На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Богачева Т.Н.
методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Опыт и традиции

БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ

Предыдущая Следующая

 

Материалы для проведения классного часа

 

Начиная разговор о дружбе, мы надеемся на его продолжение. Эту тему не исчерпать одной беседой. Нельзя допустить, чтобы понятие «дружба» утратило свой первоначальный высокий смысл.

 

Тема: Что такое дружба.

Цель: Раскрыть смысл понятия «дружба»; определить качества, необходимые для того, чтобы стать настоящим другом.

 

ХОД УРОКА:

 

1. Вступительная беседа

УЧИТЕЛЬ: С детских лет всем нам хорошо знакомы песни, пословицы, поговорки о дружбе. Какие из них вы помните?

УЧЕНИКИ: «Верному другу цены нет», «Человек без друзей что дерево без корней», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Нет друга — ищи, нашёл — береги», «Друзья познаются в беде», «Сам погибай, а товарища выручай», «Друг в беде — помощник», «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», «С кем поведёшься, от того и наберёшься», «Старый друг лучше новых двух».

УЧИТЕЛЬ: Размышляли о том, что такое дружба, и многие великие люди.

УЧЕНИКИ, ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ЗАРАНЕЕ:

Античный баснописец Эзоп, например, утверждал: «Истинный друг познаётся в несчастье». У Шекспира в 66-м сонете читаем: «Изведав всё, давно бы умер я, но другу грустно будет без меня». Русский полководец А.В. Суворов говорил: «Искренность отношений, правда в общении — вот дружба».

УЧИТЕЛЬ: Теме дружбы посвящали свои произведения известные в мировой литературе поэты и писатели. Много поучительных басен о дружбе у русского баснописца И.А. Крылова.

ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ НАИЗУСТЬ (НА ВЫБОР): басни «Роща и огонь», «Собака, Человек, Кошка и Сокол», «Крестьянин и Змея», «Змея и Овца», «Котёл и Горшок», «Два мальчика», «Собачья дружба».

УЧИТЕЛЬ: Свои лучшие стихотворения посвящал друзьям великий русский поэт А.С. Пушкин. Сегодня эти строки хорошо знакомы любому школьнику.

ЧИТАЕТ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК:

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас ни бросила судьбина И счастие куда б ни повело, Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село.

 

2. Эвристическая беседа

УЧИТЕЛЬ: На страницах своих произведений показывали примеры дружбы И.С. Тургенев ( Базаров и Аркадий ), Ф.М. Достоевский ( Раскольников и Разумихин), Л.Н. Толстой (Андрей Болконский и Пьер Безухов).

Мы видели: что такое дружба, пыталась определить народная мудрость, и многие гениальные умы размышляли об этом понятии. Однако по-прежнему вызывает интерес вопрос о том, кто является настоящим другом . Обратимся к словарю. Согласно одной из версий о происхождении этого слова, «друзья» образовано от «другие я», то есть «иные я».

УЧЕНИК: Дружба – бескорыстная забота о ближнем, отношения, основанные на взаимном доверии. Настоящий друг – это тот, кто может искренне радоваться чужой радости, всё делать для того, чтобы эта радость воссияла.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, «что может быть выше и драгоценнее того, как когда ты имеешь кому открыть твоё сердце, поделиться тайнами, поверить сокровенное? Что может быть утешительнее, как когда ты имеешь искренне преданного тебе человека, который в счастии тебе сорадуется, в несчастии состраждет, в гонениях подаёт тебе советы и утешение?» (Святитель Амвросий Медиоланский).

Кроме того, в мировой культуре существует такое понятие, как «филия», что в переводе с греческого означает «любовь-дружба». Пример такой дружбы дошёл до нас из глубины веков. В Ветхом Завете приведена библейская притча об искренней привязанности, о «любви душ» Давида и Ионафана.

СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА: Давид, сын Иессея Вифлеемлянина, был человеком «храбрым и воинственным, разумным в речах и видным собою». Он не только сразил непобедимого Голиафа, но и звуками нежной и чистой музыки прогнал злых духов, одолевавших израильского царя Саула. Сыном правителя был Ионафан, который «полюбил Давида, как свою душу». Многим испытаниям подвергалась дружба двух юношей. Самое страшное из них – безотчётное желание Саула убить Давида, в котором завистливый царь увидел своего соперника. Вопреки злой воле отца, Ионафан всякий раз спасал от неминуемой смерти любимого друга, всегда повторяя: «Свидетель Господь между мною и тобою вовеки». Наконец, друзьям суждено было расстаться, но их дружбу ничто не разрушило, так как она была основана на любви к Богу.

УЧИТЕЛЬ: Предлагаю обратиться к ещё одному примеру дружбы – дружбы двух святых Каллиста и Марка.

СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА: В «Житии Григория Синаита», написанном святым Каллистом, святейшим архиепископом Константинопольским, рассказано о дружбе учеников преподобного Григория. «Мы имели одну душу в отдельных телах, – пишет святой Каллист,– живя одинаково, об одном и том же думая и одним и тем же делом занимаясь, совершенно не зная, что у нас было моё и что твоё, – и так было в течение двадцати восьми лет. Всякий раз, как кто-нибудь звал Каллиста, в то же время слышал ответ Марка, и опять – позвав Марка, видел, как к нему являлся Каллист. И если когда-нибудь, по зависти лукавого демона, происходил среди некоторых (из братий) спор и раздор, на память им вызывался боголюбезный пример относительно нас». Серьёзная болезнь разлучила друзей: «Хотя мы в данное время и живём в разных местах, но пребываем всегда в единении, находясь друг в друге и возле друг друга, каждый всегда с душевною любовью сохраняя о другом искреннюю память и имея в уме, – как (два лица) вследствие какой-то естественной симпатии соединённые между собой и не допускающие разделения».

УЧИТЕЛЬ: Мы узнали о дружбе, явившейся «похвальным образцом в прекрасном деле мира и единомыслия». Подведём итоги нашим наблюдениям и попытаемся ответить на вопрос, что же такое дружба.

УЧЕНИК: Дружба – это близкие отношения, основанные на бескорыстном умении оказаться надёжным помощником, «другим я»; это отношения, основанные на любви и чистой привязанности друг к другу (как Давид и Ионафан); это единомыслие и единодушие (святые Каллист и Марк).

УЧИТЕЛЬ: Примерно такое же определение дружбы мы найдём и в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

Давид и Ионафан, Каллист и Марк… Все они были истинными друзьями. Как вы думаете, какое главное качество всех их объединяло?

УЧЕНИКИ: Верность.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, «лучшее стяжание – друг верный» (Авва Евагрий). Но что такое вообще верность? Чему можно сохранить верность?

УЧЕНИК: Присяге, данному слову…

УЧИТЕЛЬ: У писателя Леонида Пантелеева есть рассказ «Честное слово».

УЧЕНИК: Дети играли в часового. Одного мальчика под честное слово поставили в игре часовым, а потом, к вечеру, все разбежались по домам и забыли про него. Он стоял очень долго, но не решался покинуть пост. Только когда привели к нему настоящего офицера, юный часовой подчинился его приказу и ушёл домой. Офицер пожал ему руку и поблагодарил за службу.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему?

УЧЕНИК: Герой рассказа сумел сдержать верность данному слову, на него можно положиться как на надёжного друга.

УЧИТЕЛЬ: «Не давай обещаний, в удобоисполнимости которых не уверен, а данные обещания исполняй неизменно: и твоему простому обещанию будут верить как клятве» (Святитель Филарет Московский). В чём может выражаться наша верность?

УЧЕНИК: В стойкости, непоколебимости, честности по отношению к другу, в умении не лукавить.

УЧИТЕЛЬ: Действительно, «ложь искореняет мир и дружбу» («Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского», стр. 451), сеет отчуждение между людьми, иссушает человеческое сердце, которое уже не может любить никого. Умение оставаться верным правде особенно проявляется в испытаниях.

СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА: «Во время одного из гонений на христиан епископ Анфим по просьбе своей паствы удалился из города и жил, никому не известный, в селе, как простой поселянин. Епископа разыскивала римская власть, чтобы предать суду и казни. Отряд воинов зашёл в селение, где скрывался Анфим, и, встретив его, воины спросили, не знает ли он, где скрывается Никомидийский епископ. Анфим ответил, что знает и покажет его им, но просил, чтобы они, уставшие в пути, зашли в его хижину и отдохнули. Воины согласились. Анфим поставил на стол скромную трапезу – всё, что он имел, и стал радушно угощать «гостей» и прислуживать им. После трапезы он сказал: «Я Анфим! Берите меня». Воины были тронуты гостеприимством старца. Переговорив между собой, они сказали: «Анфим, мы вернёмся назад и скажем, что не нашли тебя, а ты в это время скройся отсюда». Но епископ ответил: «Всю жизнь я учил людей правде и теперь ли, на старости лет, я должен вводить вас в грех? Любая ложь – это страшный грех, тем более ложь перед своим императором. Поэтому исполняйте свой долг». Воины повели Анфима в Никомидию. По пути он учил их вере. Пример старца и его слова так тронули сердца воинов, что они просили его крестить их и, дойдя до реки, лежавшей на их пути, приняли от старца крещение».

УЧИТЕЛЬ: Благодатный старец оставался верен правде даже перед смертельной опасностью. И его верность сотворила чудо, открыв сердца людей для Бога и друг для друга. А бывает ли верность у животных?

УЧЕНИК: Конечно. Известно много рассказов о любви и верности «братьев наших меньших». Описаны случаи верности животных.

УЧИТЕЛЬ: Не будем забывать, что чувства человека намного богаче и тоньше. К тому же человек – существо разумное, способное путём самопознания воспитывать своё сердце, учить себя дружбе и верности, осознать, что не я один смотрю сам на себя, а на меня смотрит и мой друг.

Необходимо учитывать, что «многие ныне зовутся друзьями, но это или застольные друзья, которые дружат с тобою, пока тебе счастливится, а падёшь или же придёшь в несчастье – они же против тебя, и спешат скрыться от лица твоего, или – друзья только на худое, которые скорее враги, чем друзья», поэтому друга нужно уметь найти. Нужно помнить, что «легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому своё здоровье» (святитель Григорий Богослов). «Не входи в общество с человеком, вредящим своему ближнему, и не радуйся с тем, который делает зло другому» (Авва Матфей).

А стоит ли дружить с тем, кто указывает вам на ваши недостатки?

УЧЕНИК: Полезно иметь мудрого друга, порицающего во мне тот или иной порок и при этом деликатно и тонко удерживающегося от осуждения.

УЧИТЕЛЬ: «Друг тем и отличается от льстеца, что один для услаждения беседует, а другой не удерживается и от того, что может огорчить» (святитель Василий Великий). Ну, а если вы не уверены в человеке?

УЧЕНИК: Настоящий друг – это человек, которому я могу доверить самое сокровенное.

УЧИТЕЛЬ: «Прежде чем сблизиться с человеком, необходимо хорошо познать его» («Симфония…» схиархимандрита Иоанна (Маслова), стр.309). Лучше всего друг познаётся в беде, как рассказано в «Притче о трёх друзьях».

СООБЩЕНИЕ ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА: «Были у одного человека три друга. Первых двух он особенно любил и до самой смерти готов был жертвовать для них всем. К третьему же относился с пренебрежением и питал мало расположения.

Но вот случилось, что к этому человеку являются от царя воины и с угрозами велят ему скорее прибыть к царю, чтобы отчитаться в долге в десять тысяч талантов серебра. Не имея ничего, чем бы он мог расплатиться, пошёл он искать помощи у своих друзей. Приходит к первому, рассказывает о своей беде и просит помочь. Но друг, которого он так любил, говорит: «Я тебе не друг и не знаю, кто ты, у меня теперь без тебя много друзей, и я иду с ними веселиться. А когда этих не будет, другие появятся».

Пошёл человек к другому своему другу, которого тоже очень любил, и сказал: «Вспомни, как я дорожил твоей дружбой и какой ты от меня сподоблялся чести. Теперь я нахожусь в скорби и в великой беде, помоги мне». Тот отвечал: «Сегодня я занят, да и сам пребываю в горе».

Так человек вернулся ни с чем от своих самых близких друзей. Пошёл к третьему другу, которым он до сих пор почти пренебрегал. Вошёл к нему с унылым и пристыженным лицом и сказал: «Не смею и уст раскрыть, чтобы говорить с тобой, потому что никакого добра я тебе не сделал и никакого почтения никогда не оказал, но пришло и ко мне горе великое, и не к кому обратиться, кроме тебя, за помощью. Был у своих друзей, те отказали мне. Если можешь, помоги сколько-нибудь и забудь моё пренебрежение к тебе».

Друг этот отвечал: «Что же, я действительно считаю тебя близким мне человеком и, помня твоё малое добро, сделанное для меня, теперь с лихвой возвращу его тебе. Не бойся, я упрошу царя, и он не предаст тебя в руки врагов, мужайся, мой возлюбленный и не скорби».

УЧИТЕЛЬ: «Но если истинного друга так трудно найти, то как же надо дорожить другом, если такой есть у кого!» «Не оставляй старого друга», – говорит премудрый Сирах. (Сир. 9, 12). У Расула Гамзатова есть замечательное стихотворение «Берегите друзей».

ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК читает стихотворение Р. Гамзатова «Берегите друзей».

 

Расул Гамзатов

 

БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ

 

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену

И судом поспешным не греши.

Гнев на друга, может быть, мгновенный,

Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился

И тебя обидел невзначай.

Провинился друг и повинился –

Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,

И с теченьем наших лет и дней

Легче мы своих друзей теряем,

Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,

Вдруг споткнулся, а потом опять,

Не вини его – вини дорогу

И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,

Не стесняйтесь доброты своей.

На земле друзей не так уж много:

Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,

В слабости усматривая зло.

Скольких в жизни я друзей оставил,

Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.

И, бывало, на путях крутых

Как я каялся, как не хватало

Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,

Некогда любившие меня,

Мною не прощенные однажды

Или не простившие меня.

 

(Пер. Н. Гребнева )

 

 

УЧИТЕЛЬ: О чём это стихотворение и каким настроением оно проникнуто?

УЧЕНИК: Покаянное размышление о мудром отношении к друзьям проникнуто чувством личной вины и смирения перед ними.

УЧИТЕЛЬ: В чём должна проявляться эта мудрость?

УЧЕНИК: В том, чтобы «опасаться потерять друзей», «не винить» их, то есть не осуждать за ошибки. Быть к другу снисходительным и великодушным.

УЧИТЕЛЬ: «Кто, имея рану на руке своей, или на ноге, гнушается собою, или отсекает член свой, хотя бы он и гноился? Не скорее ли очищает он его, омывает, накладывает на него пластырь, обвязывает… Одним словом, никто не оставляет своего члена в небрежении, не отвращается от него, но делает всё для того, чтобы излечить его. Так должны и мы сострадать друг другу, должны помогать друг другу, ибо «все мы единое тело». ( Авва Дорофей). «Если мы не совершили преступлений, какие совершили другие, то это, может быть, потому, что не имели к тому случая, обстановка и обстоятельства были другие» (преподобный Амвросий Оптинский). Не просто сохранить настоящую дружбу, так как от нас требуются смирение, умение прощать недостатки ближнего.

ЗАРАНЕЕ ПОДГОТОВЛЕННЫЙ УЧЕНИК ЧИТАЕТ ОТРЫВОК ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ:

 

Учись прощать, когда душа обижена,

И сердце, словно чаша горьких слёз,

И кажется, что доброта вся выжжена,

Ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,

Но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью

В борении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощенье радость скрыта,

Великодушье лечит, как бальзам.

Кровь на кресте за всех за нас пролита.

Учись прощать, чтоб ты прощён был сам!

 

УЧИТЕЛЬ: Кто может прощать? Как прощать обиды?

УЧЕНИК: Каждый, в ком есть любовь к другу и смирение, простит любую обиду («Прощение рождается любовью»).

УЧИТЕЛЬ: Ведь «всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, непрочна и разрушается» (преподобный Макарий Оптинский). Что же касается обид, то следует запомнить: «Обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды» (святитель Иоанн Златоуст).

Конечно, трудно воспитать в себе смирение, любовь, стать верным другом. Но к этому нужно стремиться.

 

3. Подведение итогов

 

УЧИТЕЛЬ: Какую роль играет дружба в нашей жизни?

УЧЕНИК: Дружба является школой воспитания благородных чувств.

 

Т.Н. Богачёва, учитель . русского языка и литературы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Схиархимандрит Иоанн ( Маслов). «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

3. «Цветник духовный». Издательство Владимирской епархии, 2002.

4. Авва Дорофей. «Душеполезные поучения», Москва, 2007.

5. «Великий старец Амвросий Оптинский». Житие, наставления, молитвы. Москва, 2002.

6. «Наставления в христианской жизни. Из творений Иоанна Златоуста», Москва, 1996.

 

 

А.С. Пушкин

 

19 ОКТЯБРЯ

 

Друзья мои, прекрасен наш союз

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Сростался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой.

Устав, приник ласкающей главой...

С мольбой моей печальной и мятежной,

С доверчивой надеждой первых лет,

Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет.

И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил.

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе – фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись.

Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил.

 

1825

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 40
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011