На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крылов Иван Андреевич /
Крылов Иван Андреевич


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Стихи и басни

КУКУШКА И ГОРЛИНКА

Предыдущая 

И А. КРЫЛОВ

 

Кукушка на суку печально куковала.

«Что, кумушка, ты так грустна? —

Ей с ветки ласково Голубка ворковала.

Или о том, что миновала у нас весна

И с ней любовь, спустилось солнце ниже,

И что к зиме мы стали ближе ?»

«Как, бедной, мне не горевать ?

Кукушка говорит. Будь ты сама судьею:

Любила счастливо я нынешней весною,

И, наконец, я стала мать;

Но дети не хотят совсем меня и знать:

Такой ли чаяла от них я платы!

И не завидно ли, когда я погляжу,

Как увиваются вкруг матери утяты,

Как сыплют к курице дождем по зву цыпляты,

А я, как сирота, одним-одна сижу,

И что есть детская приветливость не знаю».

«Бедняжка! о тебе сердечно я страдаю;

Меня бы нелюбовь детей могла убить,

Хотя пример такой нередок;

Скажи ж, так стало, ты уж вывела и деток ?

Когда же ты гнездо успела свить ?

Я этого и не видала:

Ты все порхала да летала».

«Вот вздор, чтоб столько красных дней

В гнезде я, сидя, растеряла:

Уж это было бы всего глупей!

Я яйца всегда в чужие гнезды клала».

«Какой же хочешь ты и ласки от детей ?»

Ей Горлинка на то сказала.

Отцы и матери! вам басни сей урок.

Я рассказал ее не детям в извиненъе:

К родителям в них непочтенье

И нелюбовь всегда порок;

Но если выросли они в разлуке с вами,

И вы их вверили наемничьим рукам,

Не вы ли виноваты сами,

Что в старости от них утехи мало вам ?

 

1816

 

 

Иллюстрация М. Чураковой

 

«Высшее проявление самостоятельной русской поэзии мы находим у И.А. Крылова (1768-1844), хотя это проявление ограничилось преимущественно одним поэтическим родом — басней.

Предметами или темами басен Крылова служили разнообразные явления современной ему общественной жизни. На первом месте стоят басни, выражающие мысль о воспитании: «Крестьянин и змея», «Бочка», «Кукушка и Горлинка». Первая показывает вредное влияние иностранцев на вверяемых им детей; вторая — следствие гибельных учений, которыми человек заражается с юношества; третья — что происходит, когда дети воспитываются не родителями, а посторонними лицами. Автор придавал этим басням особенную важность, что видно из внушительных наставлений, обращенных к родителям: «Отцы, понятно ль вам, на что здесь мечу я?» «Старайтесь не забыть, отцы, вы басни сей». «Отцы и матери! вам басни сей урок».

 

«История русской словесности».

Составитель А. Галахов, Спб., 1879 г.

Учебное пособие рекомендовано Учёным комитетом Министерства народного просвещения как учебное руководство для мужских и женских гимназий, реальных училищ и учительских институтов.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая 
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 94
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011