На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Донченко Лидия Михайловна /кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России
Донченко Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук
заслуженный учитель России

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: КЛАССНЫЙ ЧАС

«Быть патриотом России!»

Предыдущая Следующая

Л.М. Донченко,

кандидат педагогических наук,

заслуженный учитель России,

 

(По книге М.Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский»)

 

Цель:

1. Раскрыть понятия «патриотизм», «достоинство», «долг».

2. Развивать логическое мышление, монологическую речь, память.

3. Воспитывать мировоззрение учащихся, основанное на православных ценностях.

 

Оборудование:

1. Выставка книг — Схиархимандрит Иоанн (Маслов). «Глинская пустынь. История обители и ее духовно-просветительная деятельность в XVI — XX веках», «Глинский патерик», М. Хитров. «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский», М. Жукова. «А.В. Суворов».

2. На классной доске прикреплен большой отрывной календарь.

 

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Постановка проблемного вопроса

Классный руководитель:

В последнее время все чаще мы можем услышать слова «Родина», «патриот», «подвиг», «служение»... А как вы, сегодняшние школьники, понимаете, что такое патриотизм? В чем каждый из вас видит свое патриотическое служение Родине? Готовы ли вы сегодня к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины?

 

Подготовительный материал к разрешению проблемы

Классный руководитель:

Пока вы размышляете над этими вопросами, давайте обратимся к некоторым страницам истории государства Российского, познакомимся с истинными патриотами Отечества.

Взгляните на первый лист календаря:

1249 год.

В истории России эта дата не связана с великими сражениями, но отражает истинный подвиг русского богатыря. Александр Невский — кто из нас не знает это имя?! Слава о подвигах легендарного героя, о его уме, силе, красоте живет по сей день. Беспримерная битва со шведами на Неве, ледовое побоище с немецкими рыцарями, спасение Руси от духовного порабощения во время монголо-татарского ига... Но любому подвигу всегда предшествует труд души, который часто для нас остается «за кадром». Давайте попытаемся разобраться, что предшествует подвигу. Обратимся к страницам книги М. Хитрова «Святой благоверный великий князь Александр Ярославович Невский», которую мы прочитали с вами ранее.

Чтение отрывка из книги:

«Бог покорил мне многие народы, ты ли один хочешь противиться? — велел передать хан Батый Александру Невскому.—Если желаешь сохранить свою землю, приходи ко мне и узнаешь честь и славу моего государства».

И вот непобедимому в открытом бою, на поле брани полководцу предстоит одержать наивысшую победу —над самим собой, показать редчайшую и труднейшую добродетель: смирить себя беспредельным смирением, заглушить голос самолюбия и ценой унижений защитить и сохранить Родину. Он поклонится Батыю единственно в интересах горячо любимой Родины.

 

Блаженны кроткие, ибо в кротких сердцах почивает Господь».

Классный руководитель:

Этот труднейший подвиг смирения во имя народа совершил Александр Невский в 1249 году, отправившись к Батыю, но не преклонив там главы перед идолами (как требовали от него советники хана). «Он сказал: Я — христианин, и мне не подобает кланяться твари. Я поклонюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славивому, создавшему небо и землю...» Спокойное мужество князя поразило хана. Батый несколько времени любовался героем и, наконец, произнес: «Правду говорили мне: нет князя, равного этому». Как вы думаете, почему автор наивысшим подвигом, проявлением истинного патриотизма, считает подвиг не на поле брани, а в политической деятельности Невского? Что такое истинное смирение?

Ответы детей.

 

Обобщение ответов классным руководителем:

Возвращение Александра Ярославовича от Батыя было счастливейшим днем, давно люди так не ликовали. Не с ратного поля ехал князь, а люди плакали от радости. Все русичи понимали, чего стоила эта поездка князю, какие душевные силы он приложил, чтобы спасти Родину от нашествия и от окончательной погибели Руси. Мы знаем, что патриотизм проявляется в любви, подвиге, героизме... и вдруг — смирение! Казалось бы, как связаны эти качества! Но смирение, по словам старца Амвросия Оптинского, это способность видеть истину. Смирение приводит к постижению истины, к пониманию, что необходимо исполнить в данный момент во благо Родины. Так и подлинный подвиг Александра Невского — поездка в столицу Орды Сарай во имя спасения Родины.

Вот как глубоко понимали слово «патриотизм» наши предки!

Перевернем лист календаря:

13 ноября 1730 года.

Это дата рождения полководца, не проигравшего ни одного сражения — Александра Васильевича Суворова. Что же было, по мнению автора книги о знаменитом полководце — Марии Жуковой, основанием его побед?

Учащиеся:

По мнению Марии Жуковой, основанием побед Александра Васильевича Суворова была любовь к Богу и любовь к ближним. Недаром в каждом полку Суворова была церковная палатка. «Безверное войско учить — что перегорелое железо точить, — говорил А.В. Суворов. — Все начинайте с благословения Божия и до издыхания будьте верны Государю и Отечеству».

«Молись Богу, от него победа!» — с этих слов начиналась тетрадь «капральских бесед» Суворова. И дальше он приводил молитву, обязательную для каждого воина: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Святителю отче Николае Чудотворче, моли Бога о нас!»

Значит, патриотизм и вера были слиты воедино в русском народе.

А.В. Суворов понимал присягу как завет с Богом. Он писал: «Один десятерых силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою, хоть овцой в дому; а овцой в дому так и останешься, чтоб не возгордился». Так, в бою, в самый напряженный момент, Суворов спрыгнул с лошади и начал молиться, а после молитвы отдал такие приказания, что русские победили!

Классный руководитель:

Каждую победу Суворов приписывал Господу и всегда спешил в церковь, где пел на клиросе. Да и о солдатах своих никогда не забывал: недаром его называли ОТЦОМ ВСЕЙ РОССИИ!

Много имен известнейших патриотов, прославившихся на поле брани, родила земля Русская, но не меньше их и в мирное время.

Перелистаем еще одну страницу нашего календаря:

12 февраля 1878 — 21 марта 1974 года

С чьим именем связаны эти даты?

Учащиеся:

Это даты жизни удивительного человека — Алексея Андреевича Лукаша, схиархимандрита Андроника, о котором мы читали в книгах «Глинская пустынь...» и «Глинский патерик».

Классный руководитель:

Как вы думаете, почему «великого молитвенника и смиренного труженика на ниве Христовой» мы относим к истинным патриотам России?

Учащиеся:

- Из примеров русской истории мы поняли, что патриотизм и вера неотделимы друг от друга.

- Вся жизнь отца Андроника — это подвиг истинного служения Родине. Во время первой мировой войны он был три с половиной года в немецком плену, где пленных почти не кормили, а работу давали самую трудную. Но Алексей Андреевич усердно молился и все испытания принимал как из рук Божиих. Дважды был сослан на Колыму: в 1923 и 1939 годах. Но не обиделся на беззаконное правительство, в ссылке же с искренним состраданием и любовью ухаживал за больными. Сам мыл их.

- Во время второго ареста, в 1939 году, отца Андроника во время допроса раздели до нижнего белья и вывели на 50-градусный мороз, но старец не сломился — не подписал документов, которые от него требовали. Выдержал — и Господь спас отца Андроника.

- Старец разделил все горести своей Родины, претерпел все испытания и страдания, посланные ему и его Отчизне, постоянно молился и помогал людям. Был мудрым духовным наставником. Он выполнил свой долг на земле.

Классный руководитель:

Вы сейчас произнесли очень важное для понимания слова «патриотизм» слово «долг». А как вы его понимаете?

Учащиеся:

Долг — это обязанность. И патриот — это человек, честно, по совести, выполняющий свои обязанности по отношению к Родине, к своим соотечественникам.

Классный руководитель:

Да и в наше время истинных патриотов России немало.

Мы много можем привести примеров истинного служения Отчизне. И в современной литературе о наших соотечественниках, настоящих патриотах Родины, сложены и стихотворения, и песни, написаны очерки, рассказы, повести...

Разрешение проблемного вопроса Классный руководитель:

Вот мы и подошли с вами к решению тех вопросов, которые поставили в начале классного часа. Ответы учащихся Классный руководитель:

Вы себя чувствуете патриотами Родины. А в чем сегодня может найти выражение ваш патриотизм?

Учащиеся:

- В чувстве любви к тому месту, где ты родился, в честном выполнении своих обязанностей по отношению к родителям, родственникам, к школе.

- А мне кажется, что нужно иметь обязанности не только по отношению к знакомым, но и ко всем людям, окружающим нас. Не проходить мимо нуждающихся, стариков, больных, малышей. В общем, всех, кому можно помочь своим словом или даже каким-то делом. Не проходить даже мимо мусора на дороге... Главное, чтобы было желание услужить людям.

- А я думаю, что патриотом может быть тот, кто будет считать себя должником перед родителями, школой, Родиной за то внимание, любовь, труд, знания, которые они нам передали.

- А мне кажется, что если человек по-настоящему верит в Бога, то для него Господь и Родина слиты воедино. Он, как отец Андроник, будет стойко переносить испытания и выполнять свои обязанности.

Классный руководитель:

Спасибо вам за работу. Помните слова схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Если в душе и сердце христианина ярко горит пламень патриотизма, он сам найдет путь для проявления своей любви к Отечеству».

Верю, что вы были сегодня искренни и ощущаете себя пусть маленькими, но патриотами своей Родины.

 


Одно обучение не есть воспитание и даже вредно без возделывания нравственности, которой христианину вне Церкви нигде найти не можно.

А.С. Шишков


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 53
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011