке... И сколько раз спрашивали меня о том же с мукой и болью наши читатели. В миру ответов на эти вопросы нет. Но они есть у Бога и Церкви. Бывает, что Господь забирает безгрешного младенца, чтобы тот стал святым, предстателем и ходатаем за взрослых и детей перед Его престолом.

Для истинно верующих родителей их усопшие дети всегда живы. В 1964 году, во время своего первого паломничества в Иерусалим, на Святую Землю, я познакомилась с одним многодетным священником из беднейшей ярославской глубинки. На вопрос, сколько у него детей, батюшка со спокойной улыбкой отвечал: «Десять детишек с нами и еще один ангел небесный, наша Танечка». Девочка умерла в младенчестве, но осталась для этой семьи живой и стала Ангелом Хранителем своих родителей и всех братьев и сестриц.

В истории христианства множество примеров такой святой юности: сотни детей, подростков и юношей, пострадавшие за веру Христову, стали нашими любимыми святыми и заступниками. Среди них — святая мученица Татиана, невеста Христова, святой мученик Трифон, которого мы просим оградить нас от нечистой силы, святые мученицы, прекрасные девочки-римлянки Вера, Надежда, Любовь. Вере было двенадцать, Надежде — десять, а Любови — всего-то девять лет. Страшным мучениям подверглись эти дети при императоре Адриане во II веке, но не признали римских богов и не отказались от Спасителя нашего Иисуса Христа. На Руси очень любят и почитают этих святых.

Бывает, что безвинного ребенка ожидает в будущем столь страшная и постыдная участь, что его усопшие близкие из Царства Небесного либо заступники святые вымаливают у Бога милость забрать его из мирской жизни пораньше, пока он не стал убийцей или преступником.

Много лет назад меня потрясла история, касающаяся одного из главных наших декабристов, поэта Кондратия Рылеева.

Оптинский старец Варсонофий так рассказывал о матери Рылеева, которой было открыто будущее ее сына...Трехлетний Кондратий умирал. Врачи считали, что он не доживет до утра. Видя, как малыш задыхается и стонет, мать его в слезах упала перед иконами Спасителя и Богородицы и умоляла сохранить ее сына.

Внезапно она услышала незнакомый, но удивительно приятный голос: «Не проси Господа о выздоровлении ребенка. Он, Всеведущий, хочет, чтобы ты и твой сын избежали будущих страданий. Хочешь, я покажу тебе его будущее?» Мать была согласна на все. Тогда перед ней возник длинный ряд комнат. В первой лежал больной малыш, но теперь он уже спокойно дышал и улыбался во сне. В другой комнате склонялся над учебниками здоровый, крепкий отрок. Мать видела его юношей, затем взрослым на службе. В предпоследней комнате Рылеев уже был среди декабристов, горячо обсуждавших подробности заговора против царя. В последней, закрытой занавесью комнате, стояла виселица. Но несчастная мать не сумела отступиться и продолжала умолять о спасении ребенка. Кондратий Рылеев выздоровел. Минули годы, он стал декабристом и после подавления восстания был повешен.

В 1978 году впервые было обнародовано его предсмертное письмо любимой супруге, Прасковье Васильевне, написанное им в день казни 13 июля 1826 года: «Я ни разу не возроптал во все время моего заключения, и за то Дух Святый дивно утешает меня. Подивись, мой друг, я нахожусь в таком утешительном спокойствии, что не могу выразить. Как спасительно быть христианином! Благодарю моего Создателя, что Он меня освятил и я умираю во Христе. Не предавайся отчаянию, ищи утешения в религии, поручаю тебя и нашу Настеньку святому покровительству Живого Бога. Прощай. Велят одеваться. Да будет Его святая воля. Твой искренний друг К. Рылеев».

Мы видим, что по молитвам матери Господь дал прожить Рылееву всю его неправедную, страстную жизнь, но не оставил его, и из жизни декабрист ушел глубоко верующим, раскаявшимся и счастливым человеком.

Но вернемся к нашему рассказу.

В 1720 году в Белостокщине началась страшная эпидемия холеры. Она косила без разбору детей и стариков. Жертвой эпидемии пали тысячи людей, и кладбища не могли вместить всех умерших. В чужие могилы приходилось хоронить новых покойников. В Зверках стало уже традицией хоронить погибших от холеры детишек поближе к могиле Гавриила. Приходившие туда обездоленные родители испытывали необъяснимое облегчение, умиротворение и покой.

Однажды во время очередных похорон случайно задели могилу Гавриила. Гроб его открылся, и тело невинного младенца предстало нетленным. А ведь с кончины его прошло уже более тридцати лет. Весть об этом мгновенно разнеслась по округе. Мощи мученика-младенца перенесли в Заблудов и поместили в особой подземной крипте. Вскоре эпидемия, бушевавшая в тех краях, стала стихать. А у мощей святого Гавриила происходили чудесные исцеления.

Прошло еще двадцать шесть лет, и невиданный пожар разгорелся в Заблу-дове. Сгорела сельская церковь, но хранимые в ее подземелье мощи уцелели. Только одна ручка мученика-младенца была частично опалена. Затем произошло чудо, после которого люди поняли, что пожар сей произошел для укрепления их веры. Мощи младенца Гавриила перенесли в Заблудовский монастырь, и ручка его совершенно зажила и покрылась кожей. Тогда-то и потекли сотни паломников из разных городов и стран на поклонение святому младенцу.

А на месте рождения святого Гавриила в Зверках был построен храм, торжественно освященный на Пасху в 1894 году. Спустя восемь лет он тоже сгорел, но чудо! Единственным, что уцелело в сильнейшем пожаре, была икона младенца-мученика. Долгое время мощи святого Гавриила хранились в Заблудовском монастыре, в алтаре монастырской церкви. Но все сильнее наступали на православных католики, все чаще подвергался этот беднейший, плохо защищенный монастырь их притеснениям. Оставлять там святые мощи было уже небезопасно.

Тогда в 1755 году Константинопольский патриарх и Киевский митрополит приняли решение о перенесении мощей за триста километров от Заблудова, в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь.

В то время это был один из главных оплотов Православия на западных рубежах Российской империи. ...В середине XVIII века продолжились странствия святого младенца... До Слуцка его триста километров несли на руках монахи и священство. В крестном ходе участвовали тысячи людей разных национальностей.

В Слуцке в 1820 году состоялась канонизация мученика. А слуцкий архимандрит Михаил Казачинский написал стихотворную повесть о младенце Гаврииле. Он стал покровителем детей и отроков, и родители старались, чтобы иконка чудесного маленького святого висела над кроватками их сыновей и дочек.

Не у всех была возможность привести своего недужного ребенка к благодатным мощам святого Гавриила в Слуцке. На этот случай и существует в Церкви обычай возить частички мощей по разным странам и выставлять там в монастырях и храмах на радость и утешение тысячам людей. Святые сами через океаны и континенты приходят к нам, грешным и недужным. В 1908 году решено было отправить по свету и частицы мощей святого Гавриила. Они были помещены в главном православном Никольском соборе города Белостока.

А в 1912 году мощи были отправлены в знаменитый Супрасльский мужской монастырь, где находится чудотворная Супрасльская икона Божией Матери. С началом Первой мировой войны, в связи с наступлением немцев, десятки православных монастырей вынуждены были забирать свои святыни, сниматься с места и уходить на восток.

В 1915 году Белостокский епископ Владимир принимает решение отправить частицу мощей святого мученика младенца Гавриила в Москву, в знаменитый и красивейший Покровский собор на Красной площади, более известный как собор Василия Блаженного.

После октябрьского переворота 1917 года начались кровавые гонения на Церковь, настоятель Покровского собора протоиерей Иоанн Восторгов был арестован и впоследствии расстрелян. В 1919 году большевики начали реквизировать мощи святых, и частица мощей младенца Гавриила из Покровского собора была сдана в музей при Главмилиции. Сами святые мощи пребывали в Свято-Троицком монастыре города Слуцка. В 30-е годы монастырь был закрыт, и мощи переданы в музей атеизма в Минске. Во время Великой Отечественной войны, когда репрессии ослабели, православным жителям Минска удалось перенести святые мощи младенца Гавриила в минский кафедральный собор Преображения Господня, настоятелем которого был митрополит Пантелеймон (Рожновский). Позже, по поручению владыки митрополита, одна из частиц была передана в церковь Рождества Пресвятой Богородицы города Гродно. А сами святые мощи в течение последующих 50 лет хранились в подземелье гродненской церкви, вдалеке от тех, кто мог бы осквернить их. И несмотря на то, что святые мощи находились во влажном подвальном помещении, они нисколько не пострадали.

Стараниями архиепископа Белостокского и Гданьского Саввы, ныне Блаженнейшего митрополита Варшавского и всей Польши, Предстоятеля Автокефальной Польской Православной Церкви, было получено согласие на возвращение реликвии на родную землю. Православные жители города Гродно со слезами прощались с мощами мученика-младенца на Божественной литургии в Пречистенском монастырском храме. Происходило это событие в один из главнейших праздников — на Рождество Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1992 года. Многотысячный крестный ход сопровождал святые мощи по улицам Гродно, а затем до самого Белостока; более двух тысяч паломников вместе с архипастырями Белоруссии, монахами и священством провожали мощи святого младенца.

С великими почестями встретили процессию на польской границе, в городе Кузнице, где отслужили молебен мученику. В крестном ходе, встречавшем святые мощи, приняло участие более трехсот священников и около ста тридцати тысяч человек. Сейчас святые мощи покоятся в Свято-Никольском кафедральном соборе города Белостока, куда приходят сотни людей. Вот и мне посчастливилось побывать там и прикоснуться к святыне. Там же в церковной лавке купила я десятки иконочек с изображением святого младенца Гавриила. Разошлись они по крестникам, родственникам и детям друзей. Каждому хотелось, чтобы со стены спальни на его малыша смотрел святой младенец Гавриил, по молитвам которого тысячи детей избавились от душевных и физических недугов.

 

К.А. Авдеева

Белосток—Варшава—Москва

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 50
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011