На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Наше наследие

И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»

Предыдущая Следующая

 

К 175-летию со дня рождения художника

«В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна», – писал поэт Николай Заболоцкий. Выдающемуся пейзажисту Ивану Ивановичу Шишкину (1832 – 1898) был дан талант тонко чувствовать и понимать природу, навсегда ставшую для него и великим учителем, и источником знаний и вдохновения.

«В изучении натуры, - говорил художник – никогда нельзя поставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне… и что больше учиться не надо». Подлинная любовь живописца к русской природе, особенно лесной северной стороне воспитала в нём неустанного труженика, никогда не изменявшего своим принципам ни в жизни, ни в искусстве, выше всего ценившего искренность и прямоту. Эта же любовь не раз спасала его от тяжёлых ударов судьбы.

Нравственные позиции художника замечательно выявились в простых и ясных ответах на вопросы, заданные в январе 1893 года «Петербургской газетой»:

«Главная черта моего характера? Прямота, простота. Моё главное достоинство? Откровенность. Мой идеал счастья? Душевный мир. Кем бы я хотел быть? Действительно великим художником.

Страна, в которой я хотел бы жить? Отечество. Мой девиз? Быть русским…»

Современники называли Ивана Шишкина лесным богатырем, царем леса, сравнивали с могучим дубом, а по словам художника И.С.Остроухова, он и внешностью своей походил на «крепкую сосну». Вспоминая шумные дружеские вечера художников-единомышленников, И.Е.Репин писал: «…Громче всех раздавался голос богатыря И.И.Шишкина; как зелёный могучий лес, он заражал всех своим здоровым весельем, хорошим аппетитом и правдивой русской речью». Настоящим русским богатырём предстаёт он и в картине работы И.Н.Крамского: художник изображён на фоне могучей лесной природы, здесь всё дорого его сердцу, здесь он всё любит, испытывает гордость за землю, взрастившую такие сильные и прекрасные деревья. «…Когда он перед натурой..., то точно в своей стихии, тут он и смел и ловок, не задумывается: тут он всё знает, как, что и почему», – писал Крамской.

Иван Иванович Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в маленьком уездном городке Елабуга Вятской губернии, когда-то со всех сторон окружённой лесами, в большой и небогатой купеческой семье. Нетронутая, первозданная природа, одушевлявшие её поэтические народные предания, атмосфера простоты и гостеприимства в доме, — вся эта благодатная среда глубоко запала в восприимчивую душу будущего художника. Особенно же сильное влияние на его сознание, формирование серьёзных интересов и привязанностей оказала личность отца, талантливого самородка, человека незаурядных способностей и редких душевных качеств. Отец надеялся увидеть в сыне достойного преемника в коммерческих делах, однако сумел отнестись с пониманием к решению юного живописца, когда он решил самостоятельно искать свой путь.

В 1852 году двадцатилетний Шишкин отправился в Москву, чтобы поступить в Московское училище живописи и ваяния. Здесь он полностью погрузился в атмосферу творчества и напряжённого труда, здесь определились его взгляды на искусство. По его убеждению, путь художника труден, ему сопутствуют неизбежные горести, препятствия, неудачи, бедность, но он должен уметь противостоять не только им, но и множеству соблазнов: раннему успеху, незаслуженному счастью. Шишкин ставит своей целью «идти прямой дорогой, куда назначило тебя призвание», он убеждён, что художник не должен разбрасываться в творчестве, а обязан посвятить себя целиком выбранному предмету искусства. «Единство мысли — первое условие искусства, — записывает он в своей юношеской тетрадке и формулирует представление о важнейших «свойствах» художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность, честность...». Этим правилам Шишкин никогда не изменял, их он положил в основу своего обучения в Академии художеств в Петербурге и совершенствования своего мастерства за границей. Вот почему в его картинах ощущается естественность взгляда на природу, простота и сердечность.

Своеобразной программой художника стала исполненная в 1867 году картина «Рубка леса» . У Шишкина к этому времени выработалось убеждение, что величественное может быть очень простым. «Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры, – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии». На большом холсте нашёл убедительное воплощение его подход к изображению всего, что видит глаз художника в природе. Он с пристальным вниманием рассматривает и воспроизводит разнообразие растительного мира: яркие шляпки грибов, мохнатые ветви старых елей-великанов, папоротники, тугие листья лопушков, мхи, отогнувшуюся кору на берёзе, только что поваленные деревья, на срезах стволов которых чётко просчитывается количество колец. Сознательно отказываясь от вымысла и фантазии, Шишкин выступает здесь добросовестным учеником и аналитическим исследователем природы, стараясь добиться полного единства с ней. Вскоре он приходит и к созданию её целостного образа.

Одна из первых работ на этом пути – «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869). В картине широкое обобщение сочетается с ясно выраженной поэтической нотой. Она воплощает представление художника о красоте родной земли. Здесь впервые с большой определённостью прозвучала тема родины, ставшая впоследствии основной в творчестве Шишкина. Поля созревающей ржи, высокое небо в легких облаках, словно изнутри освещённых солнцем, придают простому сельскому виду торжественную красоту. Дорога, идущие по ней крестьяне, едва заметные между холмами избы, церковь с высокой колокольней… Пейзаж навевает чувство умиротворённости и вызывает ощущение постоянства жизни. Один из самых привлекательных элементов – медленно плывущие и непрерывно меняющие форму облака. Их величественное стремление ввысь живописно и технически прекрасно решено Шишкиным.

Именно с этой картины П.М. Третьяков начал создавать в своём доме основательное собрание пейзажных работ художника.

В 1870-е годы И.И. Шишкин вступает уже зрелым мастером. Отныне он связывает свою судьбу с Товариществом передвижных художественных выставок, участвуя в каждой его экспозиции. На первой выставке 1871 года зрители увидели картину «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872), ставшую классическим образцом его искусства. Так же, как и в более ранней работе «Рубка леса», художник оказывается здесь внутри лесного «интерьера». Подобный приём не отстранённого изображения лесного пейзажа, а максимального приближения и даже «вхождения» художника и «введения» зрителя внутрь лесного пространства станет основным в воссоздании на его полотнах могучей лесной природы. Лес живёт своей собственной жизнью. Рядом со стройными великанами – их стареющие и умирающие собратья, но из-под высохших корней появляется молодая поросль, свидетельствующая о вечном обновлении жизни. Лес молчалив, но не угрюм. Из затенённой глубины к переднему плану неторопливо течёт прозрачный ручей. На лесной поляне спокойно чувствуют себя медведи. Шишкин подходит к изображению жизни леса как к своеобразному бытовому рассказу, где важна каждая деталь. Складывающаяся из них картина имеет, по словам Крамского, «чрезвычайно внушительный вид: здоровая, крепкая и даже колоритная. …Словом, картина хорошая и производит впечатление здоровое. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Лучшей вещи он не писал».

Да, тогда ещё не было создано одно из самых капитальных произведений художника, его монументальное эпическое полотно «Рожь» (1878). Отталкиваясь от реального впечатления от летней поездки 1877 года в Елабугу, Шишкин пишет величественный образ русской природы, вольно раскинувшейся родной земли. В полотне присутствует эпический размах и героическое звучание. Не случайно поднимающиеся среди ржи «великолепными лиственными столбами громадные сосны» представлялись выдающемуся художественному критику В. В. Стасову торжественными «колоннами портала». Просто и ясно Шишкин раскрыл на холсте народное представление о красоте, мощи, изобилии родной земли, щедро одаривающей человека своими богатствами. Весь пейзаж проникнут чувством торжественного покоя. Созданный Шишкиным образ природы вызывает в памяти строки одного из его любимых поэтов – Н.А. Некрасова:

 

Всё рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни морей, ни гор.

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор.

 

Врачующая сила присуща творчеству Шишкина в целом. Его влекла природа в устойчивых своих состояниях: полуденная ясность, спокойствие, определённость, её полноценное бытие. Композициям картин художника присуще строгое равновесие, которое определяется безошибочно найденной точкой зрения. Утверждающая положительная сила эпических пейзажей ощущается в лучших работах художника 1880-х годов «Среди долины ровныя… » (1883), «Дубовая роща» (1887), «Лесные дали» (1884).

В 1880 – 1890-е годы Шишкин всё больше внимания уделяет освещению, передаче состояния природы. Блестящее разрешение получила задача воссоздания на холсте световоздушной среды в картине «Сосны, освещенные солнцем» (1886). Стройные стволы окрашены золотистым солнечным светом. Сквозь пушистую хвою высоких деревьев потоками струится тёплый воздух, и всё пространство лесной опушки кажется напоенным смолистым ароматом. Полотно исполнено поэтической свежести и непосредственности.

Со временем у художника появился интерес к воспроизведению на холсте неуловимой переменчивости природы. Но по-прежнему от подобных пейзажей исходит ощущение покоя, тишины, элегической задумчивости. В работах этого времени видно стремление соединить монументальность с лирикой, выразить чувство душевной связи с природой. Шишкин приблизился к тем задачам, которые решает пейзаж настроения. В картине «Дождъ в дубовом лесу» (1891) отражена светлая печаль дождливого дня. А искреннее восхищение художника могучей силой первозданной природы ощущается в одном из самых популярных полотен 1889 года «Утро в сосновом лесу». Хотя центральное положение на холсте занимают медведи, истинный герой произведения – пейзаж: девственный в своей нетронутости лес, сломанное бурей дерево, вершины сосен, уже окрашенные первыми солнечными лучами. В глубокой низине ещё лежит холодный сиреневатый полумрак, в котором мягко рисуются теснящиеся стволы деревьев. Сочетание могучих стволов и тонких изломанных ветвей создаёт общий причудливый рисунок на холодновато-зелёном фоне туманного марева.

Пытаясь выразить более тонкие состояния природы, созвучные душевному состоянию человека, Шишкин, тем не менее, никогда не изменял выработанной годами живописной манере. В её основе по-прежнему лежал строгий рисунок, чёткость форм, точная цветовая характеристика каждой детали и изумительная пластика мазка. Властно введённые им в русскую живопись лесные мотивы имели в его работах своеобразное, всегда технически совершенное и подлинно поэтическое претворение. Эти качества в полной мере выразились в последней из оконченных работ «Корабельная роща» (1898), исполненной величавого спокойствия. Лесной пейзаж здесь приобретает такую могучую силу, такую ясную простоту выражения, которой мог достичь только по-настоящему великий мастер, «человек-школа», «верстовой столб русской пейзажной живописи».

«Работать! – убеждал художник. – Работать ежедневно… Нечего ждать пресловутого «вдохновения»… Вдохновение – это сама работа!» Он так и ушёл из жизни 8 (20) марта 1898 года, сидя за мольбертом, на котором стояла незавершённая картина «Лесное царство».

 

 

Список использованной литературы:

 

1. «Передвижники». Р.Д.Конечна, Н.А.Топурия, М.П.Лазарев, А.Е.Завьялова. - М. : «Издательство Астрель», 2003.

2. И.И.Шишкин. «Переписка. Дневник. Современники о художнике». Л.,1984.

3. И.Е.Репин. «Далёкое близкое». Л., 1986.

4. Переписка И.Н.Крамского. В 2 т. Т. 2. Переписка с художниками. М., 1954

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 78
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011