На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Также по этой теме:
Митрополит Волоколамский Иларион: Будущее Православия зависит от верности церковному Преданию
Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, глава Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион дал интервью порталу Богослов... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Использовать бесценный дар юности на постижение Божественных установлений». Патриаршее послание по случаю празднования Дня православной молодежи
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланием к архипастырям, пастырям, монашествующим... (Далее)
Архиепископ Верейский Евгений: Как воспитать хорошего пастыря? Интервью порталу Фонда «Русский мир»
Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни... (Далее)
Владимир Легойда: Почему обществу и Церкви нужен безопасный Интернет
О том, какое значение проблемы безопасности в Интернете имеют для Церкви и для общества, в интервью «Российской газете» рассказал член Попечительского совета Лиги безопасного Интернета, председатель Синодального... (Далее)
Святейший Патриарх Кирилл: «Многонациональный, многорелигиозный народ России не может жить без объединяющей идеи». Выступление на встрече В.В. Путина с лидерами религиозных общин России
8 февраля 2012 года в официальной Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялась... (Далее)
Все публикации по теме...
Раздел: ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Единый и цельный путь к совершенству

Предыдущая Следующая

Н.В. Маслов,

доктор педагогических наук,

президент Фонда святого благоверного
князя Александра Невского

 

Основы христианской педагогики во всей полноте имеются в Священном Писании и раскрываются в творениях святых отцов.

Православное воспитание состоит из двух неразрывно связанных между собой частей: собственно воспитания и обучения наукам.

Святитель Феофан Затворник пишет: «Обучение должно быть построено так, чтобы было видно главное и подчиненное». «Научность необходима и нужна для настоящей жизни, — отмечает святитель. — Но она не должна поглощать все внимание и быть единственной заботой учителя».

В этом убеждают нас и слова святителя Игнатия Брянчанинова: «...Я спрашивал у наук: что вы даете в собственность человеку? Человек вечен, и собственность его должна быть вечна. Покажите мне эту вечную собственность, это богатство верное, которое я мог бы взять с собою за пределы гроба! Доселе я вижу только знания, оканчивающиеся землею, не могущие существовать по разлучении души с телом.

Чему служит изучение математики? Предмет ее — вещество. Она открывает известный вид законов вещества, научает исчислять и измерять его, применять исчисления и измерения к потребностям земной жизни. Указывает она на существование величины бесконечной, как на идею, за пределами вещества. Точное познание и определение этой идеи логически невозможно для всякого разумного, но ограниченного существа. Указывает математика на числа и меры, из которых одни по значительной величине своей, другие по крайней малости не могут подчиниться исследованию человека, указывает она на существование познаний, к которым человек имеет врожденное стремление, но к которым возвести его нет средств у науки. Математика только делает намек на существование предметов, вне объема наших чувств.

Физика и химия открывают другой вид законов вещества. До науки человек даже не знал о существовании этих законов. Открытые законы обнаружили существование других бесчисленных законов, еще закрытых. Одни из них не объяснены, несмотря на усилие человека к объяснению, другие и не могут быть объяснены по причине ограниченности сил и способностей человека.

<...> Мы для того и изучаем эту науку [химию], чтоб узнать, что мы ничего не знаем, и не можем ничего знать: такое необъятное поприще познаний открывает она пред взорами ума! так приобретенные нами познания на этом поприще ничтожны! Она с осязательною ясностью доказывает и убеждает, что вещество, хотя оно, как вещество, должно иметь свои границы, не может быть постигнуто и определено человеком, — и по обширности своей, и по многим другим причинам. О географии, геодезии, о языкознании, о литературе, о прочих науках, о всех художествах и упоминать не стоит: все они для земли; потребность в них для человека оканчивается с окончанием земной жизни, большею частью гораздо ранее. Если все время земной жизни употреблю для снискания знаний, оканчивающихся с жизнью земною, что возьму с собою за пределы грубого вещества?.. «Науки! Дайте мне, если можете дать, что-либо вечное, положительное, дайте ничем не отъемлемое и верное, достойное назваться собственностью человека!» — Науки молчали.

За удовлетворительным ответом, за ответом существенно нужным, жизненным, обращаюсь к вере».

Вера расширяет область познания человека. Поскольку вера, по словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), — это «средство восприятия истин, непостижимых для человеческого разума». «У веры и у науки одна область истины», — считает святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

Рассмотрим отдельные, особо значимые положения православной педагогики.

«Человек рождается не только для того, чтобы умереть, но и умирает для того, чтобы жить вечно. Поэтому временную земную жизнь человек должен рассматривать как своеобразную подготовку к переходу в вечность, — в соответствии со святоотеческим учением пишет схиархимандрит Иоанн (Маслов). — Нежелание человека умереть при всех невзгодах земной жизни есть вложенная в него Богом потребность жить без конца, жить вечно. Стремление к бесконечной жизни, таким образом, предопределено изначально Самим Богом. Он, как искру, возжег в человеке жизнь, которая — как искра Божия — никогда в нем не угаснет».

Православная педагогика, воздействуя на человека, опирается на положение о бесконечности жизни, причем имеется в виду не только его деятельность на земле (от рождения до смерти), но и его существование после смерти. «Там лишь развивается и растет то, что здесь посеяно, то есть добродетели разрастаются в вечности».

Если на нравственное усовершенствование, на жизнь вечную человек станет смотреть как на главное и необходимое дело, то ему легче будет достигать земного благополучия, писал архиепископ Евсевий.

Человек представляет собой смешение противоположностей— добра и зла, сердце его является ареной борьбы между тем и другим. Эта борьба непрестанна и обязательна для любого человека. «Вся жизнь есть брань», — писал схиархимандрит Иоанн (Маслов). Если человек не чувствует борьбы, следовательно, им полностью овладело зло.

В чем состоит внутренняя борьба? — В борьбе между злыми нравами неестественного, падшего человека и добрыми нравами человека обновленного. Значение этой борьбы очень велико: в ней христианин отстаивает честь Христа.

Борьба с грехами приводит к нравственному совершенству. Внутренней борьбе нужно учить и учиться. Православная педагогика раскрывает законы и правила внутренней борьбы, работы над собой.

От результатов внутренней борьбы зависит участь человека в земной жизни и в вечности.

Правило духовной борьбы — всякую страсть побеждать силою Христовой немедленно, как только она зародилась.

Все добродетели и все грехи связаны между собой и, подобно звеньям в цепи, зависят одни от других. Между ними существует тесная, неразрывная связь. То есть, совершенствуя одну добродетель, человек вместе с ней совершенствует в какой-то мере и ряд других. Но это не потому, что в одной добродетели заключаются все другие по их содержанию, а «единственно потому, что всякое добро исходит из одного источника — Бога».

В свою очередь, добродетели не только взаимосвязаны, но и имеют взаимообратное действие (например, надежда подвигает человека на добрые дела, а доброделание укрепляет надежду).

Все вместе добродетели, по словам схиархимандрита Иоанна (Маслова), составляют «единый и цельный» путь человека к совершенству, к Богу, ко спасению.

Вместе с тем святые отцы учат, что невозможно сразу браться за все добродетели. С чего нужно начинать? Начинать нужно с веры. Вера есть «мать и корень всех добрых дел», а неверие есть «корень злых дел и всяких грехов», пишет отец Иоанн (Маслов). Поэтому вера лежит в основании принципов православной педагогики.

По учению святых отцов, всеобъемлющим, руководствующим принципом жизни человека является истинная вера, усвоенная его умом и сердцем, воспринятая всем существом. Поэтому утверждение о том, что необходимо сначала «научить вере, затем другим наукам», является главным принципом православной педагогики.

Отец Иоанн указывает также на другие христианские принципы, которыми необходимо руководствоваться в деле православного воспитания, а именно: любовь к Богу, к ближним, к Родине, снисходительная мудрость и кротость и другие. Любовь — основа и главное руководящее начало христианской нравственности. Одна любовь бывает способна преобразовать и изменить к лучшему все стороны человеческой жизни.

Любовь к Богу и всестороннее упование на Него облегчает тяжелую участь человека на земле. Эта любовь помогает победить всякий страх, искоренить недостатки. Любовь к Богу состоит в уподоблении, подражании Ему, она украшает душу и является признаком духовной жизни.

Любовь к ближнему

Смысл христианской жизни — любовью работать друг другу. «Облегчить свою жизнь мы сможем, если будем жить не только для себя, но и для других. Жить для других — это долг любви», — указывал схиархимандрит Иоанн (Маслов).

Любовь к Родине

Христианское учение требует от каждого последователя беззаветной любви к своим братьям. Эта любовь находит яркое проявление в любви к родному Отечеству. «Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражений за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует своим здоровьем или выгодой ради Родины», — говорил в годы Великой Отечественной войны Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий.

Принцип согласования внутреннего с внешним

Этот принцип заложен в природе человека. Человек состоит из души и тела, тесно связанных друг с другом. Согласовывая внутреннее с внешним, человек идет путем, указанным его Создателем. В противном случае, он, не подчиняясь Богу, действует самочинно.

Снисходительная мудрость и кротость

Плодом духовной мудрости является кротость. Как пишет святитель Тихон Задонский, кротости учит Христос Своею жизнью.

Христианская мудрость, по учению святых отцов, есть познание самого себя. Истинная мудрость состоит в том, чтобы побеждать свой природный злой нрав и следовать примеру жизни Христа.

Отличаясь строгостью к себе, лучшие православные педагоги были снисходительны к немощам других. Они охотно прощали недостатки своим ученикам, когда видели в них раскаяние и желание исправиться.

Педагогическая мудрость состоит в том, чтобы, как указывал схиархимандрит Иоанн (Маслов), «применять к жизни учеников наставления святых отцов, древних подвижников, сообразуясь с современными условиями».

Безотлагательность, своевременность исправления

Святые отцы учат, что человеку нельзя откладывать свое исправление. Продолжительность земной жизни сокрыта от людей, кончину человек может ожидать в любое время. Поэтому глинские старцы учат: «Начинай с сегодняшнего дня!», то есть не откладывай исправление себя, борьбу со своими недостатками.

Святитель Тихон Задонский пишет: «Нельзя медлить в грехе, но сразу же исправляться».

«Иное дело, — свидетельствует авва Дорофей, — вырвать с корнем малую былинку, потому что она легко исторгается, а иное — искоренить большое дерево».

Святитель Феофан Затворник пишет: «Приходит человеку мысль — переменить жизнь и стать лучше в своих делах и внутренних расположениях, но как много надо, чтобы она возобладала над душою! Большею частию такого рода благие помышления остаются бесплодными, не по своей, однако ж, вине, а по недолжному отношению к ним тех, чью душу посещают они.

Первая и главная в отношении к ним погрешность та, что их оставляют неисполненными, отлагают день ото дня. Отлагательство — общий недуг и первая причина неисправимости. Всякий говорит: «Еще успею», — и остается в старых порядках привычной недоброй жизни. Итак, пришла благая мысль исправиться—ухватись за нее, займись тем, чего ради она послана к тебе, и с сею целью прежде всего гони отлагательство.

Не позволь себе сказать: завтра или когда-нибудь после займусь этим, а сейчас же приступи к делу. Возьми в орудие себе здравое рассуждение и с помощию его:

а) живее вообрази неразумие, безобразие и опасность отлагательства. Говоришь: «после», но после будет труднее это сделать, потому что сам больше привыкнешь к греху и больше сделаются запутанными обстоятельства и связи твои греховные. Но какой смысл опутанному больше и больше себя опутывать и держать на уме, что и при этом после распутаться ему будет так же легко, как и теперь? Уж если сознаешь, таким оставаться тебе нельзя, каков ты теперь, что мешкаешь? Ведь можешь зайти за черту, из-за которой нет возврата.

б) Отлагаем оттого, что благая мысль, посетившая нас, стоит в нас еще только как мысль, еще не привлекла сочувствие, не движет желания. Она, среди других наших интересов, явилась, чуждая гостья, манит издали, действует не впечатлительно. Провести ее дальше в глубь души и указать ее цену и привлекательность — твое уже дело. Итак, поставь ее на первом плане, вообрази ее правоту, покажи радость и высоту, какие она обещает, уверь себя в легкости ее исполнения. Благая мысль действует слабо и не привлекает сердца оттого, что есть другие планы в голове, есть предметы интереснее. В сравнении с тем, что представляет благая мысль, ничто устоять не может; все отодвинется на задний далекий-далекий план. Указуемое благою мыслию останется одно и, как единственно ценное и прекрасное, привлечет.

в) Страдаем отлагательством наиболее оттого, что в эту пору позволяем ослабеть в себе энергии, поблажаем лености, вялости, сонливости, нерешительности и в мысли, и в деятельных силах; так можно взять себя и с этой стороны, поживее представив себе, как унизительно попускать это в обыкновенных делах, тем паче в самонужнейшем деле спасения, — что во всем должно оказывать себя живым и быстродеятельным, стыдно допускать противное, стыдно отлагать до завтра то, что можно и должно сделать сегодня.

Такими и подобными приемами гони отлагательство. Как кто сумеет это сделать, только сделай. Пришла благая мысль — уговори себя не отлагать исполнение ее, расположи и заставь себя сейчас же начать действовать по указанию ее. Кто отложил дело до следующих дней, тому сегодня нечего предлагать дальнейших советов».

Безотлагательность применительно к педагогической деятельности означает, что педагог должен стремиться:

- безотлагательно искоренять те недостатки, которые он видит в воспитанниках;

- побуждать воспитанников не откладывать на будущее свое исправление;

- учить бороться с леностью, вялостью и т.п. в мысли и в действии;

- не откладывать на завтра то, что можно и должно сделать сегодня.

Принцип природосообразности

В современной педагогике этот принцип трактуется как развитие свойств ребенка сообразно с его природными данными. Но православная педагогика ставит вопрос так: сообразно с какой природой человека? В ее естественном или неестественном состоянии? Педагогика, не признающая факта грехопадения первых людей и повреждения свойств человека в результате этого воспитывает ребенка, исходя из его поврежденного, неестественного состояния. «Великое несчастье, — свидетельствует святитель Игнатий Брянчанинов, — когда мы разовьем в себе свое падшее «я». В другом месте он пишет: «Весьма немногие сознают себя существами падшими... большинство смотрит на свое состояние падения как на состояние полного торжества, употребляет все усилия, чтобы упрочить, развить свое состояние падения».

Православная педагогика воспитывает человека сообразно с его естественным состоянием (таким, каким он был создан).

Педагог также должен учитывать принципы:

- доступности;

- наглядности;

- учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

- индивидуального подхода к учащимся;

- сообразности.

 

Педагогу необходимо соблюдать доступность материала для всякого ума и, по словам отца Иоанна (Маслова), «высокие истины приближать к пониманию своих слушателей».

Надо использовать простые образы, заимствуя их по возможности из находящейся перед глазами слушателей природы, окружающей обстановки.

Воспитатель должен сообразовывать свою деятельность с обстоятельствами места и времени, удалять все внешние и внутренние препятствия, которые мешают обучению.

Педагогу необходимо стараться находить нужное слово для каждого ученика, избегать односторонности, не оставлять ни одного вопроса учащихся без ответа,

Воспитатель должен сообразовываться с уровнем умственного и нравственного развития учеников.

Таковы содержание, основные положения и принципы православной педагогики.


Женщины-христианки могут иметь для себя великое утешение уже в одном том, что среди врагов и распинателей Христовых не было ни одной женщины. В семейной жизни верующая женщина творит великое дело. Она привлекает Божие благословение на свою семью, а христиански воспитывая своих детей, образует из них полезных членов общества и честных деятелей Родины.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 2
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011