На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: ноябрь-декабрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Слово к читателю

УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ

Предыдущая Следующая

 

Святой праведный Иоанн Кронштадтский, раскрывая святоотеческое видение успешности воспитания, обращается непосредственно к педагогам:

«И в нынешнее время, и в прошедшее только те люди успешно совершили свое умственное и нравственное воспитание, которые вверились Богу, жили по Его заповедям, которые ныне живут по Евангелию и учению Церкви, подчиняясь ее руководству Вот вам полезное замечание, все современные педагоги! Наук-то у нас много, а дела выходит мало, у юношей наших в голове много, а в сердце мало, мало, а часто — увы! — нет ничего! Жизнь-то не соответствует образованию и науке». То есть святые отцы обязательным условием успешности умственного и духовно-нравственного воспитания считали участие человека в жизни Церкви.

Каково воздействие Церкви на человека? «Своим благодатным воздействием она изменяет нравы, облагораживает злых и порочных людей. Исцеляя душу, Церковь, «в силу теснейшего единения души и тела человека», оказывает целебное действие и на тело, исцеляя его от болезней».

Таким образом, чтобы совершенствоваться, иметь добродетелей, «нужно жить жизнью Церкви, усваивать ее многовековой опыт».

С точки зрения субъектов воспитания, для успешности процесса воспитания необходимо взаимодействие Церкви, государства и общества. В России Церковь и государство на протяжении веков ревностно заботились о духовном совершенствовании народа, ступень за ступенью вели его к надлежащему исполнению православных установлений.

История православной педагогики свидетельствует о том, что условием успешности православного воспитания является правильное духовное руководство. «Никто не может сам научиться человеческим наукам, накупив всевозможных книг, тем более невозможно научиться науке духовной, которая называется наукой наук». В русской истории прослеживается тесная связь между духовным руководством и внутренним состоянием общества. Периоды расцвета и оскудения в нравственной жизни общества всегда были связаны с возрастанием или умалением роли духовного руководства.

Православная педагогика выделяет в качестве условия успешности воспитания ряд основополагающих качеств, специальных навыков педагога. Она выдвигает ряд требований к нему:

а) главнейшим и непременным условием успешности воспитательного воздействия является высокая нравственность учителя, его добрая жизнь.

Какая высокая нравственность, какое безукоризненное благочестие требуется со стороны педагогов, чтобы возвысить нравственное чувство своих учеников! «Устные наставления, не подтверждаемые примерами и сами по себе безжизненные, не доходят до сердца»… Детям «язык сердца доступнее, чем говор ума»: они скорее угадывают подлинный образ мыслей и чувствований своих педагогов, чем изучают преподаваемые им правила. Следовательно, чтобы внушить детям нравственные чувства, пробудить стремление ко всему благородному, высокому и прекрасному, учителя должны сами иметь высокую нравственность. «Без этого и при лучших учебниках цель христианского воспитания не может быть достигнута». Учитель должен быть нравственно выше учеников;

б) учитель должен быть профессионалом, прекрасно знающим преподаваемые предметы;

в) проявлять доброжелательность, любовь к ученикам и рассудительность. Способность сострадательно и духовно любить воспитанников необходима каждому педагогу.

Любовь есть неодолимая сила, неотразимое оружие в руках педагога. Педагог должен любить не только хороших, послушных учеников, но и тех, кто плохо себя ведет, плохо учится. Однако любовь эта должна быть разумной: она должна не покрывать недостатки учеников, но искоренять их.

Руководствуясь рассудительностью, учитель никогда не поступит опрометчиво. Рассудительность увеличивает силу педагогического воздействия. Она побуждает учителя к знанию своих учеников, условий их существования и воспитания, уровня и характера их умственного и нравственного развития, их внутреннего расположения, душевных нужд и др. Без такого знания учитель поступает наугад, что может оказаться бесполезным и даже вредным для учеников.

Педагог должен быть осторожным в своих беседах с учащимися, чтобы не повредить им, должен соблюдать в словах меру и порядок – уметь вовремя замолчать и кстати говорить.

г) Кроме того, учителю необходимо быть благоразумным, справедливым, мужественным и воздержанным. Мужество педагога – это нравственная крепость духа.

д) Всякому педагогу необходима мудрость, большая чуткость и наблюдательность при руководстве учениками с различными характерами, способностями.

е) Для успешности воспитания он должен:

– в душе каждого воспитанника уметь разжечь «искру Божию», вызвать ее к горению, к жизни;

– всех своих воспитанников, их родителей принимать беспрепятственно; к учителю должен быть легок приход человека всяких убеждений;

– быть беспристрастным ко всем ученикам: бедным и богатым, красивым и некрасивым, видеть в учениках прежде всего их бессмертную душу;

– поставить себя в условия «одинаковой близости» ко всем ученикам и всех учеников поставить одинаково близко к себе.

ж) Для педагога очень важно уметь пробуждать в ученике недовольство его

состоянием, привить ученику стремление к исправлению его недостатков и дурных наклонностей, стремление стать лучше, совершеннее, ибо это стремление является стимулом духовного роста, ведущим ученика к высотам нравственной чистоты.

з) Воспитатель должен не только заботиться о чистоте своего сердца, но обязан следить и за своим внешним поведением, внешним видом, чтобы не подать поводов к соблазну.

Юный возраст особенно зависим от внешних впечатлений. Поэтому так важно, чтобы учитель проявлял истинное радушие, имел дружелюбное лицо, благородный внешний облик и манеру поведения. Даже голос должен быть естественным, не слишком громким и не слишком тихим, он должен быть чужд театральности

Одежда издавна считалась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Внешний вид сильно действует на душу. Поэтому одежда педагога должна быть скромной, чистой, опрятной, приличной, соответствовать высоте звания учителя.

Опыт лучших русских педагогов свидетельствует, что в своем служении педагог должен стремиться держаться «среднего пути», свободного как от нерадения, так и от излишней строгости.

Учитывая вышесказанное, очевидно, что успешность процесса воспитания обусловливается прежде всего таким фактором, как воспитание самих воспитателей.

О необходимости этого пишет святитель Феофан Затворник: «Нужнее всего... воспитывать воспитателей под руководством таких лиц, кои знают истинное воспитание не по теории, а по опыту. Образуясь под надзором опытнейших воспитателей, они опять передадут свое искусство другим, последующим и т. п. Воспитатель должен пройти все степени христианского совершенства, чтобы впоследствии в деятельности уметь держать себя, быть способным замечать направления воспитываемых и потом действовать на них с терпением, успешно, сильно, плодотворно. Это должно быть сословие лиц чистейших, богоизбранных и святых. Воспитание из всех святых дел самое святое».

В заключение приведем слова святителя Московского Филарета, подчеркивающие значение для педагога учения о спасении и христианского учения в целом: «Воспитание ученое, воспитание деловое, воспитание изящное — не слишком ли сильно привлекают к себе заботы некоторых воспитателей и воспитываемых видами наружных преимуществ, выгод, славы, удовольствия? Потому не излишне напоминать родителям и воспитателям детей апостольское наставление: воспитывайте... в учении и наставлении Господнем, т.е. словом и делом руководствуйте детей к жизни благочестивой и честной по учению Христову».

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

На основании сказанного выше можно выделить ряд концептуальных особенностей православной педагогики.

1. Православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном состоянии.

2. Указывает средства приобретения добродетелей и искоренения грехов и страстей.

3. Православной педагогикой разработаны принципы и методы воспитания, которые указывают человеку, как сделать главное в его жизни — перейти из состояния неестественного, греховно-падшего в состояние естественное, обновленное.

4. Православная педагогика воспитывает не только для временной, но и для вечной жизни: «Кто хочет воспитывать детей только для земных целей, тот увидит, что он забывает главное, т. е. назначение человека к жизни вечной и приготовление к ней. Кто думает, что нельзя воспитывать вместе для отечества земного и для отечества небесного, тот узнает, что он не имеет правильного понятия ни о земле, ни о небе. Земля есть временное жилище наше, а небо — вечное. Бог поставляет нас на земле для того, чтобы мы здесь приготовились, как должно, к жизни небесной. Кто думает, что он довольно сделал для детей, когда образовал их ум и сообщил им немало сведений, хотя и не научил их истинно любить Бога Отца и Господа Иисуса Христа; тот увидит, что детей, вверенных ему Промыслом, он оставил слишком далеко от цели истинного воспитания...»

5. Православная педагогика органично включает процесс получения знаний в

процесс воспитания. Если знание отделится от веры или «станет враждовать» против нее, то воспитанники не только не получат должного образования, но и «скоро ниспадут до крайней степени невежества и грубости, ослепляясь заблуждениями и предаваясь порокам».

Таким образом, концепция православного воспитания не только развивает и разъясняет утверждение: без Бога «не можете творить ничесоже (ничего)», но и дает практическое подтверждение этого нравственного закона, свидетельствует о его смыслообразующем значении для педагогической теории и практики.

Реализация положений концепции позволяет воспитать высокообразованное и нравственное подрастающее поколение, предотвратить и не дать развиться нравственным болезням века, которые отрицательно действуют на все стороны жизни и деятельности каждого человека и общества в целом.

 

Н.В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского,

доктор педагогических наук.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В.Маслов: УСЛОВИЯ УСПЕШНОСТИ ПРАВОСЛАВНОГО ВОСПИТАНИЯ
АНГЕЛЬСКИЙ СОБОР И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ РОД
Б.Г.Бобылев: ОТ ЧИСТОГО ИСТОЧНИКА ВОДЫ ЖИВОЙ
В.П.Попков: ЧУВАШИЯ: РАЗГОВОР О ДУХОВНОМ И НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ
Б.Г.Бобылев: ПРОБУЖДЕНИЕ НАРОДНОЙ ПАМЯТИ
ОПТИНСКИЙ СТАРЕЦ МОИСЕЙ И ЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Л.М.Донченко: «ЕСТЬ ЛЮДИ, КОТОРЫМ ПОМОГАТЬ; ЕСТЬ ОТЕЧЕСТВО, КОТОРОМУ СЛУЖИТЬ»
Шишков А.С.: ЯЗЫК ПЕРЕДАЕТ НАМ НРАВЫ И ЗАКОНЫ ПРЕДКОВ
СЛОВО БОЖИЕ
С.В.Меньшенина: РИТОРИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ КАК ОБРАЗЕЦ РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Т.Н.Богачева: БЕРЕГИ ДРУЗЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ СОЮЗ: У КАЖДОГО СВОИ ОБЯЗАННОСТИ
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ ПОСЛУШНЫ
Н.Е.Пестов: ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
В.И.Даль: МИЛОСТЫНЯ
МИЛОСТЫНЯ
Б.А.Александров: ЗИМНИЙ УРОЖАЙ
И.И. ШИШКИН: «МОЙ ДЕВИЗ – БЫТЬ РУССКИМ»
В.А.Солоухин: ПОДВОРОТНЯ
Н.В.Гоголь: ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ
И А. Крылов: КУКУШКА И ГОРЛИНКА


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" ноябрь-декабрь 2007 г.
стр. 2
12.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011