На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Шевченко Татьяна Александровна /учитель русского языка и литературы высшей категории
Шевченко Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы высшей категории

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Каких людей называют высоконравственными?

Предыдущая Следующая

Т. А. Шевченко,

учитель русского языка и литературы высшей категории

 

(По повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Целый ряд произведений школьного курса литературы помогают сформировать у детей высокие нравственные идеалы, присущие христианству. Характерным примером является повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Прежде чем перейти к работе над текстом повести, можно предложить учащимся записать в тетради следующие выдержки из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова):

«Признак благочестия — не только знать, но и жить по заповедям»;

«В начале всякого дела испрашивать благословения Божьего».

Во время работы с текстом и в конце этой работы ставим перед учениками вопрос:

Почему А.С. Пушкин считает Машу Миронову идеалом девушки?

В ходе углубленного анализа текста постепенно выделяем черты характера героини, подбирая к названию каждой из них ряд синонимов. Например, Маша — не только скромная, застенчивая и молчаливая (это показано Пушкиным — на протяжении повести мы встречаем лишь несколько фраз героини), но и богобоязненная девушка с твердыми убеждениями, основанными на заповедях Божиих. При всей своей сердечной склонности к Петру Андреевичу Гриневу она, несмотря ни на какие обстоятельства, не дает согласия стать его женой без благословения его родителей, хотя уверена, что ее родители будут очень рады этому браку. Маша с самого раннего детства приучена уважать родителей, старших, беспрекословно им подчиняться. В своей семье Маша видела только взаимное уважение отца и матери, слышала слова Василисы Егоровны: «Разве муж и жена не един дух и едина плоть?»

Узнав о приближении бунтовщиков, Василиса Егоровна ни за что не захотела расставаться с мужем и «искать одинокой могилы на чужой сторонке...». «Вместе жить, вместе и умирать»,— ответила она Ивану Кузьмичу.

В русских семьях, державшихся строгих христианских обычаев и нравов, прежде всего приучали детей к послушанию, смирению, кротости. Такой и была умная, совестливая, добрая девушка Маша Миронова. Простота, отсутствие жеманства, кокетства присущи ей, как и всем девицам, воспитанным в истинно христианском духе. Дочь Ивана Кузьмича и Василисы Егоровны умеет вести себя с достоинством, но смиренно в любой обстановке: и в семейном кругу, и при гостях-офицерах, и даже в присутствии самой императрицы, которую она покорила не только своим милым обликом, но и решительной смелостью в трудный момент жизни. Маша просила милости, а не правосудия, и, рассказав всю правду, убедила государыню в невиновности своего жениха. Императрица даже написала письмо будущему свекру Маши. Девушка приняла письмо дрожащей рукой и, заплакав, упала к ногам государыни, которая подняла ее, поцеловала и обещала устроить ее состояние.

Таково доброе воздействие кроткого, искреннего, чистого человека.

Важно показать ученикам, что и в наше время можно быть таким же чистым человеком, как пушкинская героиня, и иметь такие же твердые нравственные принципы.

Рассматривая образ Петра Андреевича Гринева, задаемся вопросом: «Каких людей называют высоконравственными?» Таков ли П.А. Гринев?

На первых страницах «Капитанской дочки» мы видим отношение к воспитанию детей в истинно православной семье. Когда подошло время для юноши-дворянина идти служить офицером, Петруша размечтался о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Он еще до своего появления на свет был записан в гвардейский Семеновский полк, но отец сказал: «Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». Он написал письмо своему старинному товарищу-генералу в Оренбург, да еще просил держать сына в ежовых рукавицах.

И хотя все блестящие надежды Петра Андреевича рушились, он знал, что спорить нечего. Беспрекословное послушание родителям воспитывалась в детях с самого раннего детства. И Петруша, не сказав ни слова, отправляется в отдаленные, глухие места в сопровождении своего «дядьки» — верного Савельича.

Беззаветную преданность, можно даже сказать — горячую привязанность этого крепостного, за трезвое поведение пожалованного в дядьки барскому сыну — обязательно нужно подчеркнуть ребятам как прекрасную черту в человеческих отношениях. Чувство искренней дружбы, верности, преданность в отношении друг к другу, к родным и близким так часто сейчас отсутствует у наших учеников.

Савельич выучил Петрушу русской грамоте, а к 12 годам отец нанял для Петруши француза, мсье Бопре, что сильно не понравилось Савельичу, но так было принято в дворянских семьях. Причем в провинциальные (и не только) семьи попадали часто неучи и пройдохи, пользующиеся пагубным увлечением в России всем иностранным. Здесь можно привести ребятам слова глинского старца иеромонаха Порфирия (Левашова) — современника А.С. Пушкина, рассказав немного и об авторе этих слов. Известный своими пророческими словами о том, что падение веры в России будет явлением временным, что «восстанут из народа неизвестные миру и восстановят попранное», глинский старец иеромонах Порфирий (Левашов) был одарен не только пламенной любовью к Отечеству, но и талантом слова. В одном из своих сочинений на религиозно-нравственные темы, опубликованном в Санкт-Петербургском духовном журнале «Странник», он писал: «Наставниками и педагогами должны быть у нас не иностранные учителя, а свои, присные, отличающиеся притом чистотою нравов, благочестием, ревностию по Богу и пламенною любовью к Отечеству».

Автор «Капитанской дочки» придерживается таких же взглядов на воспитание и воспитателей. Это видно по тому как Пушкин критикует и высмеивает «учителя» мсье Бопре, выписанного из Москвы «вместе с годовым запасом вина и прованского масла». Вместо занятий Бопре спал иногда крепким сном, а его ученик, решив сделать змея из географической карты, «прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды». Подобных примеров ребята найдут в тексте немало, и они помогут педагогу хорошо оттенить глубокий смысл и важность слов об истинных наставниках.

Можно углубиться в содержание указанного отрывка из Священного Писания и закончить эту часть беседы так: «Не только Савельич от всей души усердствовал своим господам, но и родители Гринева полностью доверяли Савельичу, уважали его и считались с ним, хотя барин и мог допустить иной раз грубое и резкое словцо по отношению к нему».

Почти сразу в городе Симбирске по молодости своей Петруша Гринев совершает ошибку, стоило лишь Савельичу отлучиться по делам. Он проигрывает деньги, грубит в результате старику — своему верному слуге и искреннему другу. Первое чувство, когда Гринев просыпается утром: мне стыдно. Деньги пришлось отдать, но «с неспокойной совестью и безмолвным раскаянием» выехал Петр Андреевич из Симбирска.

И далее продолжается: неопытного юношу мучает совесть, в дороге он чувствует себя виноватым перед Савельичем. Ему хочется непременно примириться с ним, и, наконец, он просит прощения и обещает впредь вести себя умнее и слушаться, а также самостоятельно не располагать ни одной копейкой. Снова мы видим воспитанное в молодом человеке послушание старшим, не только родителям, но и слуге-воспитателю, которому они его поручили. Все деньги и вещи Петра Андреевича находятся в распоряжении Савельича (как и пообещал Петр Андреевич). Но был момент, когда Петр настоял на своем, так как не мог не отблагодарить провожатого, который вывел их в буран к жилью: полтину на водку Савельич не дал, но заячий тулуп Пугачеву-провожатому подарить пришлось. Подчеркнем, что в дальнейшем это сыграло большую роль в судьбе Гринева. За свое умение благодарить он был вознагражден много раз, вплоть до спасения жизни.

Вскоре после приезда в Белогорскую крепость, куда Гринева отправили из Оренбурга, начинают развиваться трагические события. Пугачев с мятежниками приближается к крепости. Мы видим примеры истинного патриотизма и верности присяге капитана Миронова, Ивана Игнатьича, Гринева, а также предательство Швабрина и других жителей.

Обратим внимание учеников на то, что от виселицы Гринева спасает то, что Пугачев узнал Савельича, прибежавшего в тот момент к крыльцу комендантского дома. Показателен диалог бунтовщика и дворянина. «Я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов... Обещаешь ли служить мне с усердием?.. Или ты не веришь, что я великий государь?» — спрашивает Пугачев. Жизнь Гринева висела на волоске. Он колебался. Но чувство долга восторжествовало в нем над слабостью человеческою, и он отвечал, что скажет всю правду: «Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую...»

На предложение Пугачева послужить ему верой и правдою, за что Гринев будет пожалован в фельдмаршалы и князья, Гринев отвечал с твердостью, что он природный дворянин, присягнул государыне-императрице, Пугачеву служить не может. Даже пообещать ему не идти против него Гринев не смог, т.к. это означало бы ослушаться своих начальников. Он просил Пугачева отпустить его в Оренбург: «Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Мужество, достоинство и искренность Гринева поразили Пугачева, и бунтовщик отпустил честного дворянина, пожаловав ему лошадь и... тулуп со своего плеча. Бунтовщик и дворянин словно поменялись ролями. Пушкин показывает: социальное положение вторично. Главное для совестливого человека — это христианские ценности, умение быть правдивым, милостивым, помогать в трудную минуту, прощать.

Еще два раза прямодушие, нежелание и неумение хитрить, изворачиваться, приспосабливаться спасают Гринева от гибели и несчастья.

На свой страх и риск он отправляется выручать Машу из рук злодея Швабрина и натыкается на караул Пугачева у Бердской слободы. Гринев удачно проскочил его, но как благородный человек не мог бросить отставшего Савельича. Их обоих схватили, и Гринев снова оказывается у Пугачева. Гринев признается, что в Белогорской крепости Швабрин обижает бедную сироту, и он едет ее выручать. На расспросы об Оренбурге Гринев, по долгу присяги, уверяет, что там запасов довольно и все благополучно. Сотоварищи Пугачева чуть не погубили Гринева, но он вовремя разрядил обстановку, поблагодарив за лошадь и тулуп.

Предлагаем школьникам проанализировать все диалоги и подумать, как речь главных героев характеризует их нравственный облик.

— Долг платежом красен, — ответил Пугачев. — А расскажи, какое тебе дело до девушки, которую обижает Швабрин?

— Она невеста моя.

Утром Пугачев сам едет с Гриневым в Белогорскую крепость. Он не знает только одного, что Маша — дочь капитана Миронова.

В дороге состоялся очень серьезный разговор о судьбе Пугачева, Гринев даже дал ему совет отстать от ненадежных его товарищей да прибегнуть к милосердию государыни. Пугачев уверен, что ему уже не может быть помилования, но, возможно, как Гришка Отрепьев, он поцарствует все же над Москвой. Гринев рассказывает ему, чем кончил Гришка Отрепьев, а Пугачев в ответ ему рассказывает калмыцкую сказку об орле и вороне, мораль которой такова: лучше жить три года вольным и питаться «живою кровью», чем 300 лет есть мертвечину. Мораль абсолютно языческая, богопротивная. На все это Гринев, не скрывая своих истинно христианских взглядов, отвечает, что все ровно наоборот: жить убийством и разбоем — это и значит клевать мертвечину. Пугачев надолго задумался.

Когда по приезде в Белогорскую крепость Швабрин выдает дочь капитана Миронова, искренность и правдивость Гринева вновь спасают положение.

- Сам рассуди, как же я мог при твоих товарищах объявить это, да они бы ее загрызли. Ничего бы ее не спасло, — отвечает Гринев на вопрос, почему не смог сказать тогда правду.

И Пугачев соглашается и даже попадью оправдывает, что обманула их.

На прощанье Гринев так поблагодарил его: «Слушай, как тебя назвать, не знаю, да и знать не хочу. Но видит Бог, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. Ты мой благодетель. Доверши, как начал. Отпусти меня с бедной сиротой, куда нам Бог путь укажет. А мы будем... Бога молить о спасении твоей грешной души».

Суровая душа Пугачева была тронута. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать — таков мой обычай». Он отпускает Гринева, а Швабрину приказывает выдать ему пропуск во все заставы и крепости, подвластные ему.

Почему же оба главных героя (и Гринев, и Маша) выросли именно такими людьми?

Все лучшее они вынесли из семьи, их воспитали глубоко верующие, православные родители. Как интересно и как понятно становится главное, что мы хотим дать детям, когда мы найдем, сравним и даже выпишем «Два благословения», которые получили наши герои — Петруша Гринев и капитанская дочка — от своих родителей.

Петрушу отец благословил так: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников, за их лаской не гоняйся, на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду».

А вот благословение, которое получила Маша: «Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: Он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай Бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной».

Они жили именно так, как их благословили родители: Гринев в самых сложных обстоятельствах жизни не запятнал своей чести, Маша, во всем уповая на Господа, сумела перенести ужасные страдания и счастливо прожить свою жизнь.

«Чистая совесть есть признак красоты души», — читаем мы в «Симфонии...». И эти слова как нельзя лучше характеризуют главных героев повести.

 


Церковная литература Руси учила верующих как семейному, личному, так и общественному благоустройству, опираясь на евангельскую заповедь о любви к ближнему в ее различных проявлениях.

К.Е. Скурат, заслуженный профессор Московской Духовной Академии, доктор церковной истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В противоборстве западному приливу и волнению, кажется, не может быть иного смысла, как требование, во-первых, принимать образование и просвещение в добром направлении его, а не в дурном (можно быть умным и ученым негодяем), — и, во-вторых, принимать его не бессознательно, а применяя и приурочивая к своей почве.

В.И.Даль


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 42
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011