На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Богачева Т.Н.
методист Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе

Предыдущая Следующая

Т.Н. Богачева,

методист Московской педагогической академии

 

 

1 урок

Тема: История создания поэмы «Мертвые души» и ее автор.

Цель: Рассмотреть своеобразие личности Н.В. Гоголя, объяснить авторский замысел поэмы.

 

ХОД УРОКА

1. Слово учителя (лекция с элементами беседы)

В своих произведениях Н.В. Гоголь предстает перед нами не только как замечательный писатель. «Старайтесь лучше видеть во мне христианина и человека, чем литератора», —призывал он.

Но все произведения, созданные им в первый период творчества, кажутся Гоголю лишь «давнею тетрадью ученика», и он восклицает: «Пора, пора, наконец, заняться делом» (письмо В.А.Жуковскому, 28 июня 1836 года). И это дело —работа над «Мертвыми душами», поэмой, на которую автор возлагал большие надежды. «Какой огромный, какой оригинальный сюжет! — писал он. — Вся Русь явится в нем!»

Еще с лицейской поры думал Н.В. Гоголь о службе на благо России. Он искренне и беззаветно любил ее и писал, что молится о спасении Русской земли.

Достойный сын своего Отечества и истинный христианин, Гоголь не только верил, что Россия — страна истинно христианская («Дружно докажем всему свету, что в русской земле все, что ни есть, от мала до велика, стремится служить Тому же, Кому все должно служить на земле, несется туда же, кверху, к Верховной вечной красоте»), но и вдохновенно призывал к служению России. «Нет выше звания, как монашеское, — писал он. — Монастырь Ваш — Россия. Облеките же себя умственно рясой чернеца и всего себя умертвите для себя, а не для нее, ступайте подвизаться в ней...»

Обладающий особым чутьем, особым восприятием зла в мире, писатель выражал свое видение окружающей действительности так: «И непонятною тоскою уже загорелась земля; черствее и черствее становится жизнь; все мельчает и мелеет, и возрастает только в виду всех один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем не-измеримейшего роста. Все глухо, могила повсюду. Боже, пусто и страшно становится в Твоем мире». «Смерть поражает нетрогающийся мир. Не ужасное ли это явление?.. При бальном... при фраках, при сплетнях и визитных билетах никто не признает смерти...»

Гоголь-художник эту мертвую бесчувственную жизнь изображает в персонажах поэмы «Мертвые души». Гоголь-христианин ищет спасения в принесении реальной и непосредственной пользы Отечеству и ближним.

Писатель видел смысл собственного служения России в великой ответственности за каждое свое слово, ибо именно оно «есть высший подарок Бога человеку», то орудие, с помощью которого художник «призван все в мире исправлять к добру».

Гоголь возлагает на себя труд словом разбудить «мертвых обитателей», чья жизнь проходит в «усыплении», встряхнуть их, чтобы содрогнулись их сердца, чтобы залились они живительными слезами.

Непомерно тяжела, огромна эта пророческая роль писателя в мире людей, застывших в бесчувствии. «Развлеченный миллионами блестящих предметов, раскидывающих мысли на все стороны, свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, ... если не представить ему незримые ступени к христианству». Этими «незримыми ступенями», в понимании Гоголя, оказываются произведения художника слова.

Вот почему автор «Мертвых душ» призывал «со словом обращаться честно», «не излагать святыни, не освятивши прежде сколько-нибудь свою собственную душу». Только при таком условии в отношении к слову возможно пробуждение России от мертвого сна.

Гоголь говорил: «Чтобы творить красоту, нужно самому быть прекрасным; художник должен быть цельной и нравственной личностью; его жизнь должна быть столь же совершенна, как и его искусство». Чтобы достойно исполнить долг писателя и гражданина, создатель «Мертвых душ» стремился прежде всего просветить и очистить свою собственную душу. «Боже, — пишет Гоголь во время работы над поэмой, — соприсутствуй мне в труде моем, для него же призвал меня в мир. Верю, яко не от моего произволения началось сие самое дело, над ним же работаю во славу Твою. Много труда и пути, и душевного воспитания впереди еще! Чище горнего снега и светлей небес должна быть душа моя, и тогда только я приду в силы начать подвиг и великое поприще...»

Так работа над поэмой оказалась одновременно познанием и воспитанием собственной души. Начинаются упорные и кропотливые розыски собственных недостатков и пороков. Гоголь склоняется над своей душой, как над темной пропастью, на дне которой кишат страшные, ему самому «неведомые гады»: «Грехов, указанья грехов желает и жаждет теперь душа моя! Если б вы знали, какой теперь праздник совершается внутри меня, когда я открываю в себе порок, дотоле не примеченный мною!»

Начинается работа над устроением порядка в собственной душе. Этому делу всей своей жизни, с точки зрения писателя, человек должен отдаться всецело: «Я знаю, что нужно чистоты душевной и лучшего устроения себя, и почти небесной красоты нравов. Без того не защитишь ни самого искусства, как и всего святого, которому оно служит подножием».

Работая над познанием и воспитанием собственной души, все более проникаясь духом Священного Писания, учением святых отцов, «ду-шеведцев и наблюдателей за природой человека», Гоголь открывает для себя истину: «Найди только прежде ключ к своей собственной душе; когда же найдешь, тогда этим же самым ключом отопрешь души всех».

Домашнее задание:

Прочитать первую главу поэмы.

 

2 урок

Тема: Над чем заставляет задуматься поэма?

Цель:

обучающая— объяснить понятия «внимание», «пошлость», «ветхий человек», «грех»;

развивающая— развивать внимание, память, логическое мышление;

воспитывающая— воспитывать чувство ответственности за устроение собственной души

 

ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя. Прочитана первая глава поэмы. Ваши впечатления? (Как правило, ребята говорят, что читать было скучно и неинтересно). Почему?

- Уже начало главы изобилует, казалось бы, сюжетно никак не обоснованными мелочами, взгляд повествователя рассеян на незначительных подробностях. Не успел он бегло описать внешность господина в бричке, «не красавца, но и не дурной наружности», как передает незадачливый разговор двух русских мужиков о колесе; затем следует подробное описание некоего молодого человека «в белых канифасовых панталонах», который в дальнейшем нигде в поэме не появляется.

- Впоследствии блуждающее созерцание повествователя останавливается то на описании губернской гостиницы, «где за два рубля в сутки проезжающие получают комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов»; то на пожитках проезжего — его «чемодане из белой кожи, несколько поистасканном», а также на его слугах — кучере Селифане, «низеньком человеке в тулупчике», и лакее Петрушке, «в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча».

- Вывод: создается ощущение некой фрагментарности, затрудняющей восприятие происходящих событий. Почему Гоголь прибегает к такому скачкообразному, «замысловатому» стилю повествования, характерному не только для первой главы, но и для всей поэмы?

Ответ находим в высказываниях самого автора: «Век наш так мелок, желания так разбросаны по всему, что мы никак не можем их усредоточить на одном каком-нибудь предмете наших помыслов и оттого поневоле раздробляем все наши произведения на мелочи и на прелестные игрушки» («Об архитектуре нынешнего времени»).

— Потому-то Гоголь и утверждал, что современный человек, «развлеченный миллионами блестящих предметов, раскидывающих мыслей во все стороны..., не в силах встретиться прямо со Христом» («О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности»). Об этом же читаем и в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «...бедная душа, любовию мира сего и различных плотских прихотей шумом оглушенная, не слышит Его пресладкого гласа: и человеколюбивый Иисус, постоявши при дверях, отходит» (стр. 608). Об этом же говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Наше несчастье, что мы редко бываем у себя дома — это значит, что мы редко остаемся наедине со своей совестью. Если бы мы чаще затворялись в клети своей души, чаще беседовали с совестью, то мы ужаснулись бы тех пятен, которыми покрыта наша крещальная одежда, и вернулись бы к Богу. Мы не знаем самих себя и не знаем своей души именно потому, что редко остаемся с ней наедине».

«Огромному раздроблению жизни и познаний» современного человека Гоголь противопоставлял благородное «владычество одной мысли», «усредоточение помыслов», прямо соответствующее святоотеческой традиции, в которой собирание помыслов, или мысленная борьба с мирскими соблазнами, именуется «вниманием», «трезвением», «соблюдением ума», «радением».

Святые отцы свидетельствуют: «Непрестанное внимание к душе необходимо, потому что естество ее переменчиво» (Авва Исайя). «Без строжайшей бдительности над собою человеку невозможно преуспеть ни в какой добродетели» (Авва Агафон). «Ради спасения души внимательно относись ко всем делам, словам и помышлениям» («Симфония...», стр. 173). А епископ Феофан Затворник наставлял: «Поревнуй водворить благолепный лик сокровенного сердца человека в сердце своем».

- Вывод: понятно, что речь идет о внимании человека к состоянию собственной души. «Остановись и ты, душе моя; что мыслиши? что мудрствуеши? что любиши? к чему прилеплятишися? чего отврашаешися? где живеши? где обращаешися? к чему стремишися? какие желания, какие движения внутрь себя чувствуеши?» («Симфония...», стр. 168) — Эти вопросы, конечно, не поставлены в поэме прямо, но настойчивый призыв «Остановись, человек! Внемли себе!» постоянно ощущается в ней через своеобразный, фрагментарный стиль повествования.

- В гоголевском миросозерцании душа занимает центральное место: «Рожден я вовсе не затем, чтобы произвести эпоху в области литературной. Дело мое проще и ближе: дело мое — душа». Из греховного состояния рассеянности, затемненности и невнимания она должна подняться к светлой цельности, и этому делу всей своей жизни человек должен отдаться весь — духом и телом. Исполняя свой подвиг, он призван стремиться к небесной красоте и божественному совершенству. Читаем в «Симфонии...»: «Человек есть творение Божие и должно работать ему неослабно» (стр. 1160). «Мы сами не свои, но Божий, и жить не так должны, как хотим, но как Бог велит» (стр. 1160).

Но часто человек не внемлет своей душе, невнимателен к ней, и тогда она гибнет: «Нерадение делает душу мертвой» («Симфония...», стр. 611). «Точно вся Россия населена в самом деле мертвыми душами», — восклицает Гоголь, приступая к работе над поэмой и ставя перед собой задачу не только показать, как «пусто и страшно» кругом, но и выявить причины омертвения души.

Вывод: человек невнимателен к собственной душе, и в результате его опутывают «пошлые привычки света, условия, приличия и образуют твердую скорлупу. А как попробуешь добраться до души, ее уже и нет; окаменевший кусок».

 

2. Таким спрутом, обвивающимся вокруг человека и высасывающим из него его живую душу, является, по мнению писателя, пошлость. Это слово часто употребляется в произведениях Гоголя. Об этом свидетельствуют следующие высказывания писателя: «Трудно даже понять, как устроен смертный: как бы ни была пошла новость, он непременно сообщит ее другому смертному... Другой смертный с удовольствием преклонит ухо, хотя после скажет сам: «Да это совершенно пошлая ложь, не стоящая никакого внимания». «Притом мне хотелось попробовать, что скажет вообще русский человек, если его попотчуешь его же собственной пошлостью». «Мне потребно было отобрать от всех прекрасных людей, которых я знал, все пошлое и гадкое...» «Не спрашивай, зачем первая часть (речь идет о поэме) должна быть вся пошлость и зачем в ней все лица до единого должны быть пошлы...» «...один за другим следуют у меня героя один пошлее другого», «...пошлости не простили мне» («Четыре письма к разным лицам по поводу «Мертвых душ»).

Гоголь, наблюдающий в жизни пошлость, доводит ее изображение в поэме до предела. Размышляя о своем даровании, он писал: «Обо мне много толковали, разбирая кое-какие мои стороны, но главного моего существа не определили. Его слышал один только Пушкин. Он мне говорил всегда, что еще ни у одного писателя не было этого дара выставлять так ярко пошлость жизни, уметь очертить в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем. Вот мое главное свойство, одному мне принадлежащее, которого точно нет у других писателей».

Что же такое пошлость, выступающая, по признанию самого автора, в большой силой в «Мертвых душах»?

- «Толковом словаре русского языка» Ожегова «пошлый» означает «низкий в нравственном отношении; безвкусно-грубый (пошлый анекдот, пошлая среда, пошлое выражение, сказать пошлостей» т.д.)

- ществует еще и такое понятие, как «ветхий человек», которому противопоставлено понятие «новый человек».

В «Симфонии...» читаем: «Человек двоякий по своему внутреннему устроению: ветхий и новый. Ветхий человек не иное что в нас, как страсти греховные; нечистота плотская, неправда, ложь, лукавство, гордость, гнев, злоба, ненависть, зависть, сребролюбие, самолюбие и проч. Словом, всякое беззаконие, грех, слепота, бесстыдство в ветхом человеке кроются. Свойства ветхого человека — скотский и зверский нрав. По нраву своему он подобен зверю, скоту и змее. Ветхий человек, хотя и крещен и имеет признаки христианства, но жизни в себе не имеет, мертв душой. Новый же есть вера живая, подвизающаяся противу ветхого человека, человек этот обновлен благодатию Божию. Дело нового человека — смиренно на земли жить, славы, чести и роскоши всякой убегать, горняя мудрствовать, а не земная, зла на зло не воздавать и досаждения за досаждения; любить врагов своих, благословлять клянущих себе, добро творить ненавидящим себе, и молиться за творящих себе напасть и изгоняющих себе, и проч.» («Симфония...», стр. 1163).

вывод: итак, ветхий человек—человек, творящий грех. Но что такое грех? Как объяснить это понятие человеку нецерковному, неверующему? Чему уподобить грех? Попробуем выразить это через поэтический образ.

 

3. Грех есть яд, умерщвляющий ДУШУ.

Грех, как завеса, закрывает от человека духовное.

Грехи, как кандалы, связывают человека по рукам и ногам.

Грехи, как раны, уязвляют ДУШУ.

Грех, как змий, терзает душу.

(«Симфония...», стр. 230, 256, 257, 258).

По определению апостола, грех есть беззаконие (1 Ин. 3, 4). Святитель Тихон Задонский пишет: «Все то грех есть, что делается словом или делом, или помышлением противу святаго и вечнаго закона Божия, и воли Его святой». (См. «Симфония...», стр. 246).

Показывая в поэме ничтожность, пошлость своих героев — мертвых душ, Гоголь по сути сосредотачивает внимание на понятии греха, того зла, которое оказалось началом омертвления человеческой души. Автор изображает его всесторонне, персонифицируя его разновидности в каждом своем персонаже: Манилове и Коробочке, Собакевиче и Ноздреве, Плюшкине и Чичикове.

Гоголевские герои — олицетворение того или иного греха.

Домашнее задание: Прочитать II главу и подготовить сообщение о Манилове (первые впечатления, внешность, манера поведения и речь, отношение к хозяйству, к окружающим, любимые занятия, жизненные цели).


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 47
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011