На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Толковый педагогический словарь

МИЛОСТЫНЯ

Предыдущая Следующая

 

Оказывая милость братьям, оказываем ее Христу

Христос не требует благих наших, но Сам все нам подает; не требует, глаголю, Христос, но требуют христиане, братия наша. И что дается христианам, тое по человеколюбию Своему Христос Себе вменяет, якоже глаголет: «понеже сотвористе единому сих братии Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). А что не делается христианам, тое Самому Христу не делается, пореченному: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» (Мф. 25, 45). Что бо делается членам, тое и главе делается; и чего не делается членам, тое и главе не делается. Делается добро членам, тое вменяет и глава себе: не делается добра членам, не делается и главе самой.

 

Милостыня нужна не только в материальном подаянии, но и в духовной помощи

Милостыня, как любве плод, не токмо в действительном подаянии состоит, но и в святом к подаянию желании, сердечном сожалении и сострадании бедному, и во всяком служении, как то, во введении странного в дом, в посещении больнаго и в темнице сидящаго, и в послужении им, и проч. Наконец заключаю сие мое рассуждение учением святаго Василия великаго, который тако о немилостивых глаголет: «Знаю я некоторых, которые постились, молились, воздыхали и прочую добродетель показали, но ни единаго пенязя нищим не подали: какая от того польза?»

 

Милостыня ценится не количеством, но усердием

Земледельцы убогие, которые мало собранных плодов имеют, хотя и нужду терпят, однако ж берегут их, чтобы было что сеять и тако плоды собрать. Убогий христианине, твори и ты такожде, как оные убогие и разумные трудники творят. Убогое имение у себе имеешь, но не все расточай на домашние твои расходы; береги, чтобы было что посеять, и во время жатвы плоды собрать. Удели часть и от убогаго Христу, Который сторицею в свое время тебе отдаст: сей хотя мало семен в руки нищих, да благодаиею Божиею умножится плод твой: давай просящему у тебе со усердием и малое: от доброхотнаго дателя поданное за великое почтет и примет человеколюбивый Иисус, якоже от убогия вдовицы два лепта принял. «Аминь, глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех ввер-же вметающих в сокровищное хранилище. Все бо от избытка своего ввергоша: сия же от лишения своего вся елика имеяше, верже, все житие свое» (Мк. 12, 43 и 44). Вметай убо и ты хотя лепты в руки нищих, как семена в землю: и в свое время с радостию пожнешь. «И чаша» бо студеныя «воды, во имя Христово» поданная, «незабвенна» пред Ним бывает (Мк. 9, 41) (также см. МИЛОСЕРДИЕ).

 

Без милости все дела христианина не имеют силы

Христос глаголет: «Будете милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк. 6, 36). Лучше убо Бог услышит и приимет милостыню творимую, нежели молитву, песнь и хвалу приносимую. Что бо МОЛИТВА без милостыни? Как глас без силы. Милостыня сама собою молится более, нежели вси че-ловеки. Без милости нашей к ближнему, вси наши неключимы дела, как древо без плодов. Нет же большей милости, как грешника увещать и обратить на путь покаяния. Сего ради Христос, Господь наш, ради нас в мир пришел, и обращался со грешниками, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим научает, что хотя вси христиане, но наипаче пастыри, которые на тое и избираются, должны делать, да будут единаго духа и мысли со Христом.

 

Милостыня сама по себе молится за благодетеля

Подающим должно просто подавать, без своей пользы, и взирать только на бедность просящего, которого Христос повелел миловать. А хотя будут, или не будут молитися приемлющие милостыню, милостыня свое воздаяние неотменно получит, по реченному: «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Милостыня бо, просто, от чистого и любительнаго сердца подаемая, без гласа молится, и более молится, нежели все человеки (3:149) (см. НИЩЕТА).

 

Только неразумный считает, что раздаваемое пропадает даром

Когда земледелец сеет и мещет семена свои в землю, тогда глупый человек, который, не зная плода от Семене происходящего, смеется тому, думая, что земледелец напрасно погубляет семена свои, пометая их в землю; но земледелец, имея надежду, что семя его, пометаемое в землю, множайший плод принесет ему, нежели сеется, не престает сеять. Тако люди глупые и несмысленные делают. Они, видя, что христианин расточает имение и дает убогим, смеются тому делу, думая, что погубляет он свое имение; сии люди думают, что тое только имение не погибает, которое иждивается на тое, что видимо есть, т.е. на суету и прихоти мира сего: почему и сами не на милостыню, но на похоти плоте -кия иждивают имения своя; а над теми, которые расточают и дают убогим, смеются. Смейся, человече, смейся; но после горько восплачешися и возрыдаеши (4:74—75).

 

Схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Стр. 515—517

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 73
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011