На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Богачева Т.Н.
методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Ответственность за воспитание детей

Предыдущая Следующая

Т.Н. Богачева,

методист Московской педагогической академии

 

Дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, уважаемые учителя! Мы открываем новую рубрику, цель которой — раскрыть наиболее важные вопросы семейного воспитания и дать родителям педагогические рекомендации, помогающие духовно-нравственному возрастанию детей.

К сожалению, нередко школьные родительские собрания сводятся лишь к обсуждению недостатков ребенка, проблем его поведения и обучения. На наш взгляд, характер встреч педагогов с родителями должен быть изменен. Всем нам, взрослым, нужно учиться мудро управлять детьми, постигая и применяя в воспитании советы и наставления великих педагогов прошлого, среди которых особое место занимают святые отцы и учители Церкви.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения стояла во все времена и перед всеми народами. Ведь «плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». Так говорится в книге «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского», написанной выдающимся педагогом-нравоучителем XX века схиархимандритом Иоанном (Масловым). Но как бороться с детским упрямством и непослушанием, подростковой жестокостью и вседозволенностью? «Борьба с недостатками», как писал архиепископ Херсонский Иннокентий, «есть наш удел на земле».

С чего же начать дело исправления недостатков? Кто виноват в плохом поведении детей?

Может быть, сами они, испорченные наследством первородного греха? Или учителя и школа? А может быть, окружающая среда?

Святитель Димитрий Ростовский, выдающийся педагог XVII — XVIII веков, писал: «Юного отрока уподобить доске, приготовленной для изображения картины: что живописец изобразит, — доброе или худое, святое или грешное, ангела или беса, — то и останется на ней. Так и дитя: какое родители дадут ему первоначальное воспитание, к каким нравам: Богоугодным или Богоненавистным, к ангельским или бесовским приучат его, — с такими оно и будет жить».

Действительно, сердце ребенка словно чистая страничка: что на ней напишите, то и останется. А не успеете добра написать, «враг начертит на ней свои письмена гибельные, и тогда трудно будет их очищать». Сердце ребенка подобно мягкому воску, на котором легко может запечатлеваться и образ Божий, и безобразие. Это, без сомнения, зависит от тех, кто кладет свою печать на душу ребенка, передает ему свой опыт, — от родителей, от воспитателей.

Конечно, есть дети, которые от природы настолько склонны ко злу, что при самом умелом и бдительном воспитании остаются неисправимыми. Многие из них наследуют эти качества от своих же родителей, будто всасывая их в себя вместе с молоком матери.

И все-таки, согласно утверждениям святых отцов, ни один ребенок не появляется на свет настолько дурным и испорченным, чтобы его нельзя было направить к добру, только бы были приложены к делу воспитания надлежащие старание и умение. Ведь как ни груба и невосприимчива бывает от природы почва земли, однако при тщательном и заботливом уходе за ней и она со временем делается способной приносить обильные плоды. Если человек может достигать изумительных успехов в укрощении диких зверей, то почему же он неспособен воспитать, хотя от природы и необузданного, но одаренного разумом ребенка?

Многие родители говорят: «Мои дети были бы вполне честными, воспитанными и благонравными, но на улице и в школе они сходятся с испорченными и безнравственными детьми, под влиянием которых грубеют, портятся и перенимают разные шалости и пороки».

Безусловно, обязанность родителей — оберегать детей от общения с дурной компанией и предохранять их от вредного влияния улицы. Будем помнить предостерегающее наставление апостола Павла: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы».

Если мы, взрослые, хотим, чтобы нравственные болезни века не коснулись наших детей, то сами должны держаться крепко той доброй нравственности, которой учит Православие и которая проповедуется в Священном Писании и в творениях святых отцов. «Как вы будете держать детей своих в порядке, когда сами ведете беспорядочную жизнь?» — спрашивает святитель Василий Великий.

Дело воспитания ребенка есть подвиг: ведь оно предполагает устроение собственной жизни по заповедям Божиим ради внутреннего преображения своего ребенка. «Показывай Богопознание и Богопочитание твое делами твоими, а не одними словами», — учил святитель Тихон Задонский. А митрополит Московский и Коломенский Филарет, великий духовный наставник XIX века, писал: «Желающие иметь достойных детей благоразумно поступят, если предварительно самих себя сделают достойными родителями».

«Первая забота родителей — научить жить по-христиански»,— читаем в «Симфонии...» схиархимандрита Иоанна (Маслова) (стр. 187).

Осмыслив эти добрые наставления, благочестивый родитель встанет на путь духовного подвига ради спасения душ собственных детей. Только исправляя свою жизнь, следуя заповедям Божиим, мы вправе рассчитывать на «плод обильный» — на благодарность и послушание наших детей, на их уважение и почтительное отношение к нам. Для этого необходимо быть духовно грамотными людьми, знать Священное Писание, толкования святых отцов, быть просвещенными Светом Христовым. Ведь наше суждение, адресованное детям, не может быть мнением одного лишь нашего суетного ума. Оно должно отражать взгляды, основанные на православном миропонимании.

Итак, видим, что большая часть вины в неблаговоспитанности детей наших ложится на нас самих. Причина в нашей беспечности и непросвещенности. И несправедливо было бы винить в дурном поведении детей их самих, учителей или дух времени.

Необходима решимость лучше исполнять наши обязанности воспитателей и, насколько возможно, восполнять то, что упущено нами. Нужно осознавать, что каждый родитель — прежде всего педагог (в переводе «детоводитель»). Еще в античные времена так называли раба, приставленного к ребенку и водившего его в школу. Обратим внимание: детоводитель - не свободный человек, это «раб водящий». Значит, он обязан вести ребенка не куда хочет, а куда должен.

Куда же мы должны вести детей?

Дитя подобно молоденькому деревцу, а родители — Богом назначенные садовники этого юного человеческого растения. Они должны тщательно ухаживать за ним с самого начала, очищать его от скверны греха, от злых наклонностей и страстей, отсекать дикие отростки самолюбия, упорства и капризов. Как молодую яблоньку режут, подстригая ветки, и окапывают ее корни, чтобы вырастить сладкие и сочные плоды, так и хорошее воспитание сделает жизнь ребенка свободной, радостной, интересной. Разумные ограничения не свяжут, а напротив, дадут личности расцвести талантами.

В чем же состоит воспитание? Какие свойства и качества нужно развить в детях? Святые отцы отвечают на этот вопрос так: в ребенке должно быть искоренимо все дурное и насаждаемо все доброе уже на первых порах жизни. Плевелы греха никогда не исчезают сами собой, они растут вместе с самим ребенком и укореняются в его сердце так крепко, что впоследствии невозможно будет с ними справиться.

При этом внимание педагога должно быть направлено на то, чтобы приучать детей к добру и упражнять их в добродетели.

Вот что говорит об этом родителям святитель Иоанн Златоуст: «Не сам ли ты причиняешь себе скорбь необузданностью твоего сына? Ты должен был тщательно обуздывать его, приучать его к порядку, к аккуратному исполнению своих обязанностей и врачевать болезни его души, когда он был еще молод и когда это сделать было гораздо легче. Когда поле его сердца еще легко было обрабатывать, тогда еще нужно было тебе выдергивать эти плевелы, тогда, когда они не успели еще пустить глубокого корня; в таком случае и страсти детей не усилились бы настолько, что нельзя уже погасить их».

Даже ничтожно малые проступки детей, вызванные своеволием или самомнением, упрямством или обманом, ленью или изнеженностью, нельзя оставлять без внимания. А приучать необходимо к благоговению перед Богом, к послушанию, аккуратности, справедливости, откровенности, терпению и самоотвержению. Приучать собственным примером и наставлением. Пусть вначале маленькие дети совершают добро больше по привычке. Впоследствии, в зрелом возрасте, они уже вполне осмысленно будут продолжать то, в чем упражнялись в детстве.


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 57
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011