На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: май 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Максимович) /Святитель, Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский
Иоанн (Максимович)
Святитель
Архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наследие святых отцов

ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ

Предыдущая Следующая

Великий светильник Зарубежья, святитель-исповедник Иоанн (Максимович; †1966), архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский, а также известный, как Шанхайский, происходил из весьма благочестивого рода. Его предок, святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири, был прославлен Русской Церковью как великий Божий угодник 10 июня 1916 года.

От юности возлюбил владыка Иоанн Христа и «Ему единому работати пламенно возжелал». Непрестанною молитвою и трудом он стяжал у Бога великое дерзновение. Ежедневно соединяясь со Христом принятием Святых Божественных, страшных и животворящих Христовых Тайн и черпая Божественную благодать, он был ее носителем, хранителем и раздавателем.

Ежедневное посещение больных, помощь нуждающимся, забота о детях и наставление и спасение немощных и заблуждающихся — вот трудовой день Божиего святителя.

Оклеветания, осмеяния, поношения и даже суд пришлось претерпеть Божиему угоднику. Никогда не забудет его паства того позора, когда святитель был посажен в светском суде на скамью подсудимых. Победителем всех этих невзгод вышел владыка Иоанн. Его неусыпными трудами было построено два великолепных собора — один в городе Шанхае (Китай), а другой в Сан-Франциско (США) — в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В этом святом храме под алтарем в усыпальнице почивает своими мощами святитель-исповедник Иоанн, и множество верующих со всех концов Земли посещают это святое место. Молятся, берут маслица от неугасимой лампады с гробницы и по вере получают исцеления от своих болезней и помощь в бедах и напастях и затруднениях житейских.

В связи с отмечаемым в этом году 1020-летием Крещения Руси предлагаем вашему вниманию статью, написанную владыкой Иоанном к 950-летию Крещения Руси.

Х валит похвальными голосами Римская страна Петра и Павла, через которых она уверовала в Иисуса Христа, Сына Божия; Азия, Ефес, Патмос — Иоанна Богослова; Индия — Фому; Египет — Марка; все страны, и города, и люди чтут и славят каждый своего учителя, научившего их православной вере. Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами — сотворившего великая и дивная, учителя нашего и наставника, Великого князя нашей земли — Владимира, внука старого Игоря».

Так говорил святой Иларион, митрополит Киевский, в середине XI века, когда прошло немного более полувека от Крещения Руси. Уже тогда святой своим проницательным взором видел величие дела святого Владимира и призывал Русь достойно прославить его. Какими же словами и красками сможем выразить то, что сделал святой Владимир, крестив Русь, мы, дождавшиеся уже тысячелетия этого светлого события? Вспомним, чем была Русь до Владимира и чем сделалась она после своего Крещения им.

Вот Русь времен «старого Игоря» или отца Владимирова, Святослава. Каждое племя жило своей обособленной жизнью. Отдельные роды часто враждовали между собою, мстили друг другу и нередко занимались взаимным самоистреблением, соблюдая законы кровавой мести.

Русские князья до Владимира были больше вождями-завоевателями, чем отцами и благодетелями своего народа. Походы и добыча их привлекали больше, чем забота об их подданных. Однако ошибочно было бы думать, что славяне обладали лишь одними отрицательными чертами и представляли исключительно полудикую массу. Нет, напротив, было в их природе много хорошего. Они были гостеприимны, отважны и честны. Жены были верными спутницами своих мужей, часто оставаясь верными и умершим. Славяне чтили своих старших и слушались их в делах частных и общественных. Но наряду с тем проявлялись у них вероломство, жестокость, лукавство. Временами, в особенности во время войн, они становились страшными для окружающих. Мирный славянин делался диким зверем. Горе тем, на кого устремлялась его ярость, не щадила она никого! Трепетала перед северными соседями Византия, а сами они нередко боялись друг друга.

Так на распутье между добром и злом стоял славянский мир, то проявляя прекрасные свойства созданного по образу Божию человека, то показывая грозные признаки зверя в человеческом образе.

Какие могли быть высшие идеалы среди славян? К чему могли направляться их чувства и мысли? Чем они могли вдохновляться и к кому устремлять свои взоры?

Боги, в которых они веровали, обладали всеми свойствами своих почитателей, были воплощением их хороших и дурных качеств. Славяне служили измышленным ими богам, утверждая тем самым в себе свои недостатки, оправданием которых для них были свойства их богов. Служа грозному Перуну, славяне вели жестокие войны, истребляя своих соседей. Трудно сказать, во что бы превратилась восточная Европа, если бы святые Кирилл и Мефодий не пролили свет Христов на славянство и не положили основание просвещению славянских народов.

Святые Кирилл и Мефодий со своими учениками просветили христианским учением часть славян. Влияние христианства немедленно сказалось на них и ввело их в семью христианских народов. В короткое время принявшие христианство страны преобразились. Но главная масса славянства, славяне восточные, продолжала жить по-прежнему. Тьма, нависшая над восточными славянскими племенами, была так глубока и беспросветна, что ее не смогла разогнать воссиявшая на княжеском престоле, как утренняя звезда на небосклоне, первая русская христианская княгиня Ольга. Нужно было взойти самому Красному Солнышку, и таковым явился для Руси внук Ольги — Великий князь Владимир.

Восприявший первые начатки Христовой веры от своей бабки, но заглушивший их разгулом страстей в юности, Владимир, потрясенный до глубины души мученическою смертью бояр-варягов Федора и Иоанна, решает изменить свой образ жизни. После тщательного исследования вопроса о вере Владимир делает выбор. Будучи целостным и прямолинейным по природе, он не останавливается на полпути и принимает то, что было наилучшим. Он просвещается светом Православия и, крестившись, делается ревностным исполнителем Христовых заповедей. Своим примером и призывами он увлекает за собой своих подданных. Разительна перемена во Владимире, ставшем, из безудержного в своих страстях юноши, святым мужем.

Но не менее разительная перемена произошла и с крестившейся Русью. Крещение Киева, а за ним и остальной Руси, открывает новую жизнь для восточных славян и делается исходным пунктом их славной истории.

Разъединенные славянские племена, составлявшие державу Владимира, с принятием христианства почувствовали свое единство. Сознание единства особенно усиливалось тем, что в церковном отношении вся Русь в течение нескольких столетий составляла одну митрополию, несмотря на последовавшее разделение Руси на уделы.

Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство. Не только славянские, но и другие племена, жившие в Восточной Европе, с распространением среди них Православия, сливались воедино с русским народом. Умиротворяюще воздействуя во время междоусобий, Церковь в то же время внушала сознание, что русский народ есть един и поэтому должен составлять во всем одно целое. Под сенью Святой Православной Церкви сложилась Русь, укрепилась и выросла в великое государство, занимавшее одну шестую часть вселенной.

Русский народ, не по принуждению, а добровольно принявший христианство, стремился с первых же годов после Крещения воплотить евангельское учение в свою жизнь. Крещение переродило и внутренне изменило прежде грубых сердцем людей. Сохранив свои старые добрые качества, они освобождаются от имевшихся вместе с ними дурных свойств. Борьба между добром и злом произошла не только в душе Владимира, а во всем народе в целом, и произошел перелом в сторону добра. Русский народ после Крещения был уже не тем, чем был до Крещения. Он стал поистине новый народ, «новые люди».

Это не значит, что сразу все сделались совершенными, что зло исчезло из души каждого и его не было больше на Руси. Нет, оно было, продолжало борьбу с добром в каждом человеке. Но движущей силой русского народа стало Православие, которое охватило все стороны жизни личной, общественной и государственной. Духом евангельским проникалась жизнь семейная, общественная; воззрения складывались под влиянием церковных правил, а законы государственные согласовались с канонами. Общим направлением жизни русского народа было искание правды Божией.

Стремлением осуществить правду Божию было проникнуто и законодательство, и осуществление правосудия и государственных мероприятий. Тем же стремлением к служению Богу отличается и умственная и духовная жизнь русского народа. Все почти стороны культурной жизни его получают свое начало от жизни церковной и развиваются под влиянием Церкви.

Русская книжность и русское искусство начались в монастырях и настолько были проникнуты христианским духом, что от влияния его не могли вполне освободиться даже те писатели позднейших времен, которые ставили себе в задачу борьбу с церковным учением. Сами верховные правители Руси, великие князья и цари всероссийские, сознавали свою ответственность перед Царем царствующих и на себя смотрели как на слуг Божиих, и таковыми же они были и в глазах их подданных. Поэтому русские цари были не царями «по воле народной», а царями «Божией милостью».

Конечно, далеко не все на Руси совпадало с этим общим направлением. Много зла совершилось на ней за истекшие века. Если нет человека без греха, то тем более не может не быть грехов и зла в истории и жизни народа. Однако как для характеристики человека важно, какие качества его в нем наиболее яркие и побеждают остальные, так и для характеристики народа нужно определить то, что составляет главное содержание его духовной жизни. Для Руси и русского народа, несмотря на все бывшие отдельные уклонения и даже падения, главным было служение правде и стояние в истине. Когда вспоминаем Древнюю Грецию, приходят нам на память слова апостола Павла о древних греках: «Эллины премудрости ищут». С мыслью о Спарте связано представление о физическом развитии. Финикия связала свое имя с торговлей. Рим хвалился гражданскими доблестями. Русский же народ приобрел имя народа-богоносца и земля Русская — имя Святой Руси.

Свята Русь по множеству угодников, воссиявших в земле Русской. Начиная от сыновей святого Владимира — благоверных князей Бориса и Глеба и от самого крестителя Руси святого Владимира со своей бабкой Ольгой, бесчисленный сонм святых жил и прославился святостью и чудесами в земле Русской. Те святые угодники были плоть от плоти и кость от кости народа русского. Они не были чужды ему своими верованиями и образом жизни, а были как раз наиболее ярким выражением устремлений своего народа.

От Крещения Руси и до наших дней не было, кажется, ни одного часа, чтобы в земле Русской не жил где-либо святой, после кончины своей сделавшийся небесным предстателем за землю Русскую. Все области России имели своих подвижников. Всякое место, всякое наречие освятилось служением Богу. История России есть история Божиего строительства. Воздействие на исторические события России ее святых настолько велико, что нельзя отделить историю Русской державы от истории ее Церкви. Церковностью были напитаны уклад и быт русского народа. Даже внешняя политика России во многом была выражением ее духовного облика.

Так было некогда... Но где ты теперь, Святая Русь? Или тебя нет больше?

Пал престол святого Владимира, поруганы святыни, разрушаются храмы. Как место подвигов духовных сделалось местом гнусных преступлений и там, где спасались святые, ныне властвуют разбойники? Неужели нет и не будет больше Святой Руси?

Нет! Не самообман и призрак, а истинная действительность есть Святая Русь! На небе не перестает возноситься фимиам молитв святых, в земле Русской просиявших и ныне за нее молящихся перед Престолом Божиим. Нет, не только на небе, а и здесь, на грешной земле, продолжает быть Святая Русь. Власть богоборцев лишь поработила, но не уничтожила ее. Чужеземная международная власть накинула на нее свое ярмо, но остается ее врагом. А Русь остается Святой. Не умалился лик апостольский, когда от них отпал Иуда, не помрачилась светлость ангельского чина, когда из него ниспал сатана с послушавшими его ангелами.

Как из среды ангелов должно было появиться диаволу но с падением денницы и его приверженцев еще сильнее воспламенились любовью к Богу остальные ангелы и еще ярче засветились на небе, так появились и безбожники из среды русского народа, но отпадение их еще больше явило святость Руси и прославило ее и на небесах и по всей поднебесной.

Безчисленный сонм новых мучеников засвидетельствовал свою верность Христу. Русский народ целиком, с несказанным терпением переносящий страдания, равных которым не испытывал еще ни один народ в мире, дал неисчислимое множество новых подтверждений стойкости в вере. Несмотря на жесточайшие преследования, Церковь остается непобежденной.

В великом лике прославленных на Руси угодников Божиих много было и святителей, и преподобных, и праведных, и юродивых. Но мучеников на Русской земле было лишь несколько за все прежнее время. И вот настало время восполнить ряды небесной Русской Церкви. К небольшому числу мучеников и страстотерпцев, пострадавших в прошлых веках, присоединилось ныне несметное число новых страстотерпцев и мучеников. Среди них — и венценосный Царь со всем своим семейством, и иерархи, и князья, воины, иереи, монахи, ученые и некнижные, горожане и селяне, знатные и простолюдины. Всякий возраст, всякое сословие, всякий край Руси дали новых страстотерпцев. Вся Русь залилась мученическою кровью, она вся освятилась ею.

О, дивное и славное воинство новых страдальцев! Кто сможет достойно прославить вас! Блаженна ты, земля Русская, очищаемая огнем страдания! Отряхните уныние и леность, сыны русские! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться во святую гору Его!

«Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа

Шанхайского и Сан-Францисского»

Сан-Франциско, 1994 г.



Источник:      Журнал «Пастырь»: май 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
События церковной жизни
А.А. Константинова: БЛАГОДАРИЛИ ЗА ДОСТАВЛЕННУЮ РАДОСТЬ ОБЩЕНИЯ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: О ВОЗРОЖДЕНИИ И УКРЕПЛЕНИИ СЕМЬИ
Митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов): О ПАСТЫРЯХ
Святитель Иоанн (Максимович): ПОХВАЛИМ СОТВОРИВШЕГО ВЕЛИКАЯ И ДИВНАЯ
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
Протоиерей Александр Шаргунов: СЛОВО В НЕДЕЛЮ СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
«БОГ ЯВИЛ БУКВЫ В ВАШ ЯЗЫК»
Монахиня Ксения (Соломина-Минихен): АПОСТОЛ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц
Игумен Валерий (Ларичев): «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ...»
Архимандрит Лукиан (Куценко), Л.А. Ильюнина: У НАС ЕСТЬ КОМУ ПОДРАЖАТЬ В ТРУДАХ
Преполовение Пятидесятницы. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова
«МОЛИТ ДАРОВАТИ НАМ МИР И ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ»
К.А. Авдеева: СТРАНСТВИЯ СВЯТОГО МЛАДЕНЦА
Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар
Митрополит Калужский и Боровский Климент: ОБИТЕЛЬ СВЯТОГО ГЕОРГИЯ
А.А. Константинова: «СИЕ ДЕЛО ЕСТЬ ВЕЛИКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»
Протоиерей Николай Крикунов: ЕВАНГЕЛЬСКАЯ ВЕРА ЕСТЬ ВЕРА ВО ХРИСТА
«ЗОИНО СТОЯНИЕ»
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
К. Р. (Великий Князь Константин Романов): МОЛИТВА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: май 2008 г.
стр. 18
05.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011