На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Семья

СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ

Предыдущая Следующая

 

Мы открываем новую рубрику, в которой будут освещаться вопросы, касающиеся семейной жизни человека.

Особое внимание будет обращено на то, какими качествами необходимо обладать мужу и жене, отцу и матери для построения крепкой и здоровой семьи и воспитания детей, а также на обязанности подрастающего поколения перед родителями. Семья, точнее, её качественное состояние, имеет огромное значение, как для жизни отдельного человека, так и для государства в целом. «Семейные смуты сказываются на обществе, - писал глинский иеромонах Порфирий (Левашов), - из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, зачинаются раздоры и тяжбы, упадает деятельность, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность, и приходят в расстройство дела общественные». Именно поэтому в наше время, когда человек всё дальше отходит от христианского понимания семьи и страдает из-за этого, не ведая о причине своей боли, так необходимо восстановить утерянное, вернуться к чистым истокам мудрости святых отцов и увидеть благодатный свет, освещающий семейный союз. Сегодня - разговор об обязанностях, возлагаемых на мужа и жену по Божьему благословлению, изложенные в труде Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения».

Семейство есть общество, которое, под одним главою устраивает своё благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными. В сём отношении есть общие всего семейства обязанности и есть взаимные обязанности разных членов семейства.

 

ОБЯЗАННОСТИ ГЛАВЫ СЕМЕЙСТВА

Глава семейства, кто бы ни был им, должен принять на себя полную и всестороннюю заботу обо всём доме, по всем частям и иметь неусыпное попечение о нём, сознавая себя ответным лицом и пред Богом и пред людьми, за его добро и худо; ибо в своём лице он представляет его всё: за него получает стыд и одобрение, болеет за него и радуется. Сия забота по частям должна быть обращена:

1. На благоразумное, прочное и полное хозяйство, чтобы все во всём могли иметь посильное довольство, жизнь неболезненную, безбедную. В этом житейская мудрость — честная, Богом благословенная. В сём отношении он распорядитель и правитель дел. На нём лежит, когда что начать, что кому сделать, с кем в какие вступить сделки и прочее.

2. При внимании к ходу вещественных дел, и духовные дела тоже на нём. Главное здесь — вера и благочестие. Семейство — церковь. Он глава сей церкви. Пусть же блюдёт чистоту её. Способ и часы домашнего молитвования на нём: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нём; религиозная жизнь каждого на нём: вразуми, укрепи, остепени.

3. Устраивая всё одною рукою внутри, другою должен он действовать вне, одним глазом смотреть внутрь, другим вне. Семейство за ним. В общество является он, и общество за всё семейство берётся прямо за него. Потому все необходимые отношения и общественные дела — на нём.

4. Наконец, на нём лежит обязанность хранить семейные обычаи общие и свои частные и в последнем случае особенно дух и нравы предков держать в семействе и память о них передавать из рода в род. Каждое семейство имеет свой характер: пусть он остаётся и держится, но в союзе с духом благочестия. Из их разнородности составится стройное при разнообразии и полное тело — село, город, государство.

 

ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Под главою и всё семейство — все члены его. Они, прежде всего, должны:

1. Иметь у себя главу, не оставаться без неё, никак не позволять, чтобы их было две или больше того. Сего требует простое благоразумие и благо их же самих, иначе невозможное.

2. Потом, когда есть глава, ей во всём повиноваться, не вносить своих распоряжений, своевольно не начинать ничего и не отменять приказанного.

3. Между собою жить в крепком мире и согласии, в союзе сердечном: разрозненность сил расслабляет и останавливает успех.

4. Из сего мира и взаимная помощь, и взаимосодействие: ты тому помоги, а тот тебе.

5. Наконец, выходя вовне, не должно выносить сора. Внешние пусть и знают только внешнее. Что бывает внутри, то должно быть священной для всего дома тайною.

6. Надо и словом и делом защищать честь своего дома: сам не срами его делом худым, не говори худого; защити, когда слышишь что; Богом же благословенная честь дома — это благонравная, чистая и благочестная жизнь всех членов его, всем ведомая и всех с уважением и доверием обращающая к ним.

 

ВЗАИМНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ РАЗНЫХ ЧЛЕНОВ СЕМЕЙСТВА

От супружества — счастье временное и даже спасение вечное. Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностью. На доброе супружество благословляет Бог. Поэтому:

1. Будь благочестив, предан Богу, на Которого уповая, молись, чтобы Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе.

2. Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но ту одну, какую Бог определил, — взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других.

3. Когда нашёл, прими, как дар Божий, с благодарностию к Богу, сколько с любовию, столько и с почтением к сему дару.

Когда выбор кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному Естественный союз по любви есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, отрезвляется по молитве Церкви Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся. Благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь. Потому смиренно, с постом и молитвою приступи к таинству.

Сочетанные стали одна плоть, тем больше одна душа. На этом понятии основываются общие их обязанности, именно:

Крепкая любовь, нестрастная, но чистая и трезвая, свидетельствуемая внутри взаимною привязанностью и живым участием, равно как скорым и подвижным сочувствием. А вне, взаимно – содействием , которому глаз и рука одного там же, где и другого. Отсюда истекает мир непресекаемый и согласие нерушимое, предотвращающее неудовольствия и скоро устраняющее происшедшее нечаянно; доверие, по коему несомненно один во всём может положиться на другого, быть спокойным насчёт его во всём, тайн ли то касается, или поручений. Венец же всего – верность супружеская, то есть хранение первого условия союза – и душою и телом принадлежать только друг другу. Муж не свой, а женин, и жена не своя, а мужнина. Верность утверждает доверие; неверность, хотя только предполагаемая, рождает подозрительную ревнивость, прогоняющую покой и согласие и разрушающую семейное счастье. Не ревновать – святой долг, но вместе и подвиг, или искус супружеской мудрости и любви. Ибо тут всегда вмешивается самость, которая и требует исключительности, и боится за неё. Она здесь очень смешна и сама вооружается против себя.

Что касается до частных обязанностей каждого супружеского лица, то они вытекают из понятия о значении каждого из них.

 

Муж глава жене . Отсюда муж имеет такие обязанности:

1. Муж должен иметь и являть своё владычество над женою, не унижать себя, не продавать главенства по малодушию или страсти, ибо это срам для мужей. Только сия власть должна быть недеспотическая, а любовная. Имей жену подругой и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

2. Во всех делах должен считать её первою, вернейшею и искреннейшею советницею, первою поверенною тайн.

3. Должен смотреть за нею, заботиться о её умственном и нравственном совершенстве, снисходительно и терпеливо отребляя недоброе и насаждая доброе, неисправимое же в теле или нраве снося благодушно и благочестно.

4. Никак не должен позволять себе развратить её своим небрежением и вольностию.

Муж – убийца, если смиренная, кроткая и благочестивая жена становится у него рассеянною, своенравною, Бога совсем не боящеюся.

5. Соблюдая нравственность, не должен препятствовать удовлетворению желания жены держать себя прилично и иметь общение с внешними, хотя и не без его соизволения.

 

Жена же со своей стороны

1. должна во всём слушаться мужа, всячески нрав свой склонять к его нраву и быть ему всецело преданною, чтобы ни делом, ни мыслью даже не загадывать ничего без его воли.

2. Верно исполнять все его распоряжения, советы, повеления, и в мысль не допуская того, чтобы когда-нибудь настоять на своём, вообще ни в чём не желать и не являть главенства.

3. В случае несогласия быть уступчивою и терпеливо сносить всё, что покажется не по нраву; иначе не сохранишь мира дорогого.

4. Заботиться о добронравии супруга.

Жена своей мудростию и влиянием может изменить его нрав, если он неисправен; по крайней мере, она не должна оставлять его в небрежении, но, сколько есть ума и сил, действовать на него и спасать, как из огня.

5. Себя украшать преимущественно добродетелями , другие же украшения иметь как нечто стороннее, от чего легко отказаться, особенно, когда возникнет необходимость поправить дела.

6. Помнить, что на её доле блюдение домашних дел , хотя исполнительное только. Её долг – делать положенное; видя какую нестройность, сказать и восстановить, или восполнить.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 48
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011