На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Праздники

АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД

Предыдущая Следующая

 

21 ноября – Собор Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных. Это главный праздник в честь святых ангелов. Человека в течение всей его жизни окружает не только земной, но и духовный мир. Подрастающему ребенку важно знать, по каким законам он живет, какова его связь с миром людей. Об этом духовном мире рассказывает в статье «Церковь, ее историческое развитие и назначение» схиархимандрит Иоанн (Маслов).

В течение более семи тысячелетий в ангельский мир влилось большое число сынов рода человеческого. Это пополнение духовного мира будет осуществляться до скончания века. Всем, желающим войти в это благодатное царство, открыта дверь. Не существует никаких преград национального или классового характера. В вечности каждый человек получит по своим заслугам. Как звезда от звезды разнствует в своей славе, так и для подвизающихся различные обители уготованы Богом. Все будет зависеть от добродетельной жизни человека. И если ангельские силы исчисляются Священным Писанием как тысячи тысяч и тьмы тем (Дан. 7, 10; Апок. 5, 11), то о человеке Господь сказал, что Он пришел взыскать одну овцу погибшую, оставив в горах девяносто девять. Но это не значит, что земных свободно-разумных существ войдет в царство славы малое число. Апостол Иоанн Богослов говорит, что «...взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов, и языков стояло перед престолом и пред Агнцем в белых одеждах...» (Апок. 1,9). Значит, из этих слов можно сделать вывод, что всем тем, которые будут исполнять волю Божию, уготована вечная жизнь с Агнцем, закланным от сложения мира.

Премудрость Божия сотворила вначале ангельский мир, предназначение которого прославлять Творца и служить человеку. Ангелы являются вестниками воли Всевышнего, исполнителями Его судеб и предначертаний. Песнопевец Давид восклицал: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4). Через ангелов Господь управляет вселенной. Они, по Божию повелению, управляют стихиями мира и имеют власть над огнем (Апок, 14, 18), водой (Апок. 16, 5), землей и ветром (Апок. 7, 1). По Божией воле ангелы охраняют целые царства и народы, а также святые Церкви и общества верующих. В Священном Писании об этом много сказано. Их ревностное служение на благо людей не имеет пределов. Так, например, каждый христианин от купели крещения и до последнего своего вздоха охраняется ангелом-хранителем. Но этим еще не оканчивается их миссия. Они и по ту сторону гроба для лиц, пребывающих в вере и в Церкви Христовой, помогают пройти мытарства и возводят души в горние обители, как это видно из слов Священного Писания относительно Лазаря, который был несен ангелами на лоно Авраама, то есть в Царство небесное.

Но не все ангелы были верны своему призванию. Одни из них укрепились в добре и остались навсегда верны Богу, а другие не удержались на высоте своего достоинства и не только лишились блаженной жизни, но и составили из себя страшную, Богоборческую, враждебную для Церкви и всего мира, силу. Кроме того, этот злой дух, который «. ..увлек с неба третью часть звезд (ангелов.— А. И.) и поверг их на землю» (Апок. 12, 4), своей злобной хитростью и обманом склонил наших прародителей на грех, то есть к нарушению заповеди Божией и тем самым лишил их райского блаженства. Для спасения человека и возвращения ему небесного блаженства пришлось Сыну Божию принять не только плоть нашу от Пречистой Девы Марии, но и пройти тяжелый путь и искупить человека крестной смертью. Непокорство диавола с его споспешниками Творцу и удаление их с неба дало возможность оставшимся верным своему Создателю ангелам проявить свою верность и благое произволение. Они укрепились в добре, в вере и любви к Вседержителю и во главе с Архистратигом Михаилом стали единодушно подвизаться для славы Господа против всех Его врагов[1].

Хотя большинство ангелов и остались верными Богу, однако им не была открыта тайна искупления Сыном Божиим рода человеческого. По этому поводу апостол Петр говорит: они только желают приникнуть к сей великой тайне благоговейным взором (1 Пет. 1, 12). Они не могли обнять не Объятого, то есть Его премудрости, благости и богатства. А что же случилось с человеком, который пал по наущению диавола? Он погиб бы навеки, если бы Господь по своей милости не сжалился над ним и не ниспослал бы для его искупления Сына Божия. Притом и добрые ангелы могли бы отвратить свой взор от падшего человека, если бы не Божие предначертание решило спасти его. Преосвященный Феофан пишет: «Мы не можем знать, как бы отнеслись к нам ангелы, если бы не примирение; но можем гадать по ангелу, ставшему с мечом у входа в рай, и по тем случаям, как они потом поражали грешников»[2]. По этому поводу также пишет преосвященный архиепископ Иннокентий: «Пришел грех и поставил человека во враждебное отношение к его Творцу и миру горнему... И вот причина, почему ангелы Божий, сии существа святые и любвеобильные, будут являться иногда на земли облеченными мраком и бурею, даже с мечом... Как ангел поразил смертию первенцев египетских, так ангел же поразит в единую нощь целые легионы войск ассирийских»[3]. Но Иоанн Златоуст и блаженный Августин придерживаются другой точки зрения. По их мнению, ангелы имели к людям по их падении некоторую неприязнь. Можно даже предположить, что не по этой ли причине Господь нечто усмотрел строптивое и в ангелах (Иов. 4, 18).

Но это предположение отцов и учителей Церкви является, на наш взгляд, их субъективной позицией. Нужно отметить, что если ангелы иногда представляются грозными и карающими, то здесь нужно понимать не как их собственное проявление этих действий, а как исполнителей воли Божией, и притом для вразумления грешников. А в основном их назначение состоит в том, чтобы открывать праведным людям волю Божию, как-то: патриархам, пророкам и т. д., а в Новом Завете — охранять и служить каждому верующему христианину. И если в Ветхом Завете ангелы действовали по особому повелению Божию, то в Новом — они непосредственно принимают самое живое и деятельное участие в спасении рода человеческого и радуются об обращении единого кающегося грешника. И если цель злого духа состоит в противоборстве добру и в коварном погублении людей, то добрые ангелы, наоборот, стремятся всячески сделать добро и через него служить каждому человеку. А конечная их цель — это приведение человека к Богу.

По повелению Божию, ангелы принимают особенно активное участие в спасении рода человеческого после совершения Господом Иисусом Христом Его великого искупительного подвига. Утешая Своих учеников, Господь говорил: «...истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1, 51). После прославления и вознесения Сына Божия на небо ангелы гораздо в большей степени вошли в теснейшее единение с основанной Им на земле Церковью и с ревностью служат всем тем, кто исполняет заповеди Божий, подражая неизреченной любви Христовой, пролившего за нас грешных Пречистую кровь Свою на кресте. Постоянное и любвеобильное служение святых ангелов роду человеческому есть великий дар, посланный Искупителем мира.

Церковь земная и небесная представляет собой единое целое и неделимое. Ангельский собор и человеческий род составляют единое звено, объединенное между собой любовию во Христе. И эта единая гармония и красота основана на глубочайшей основе Божественной заповеди: «Да вси едино суть, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, (и тии в Нас едино будут» (Ин. 17, 21). Высочайший образец Божественного благоустройства на небе восстановился после отпадения Денницы с его поспешниками. Оставшиеся ангелы не только укрепились в добре, но и прониклись пламенной любовию к своему Творцу во Святой Троице.

По мысли Дионисия Ареопагита, в земной Церкви все устрояется по образу небесной, все доброе в ней возвышается и достигает духовной красоты и совершенства. Иерархия Церкви Христовой также соответствует церкви ангельской.

Христос Спаситель в Своих притчах неоднократно сравнивал жизнь ангелов с жизнью человеческой. И эта связь и гармония между земной и небесной Церковью глубоко ощущается в сознании каждого православного христианина. Вот почему очень часто глубокие мысли о Боге объясняются сравнениями и образами. Даже богопросвященные мужи очень часто вдумывались в эту таинственную связь двух миров, стараясь постигнуть и определить их взаимосвязь; но эта тайна мироздания Божия доступна только Тому, Кто создал ее. Эта тайна и взаимосвязь открывается человеку постольку, поскольку он может вместить ее в своем ограниченном уме. Таких лиц, которые постигали в какой-то мере Божественные истины, называли «во плоти ангел». Прославляя подвижников Христовых, Церковь утверждает, что «со ангелами срадуется дух» их (тропарь преподобным). В Церкви земной в честь святых архангелов устрояются храмы и часовни. Архистратиг Михаил и прочие небесные силы очень часто видимо помогали и доселе помогают всем христианам. Все это свидетельствует о тесной и живой связи Церкви земной с Церковью небесной, ангельской.

Человек мало чем умален от ангелов, и если ангелы являются существами только духовными, хотя и ограниченными, то человек — существо духовно-телесное; и притом человек останется и в будущей жизни таким же духовно-телесным, но только тело его будет изменено и преобразовано сообразно с состоянием души.

Церкви земной уготовано особое место в Царствии Божием, потому что Христос искупил ее чад Своею Крестной смертью. Апостол Павел говорит: «не ангелам Бог покорил будущую вселенную (Евр. 2, 5)... Не ангелов восприемлет Он (Господь Иисус Христос), но восприемлет семя Авраамово (Евр. 2, 16). Христос как Сын — в доме Его (отца небесного).

Дом же Его Мы, если только дерзновение и упование, которыми хвалимся, ...сохраним до конца» (Евр. 3, 6). И более того, Матерь Божия— ковчег Завета Господня, превзошла славою и честью даже самых высших ангелов. И Церковь величает Ее честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов.

Апостол Павел о последователях Христовых и о их единстве в Царствии небесном говорит: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас»(Еф. 4, 4-6).

Далее святой апостол говорит: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). В этих словах апостола, по мысли святых отцов Церкви, показан четкий образ Церкви Христовой. Таинство Евхаристии объединило собой все племена земные в единый благодатный союз, во главе которого стоит Искупитель мира, Господь наш Иисус Христос.

Священнослужители, принося Бескровную Жертву, должны отложить всякое житейское попечение, чтобы достойно возвеличить Царя всех. Во время этого таинственного служения они изображают собой херувимов Божественной славы. Поистине, в этот момент священнослужителю предстоят тысячи архангелов и тьмы ангелов, херувимы и серафимы, победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще (Служебник. Божественная Литургия Иоанна Златоуста).

Таким образом, в Божественной Евхаристии особенно наглядно видно теснейшее единение Церкви земной и небесной. Земля в это время становится небом, и горняя с дольним совокупляются.

 

6 июня 1988 г.

 

Примечания.

 

1 Пролог и Жития Святых, 8 ноября.

2 Толкование на послание к Ефесянам. М., 879, стр. 53.

3 Падение Адама. Беседа на Вел. пост. СПб., 1847, стр.334—336.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 6
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011