На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Методический кабинет

«ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»

Предыдущая Следующая

 

Разработка урока по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

 

Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.

Задачи.

Образовательные: обучать учащихся анализу текста комедии Д.И. Фонвизина с целью развития мышления детей и формирования нравственного мировоззрения.

Воспитательные: формировать нравственные качества, воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.

Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.

 

Оборудование: портрет Д.И. Фонвизина; «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова).

 

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума. Это легко понять всякому, кто хорошенько подумает. Умов много и много разных. Умного человека легко извинить можно, если он какого-нибудь качества ума и не имеет. Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо все иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек».

 

* * *

«Это все правда; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих – благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения».

Недоросль. Действие 4-е. Из монологов Стародума.

 

ХОД УРОКА:

СЛОВО учителя. Истинным уроком добронравия становится для каждого из нас знакомство с мировоззрением Стародума – положительного героя комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Его размышления о воспитании гражданина России, честного человека и добропорядочного семьянина особенно важно понять и прочувствовать сердцем каждому современному читателю. Ведь «благочестие и истина всегда пребывают неизменными»; как от начала мира было, так и до сегодняшнего дня «истина всегда истина есть», всегда неизменна и была, и есть, и будет. А в благочестии

– истинное счастье человека. Чтобы не сделать в своей жизни серьёзных ошибок, научиться быть счастливым, давайте прислушаемся к урокам добронравия, которые даёт своей племяннице Софье Стародум. Счастье человека начинается с выполнения заветов своих родителей, с почитания их. Какой завет даёт отец Стародума своему сыну?

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».

УЧИТЕЛЬ: Значит, знания ценятся меньше, чем душа и сердце. Получается, что душа и доброе сердце – это непреходящие ценности. Почему? Для ответа на этот вопрос воспользуйтесь статьями «Симфонии» «Сердце» с.835 и «Душа» с.310.

УЧАЩИЕСЯ: «Закон Божий был дан прародителям и написан на сердцах их». «Бог в сердце человеческом доброту, милость, щедроты и кротость насадил» и далее «Сердце подобно сосуду, может быть заполнено чем-либо одним» (прочитать всю главу).

УЧИТЕЛЬ: Вот поэтому Стародум предупреждает Софью беречь в чистоте своё сердце: «Честному человеку никак простить нельзя, ежели недостаёт в нём какого-нибудь качества сердца. Ему необходимо всё иметь надобно. Достоинство сердца неразделимо». В чём же это достоинство сердца, как мы определили по «Симфонии»?

УЧАЩИЕСЯ: В доброте, милости, щедроте сердца и кротости.

УЧИТЕЛЬ: И чтобы сохранить сердце в чистоте, необходимо очень многого остерегаться, потому что сердце быстро заполняется всем ненужным. Прочитайте по «Симфонии…» «Сердце духовное есть внутреннее состояние, расположение» и ответьте на вопрос, как же заполняется сердце?

УЧАЩИЕСЯ: «Сердце имеет в себе то, что глаза видят, а уши слышат», «Человеческое сердце в себе мир содержит», «Сердце человеческое всего человека в себе заключает».

УЧИТЕЛЬ: А вы, ребята, бережёте свое сердце в чистоте? Если вы смотрите фильмы ужасов по телевизору, постоянно играете в компьютерные игры, слушаете плееры, то каким будет ваше сердце? Какому сосуду оно уподобится?.. Ведь, как говорится в «Симфонии…», «Бог смотрит не на внешность христианина, но на сердце», и необходимо, чтобы сердце было чистым. Это хорошо осознаёт Стародум и говорит: «Достоинство сердца неразделимо». Ведь если на платье поставить пятно, то оно уже будет испорчено, то же происходит и с сердцем. Теперь понятно, почему отец Стародума постоянно твердил одно и то же про сердце. А почему такое внимание он уделяет понятию «душа»? «Душу имей», – призывает он сына. Подготовьте ответ, используя статьи «Симфонии…» с.310 –321.

УЧАЩИЕСЯ: «Душа создана по образу Божию»; «Душа есть чудное создание Божие»; «Признак красоты души – чистота совести».

УЧИТЕЛЬ: В «Симфонии…» говорится, что необходимо «почитать души благородие, красоту и великолепие». А в чём проявляются эти качества?

УЧАЩИЕСЯ: Бессмертную душу научится познавать и почитать, «добрыми делами, верою, любовию, терпением, целомудрием украшать, нежели тело, прах и пепел» (Можно нарисовать солнце, в лучиках которых написано: добрые дела, вера, любовь, терпение, целомудрие» и повесить на доску после ответа).

УЧИТЕЛЬ: Все эти качества называются добродетелями. «Добродетель должна быть в душе», а исходить из сердца. Теперь стало ясно, почему такой завет даёт отец Стародуму. А сам Стародум добродетельный человек? Что нужно сделать, чтобы стать добродетельным человеком? Как об этом говорит Стародум в разговоре с Софьей?

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ ПО РОЛЯМ: Стародум и Софья – со слов Софьи «Они жалки»… «Всякий в себе найдет довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала», «Ведай, что совесть, как друг, всегда остережёт прежде, нежели как судья наказывает».

УЧИТЕЛЬ: И в «Симфонии…» понятие добродетели неразрывно связано с понятием совести, на с.305 – 306 читаем: «Где бо истинная добродетельесть, тамо есть любовь, где любовь, тамо добрая и покойная совесть, тамо мир и покой, тамо утешение, радость, веселие и сладость.

Добродетели есть истинное христианское украшение».

Значит, человек достигает истинной радости, веселья, сладости, если совесть чиста, об этом говорится в «Симфонии…», на этот духовный опыт ссылается и Стародум. А как вы понимаете слово «совесть»? Дайте её толкование по «Симфонии…»

УЧАЩИЕСЯ: «Бог насадил в душу Совесть, как некое правило руководства», «Совесть есть голос Божий, отвращающий от зла», «Совесть, как и слово Божие, обличает грехи»…

УЧИТЕЛЬ: Всё, о чём мы сейчас говорили, очень важные понятия и являются составляющими нравственной личности. Но человека в этом мире не существует и без таких понятий, как «ум» и «разум». Какую цену им даёт Стародум? Как вы думаете, почему?

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ: «И надобно, чтоб разум его был не тот разум, когда он полагает своё счастье не в том, в чём надобно», «Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену уму даёт благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума».

УЧИТЕЛЬ: Значит, благонравие выше ума, считает Стародум, а «Симфония…» даёт объяснение, почему разум без благонравия ничто. Выберите материал из главы «Разум», и «Ум».

УЧАЩИЕСЯ ЧИТАЮТ: «В познании тайн Божиих разум вере должен следовать», «После первородного греха пагубная тьма объяла разум человеческий», «Человек, который не имеет разума, словом Божиим просвещённого, претерпевая злая».

«Человек создан всегда к небесному отечеству ум свой возводить», «Первородный грех ослепил душу человека и ум».

УЧИТЕЛЬ: Какая главная цель знаний человеческих, по Стародуму?

УЧАЩИЕСЯ: «...да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу».

УЧИТЕЛЬ: Да, и схиархимандрит Иоанн Маслов говорил, что прежде всех наук, необходимо научить вере. Это даст возможность воспитать себя. Каждый человек должен прежде всего воспитывать в себе благонравие, так считает и Стародум, для того, чтобы выполнять свои должности, а должности, по Стародуму, «священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живём и от кого зависим»: «есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить» необходимо.

И огромное значение в воспитании добронравия имеют для Стародума такие понятия, как «муж» и «жена». Какая должна быть добродетельная жена и благоразумный муж? Используя текст комедии, подготовьте ответ.

УЧАЩИЕСЯ: Жена кроткая, чистосердечная, выполняющая долг повиновения мужу, она не должна обращать внимания на страсти (грехи, пороки), обуревающие душу другого человека, иначе это приведет её к такому пороку, как наглость. Тогда она не сможет учить детей добронравию. Стародум говорит: «Добродетель всё заменяет, а добродетели ничто заменить не может», т.е. добродетель исправляет пороки другого человека. В основе отношений между супругами должна быть дружба, «которая на любовь бы походила». Муж должен быть благоразумный, а жена добродетельная, «надобно, мой друг, чтоб муж повиновался рассудку, а ты мужу, и будете оба совершенно благополучны».

УЧИТЕЛЬ: И В «Симфонии» говорится, что жена должна повиноваться мужу, а муж не должен исполнять прихоти жены. Мы видим, что Стародум учит добронравию на основе традиционных русских ценностей. Эти ценности вечные и не изменяются со временем, со сменой правительств и режимов. Вот поэтому каждый человек должен стремиться воспитать в себе добродетели, которыми наполнится его душа и сердце: это благочестие, совестливость, добропорядочность, «без благонравия никто не может выйти в люди...» Будем помнить наставления «Симфонии...» и завет Стародума из комедии Фонвизина «Недоросль» и его золотое правило: «в первом движении сердца ничего не начинать».

 

Л.М. Донченко,

заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 25
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011