На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Фомина Людмила Филипповна /Проректор Московской педагогической академии
Фомина Людмила Филипповна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: НА РАЗНЫХ ШИРОТАХ

В далеком сибирском городе

Предыдущая Следующая

Л.Ф. Фомина,

проректор Московской педагогической академии

 

22-23 ноября 2006 года в Красноярске состоялись региональные Глинские чтения, проводимые Московской педагогической академией. Они прошли по инициативе администрации города Красноярска. Открывал чтения В.В. Куимову заместитель главы города Красноярска, начальник Департамента социальной политики. С приветствием выступили представители Красноярского педагогического университета имени В.И. Астафьева и генеральный директор Культурно-исторического музейного комплекса города Красноярска МЛ. Шубский, который нас принимал в стенах этого комплекса.

В Красноярск представители Московской педагогической академии приехали, когда там установилась зимняя погода. Встреча была очень теплая, и уже с вечера мы включились в работу На чтения от Московской педагогической академии прибыли Л.М. Донченко — заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук; Л.Ф. Фомина — проректор Московской педагогической академии; В.Н. Криволапов —профессор, заведующий кафедрой русской литературы Курского педагогического университета, доктор филологических наук; В.И. Попков — доцент Мичуринского педагогического института, кандидат филологических наук, член Союза писателей России; Г.И. Егорова — заместитель директора радиостанции «Народное радио», учитель начальных классов.

В первый же день состоялся прямой эфир радиостанции «Эхо Москвы»: «круглый стол» по проблемам воспитания детей, взаимодействия Русской Православной Церкви и работников государственной системы образования.

Этот радиоэфир стал прекрасным прологом к Глинским чтениям в Красноярске. В ходе грамотно выстроенной беседы нам удалось рассказать и доказать очень многое. В.И. Попков кратко изложил историю Глинской пустыни, раскрыл значение того педагогического направления, которое зародилось в монастырских стенах. Думается, что и для ведущего, и для части слушателей здесь было немало открытий. Л.Ф. Фомина подчеркнула, что православная педагогика востребована в наше время именно потому, что дает практические рецепты воспитания: как вырастить детей нравственными, способными к послушанию, чтобы они сами стали достойными родителями, приносили пользу обществу. Святоотеческое наследие дает проверенные веками ответы на все эти животрепещущие вопросы. Л.Ф. Фомина напомнила слушателям, что не случайно за последние 15 лет на основе Глинских чтений возникло удивительное сообщество педагогов, ученых и общественных деятелей, которые основывают свою деятельность на святоотеческом наследии. Ведь Глинские чтения проходят сегодня во многих регионах России и собирают множество последователей! А тот факт, что данная педагогическая конференция приобрела статус международной, тоже говорит сам за себя: приезжают делегации из Белоруссии, Украины, Болгарии, Англии, Австралии. По признанию многих учителей, участие в данной конференции стало для них настоящим духовным переворотом.

Л.М. Донченко рассказала о том, какое значение имеет обучение основам христианской нравственности в процессе преподавания литературы: все классические произведения русской литературы посвящены проблемам духовно-нравственного совершенствования. Лидия Михайловна напомнила слушателям слова Стародума из комедии Фонвизина «Недоросль» («Имей сердце, имей душу, и будешь во все времена человек») и подчеркнула, что прежде всего надо воспитывать в детях веру. К тому же за время господства советской власти был разрушен понятийный аппарат педагогики, включавший ранее антропологический аспект, что затрудняет возможности анализа текстов. Восстанавливать понятийную базу помогает ряд пособий, в частности, книги схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», а также «Основы русской педагогики» Н.В. Маслова.

В.Н. Криволапов рассказал о своем опыте преподавания древнерусской литературы в высшей школе: здесь тоже невозможно обойтись без знания православной традиции, особенно житий святых, являющих собой живой пример для подражания.

Необходимо было напомнить радиослушателям и об актуальности формирования духовно-нравственного мировоззрения на всех уровнях общеобразовательного цикла, чтобы учащиеся могли получить целостное представление о нравственных христианских нормах. Ведь, как подчеркнула Л.Ф. Фомина, общество начинается со школы, которая должна давать не только «знания, умения, навыки», как это было в советское время, но и формировать нравственный идеал и целостное представление о мире.

Участникам эфира удалось убедить ведущего и, надеемся, и слушателей в том, что учитель сегодня — главный защитник Отечества, потому что формирует достойных граждан страны.

Всех участников очень сплотило это общее выступление на радио. Чувствовалась коллективная готовность полно ответить на вопрос, поставить все точки над L Получились мини-выступления, короткие, но очень значимые, завязался оживленный диалог с ведущим. В ходе дискуссии, по-видимому, удалось внести ясность во все обсуждаемые проблемы. Благодаря выступлению на радио участники Глинских чтений внутренне сосредоточились, почувствовали себя единым коллективом, окрепло сознание общей ответственности перед началом чтений.

Это были вторые Глинские чтения в Красноярске. Первые прошли годом раньше. Участники выразили благодарность устроителям, которые продумали вопросы, связанные с организацией чтений, с освещением их в прессе, на радио, в вузах города.

В зале, помимо методистов, преподавателей вузов, учителей школ, оказалось много студентов. Для нас было важно оказаться понятыми в молодежной аудитории.

Выступления были различными по своему содержанию

и характеру, отличались разнообразной подачей материала. Задача состояла в том, чтобы представить достаточно полно Глинскую педагогическую традицию и рассказать о Глинской пустыни как могучем центре духовного просвещения. Поскольку на чтениях шла речь об учебно-методических пособиях по духовно-нравственному воспитанию в системе образования, надо было дать достаточно полное представление об этих пособиях. Рассказано было о таких книгах схиархимандрита Иоанна (Маслова), как «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» и «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении», а также о новых пособиях и прежде всего об «Основах русской педагогики» Н.В. Маслова (эта книга получила грифы министерства образования и науки РФ как учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению «Педагогика» и по специальности «История»). Все представленные труды вызвали очень большой интерес среди преподавателей и студентов.

Делегация представила видеодоклады М.Н. Костиковой, советника Федерального агентства по образованию, и Т.А. Шевченко, учителя русского языка и литературы высшей категории. Были использованы видеофильмы, слайды, которые позволили сделать общение с аудиторией живым, наглядным.

Среди выступлений были и такие, которые имели практическую направленность, в них суммировался опыт учителей, использующих Глинское наследие в образовательном процессе — на уроках по предметам школьной программы, факультативах, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования детей.

В зале царила благожелательная атмосфера. Многие учителя и, что для нас особенно важно, наши коллеги из Красноярского государственного университета и Красноярского педагогического университета подходили к нам со словами благодарности за то, что такие чтения состоялись, с предложениями о сотрудничестве. В первый день выступали представительницы Красноярского государственного университета — О.В. Фельде, профессор, заведующая кафедрой общего языкознания, и ее коллега Белоусова, доцент кафедры общего языкознания. Темы их выступлений: «Русский язык как духовная ценность» и «Лексика религиозно-нравственной тематики в русском литературном языке и в языке художественной литературы». Ольга Викторовна поделилась своим открытием. Она выполняла лингвистическое исследование, и ей не хватало понятийного ряда для того, чтобы осмыслить явления нравственной жизни. Узнав здесь же, на чтениях, о книге «Симфония...», о том, как с ней сегодня работает учитель, о том, насколько широко в ней трактуются отдельные понятия, какие рубрики в ней представлены (так, например, понятию «человек» уделено только несколько строчек в современном словаре, а схиархимандрит Иоанн (Маслов) приводит 46 подрубрик толкования слова «человек»), и ознакомившись с этой книгой, Ольга Викторовна пришла к выводу, что «Симфония...» дает ей ключ к дальнейшей работе над исследованием.

Очень значимо, что специалисты Красноярского университета проявили интерес к трудам схиархимандрита Иоанна (Маслова) и хотели бы работать по ним, потому что они увидели в этих трудах, в частности, в «Симфонии...», огромный материал для исследования проблем современного русского языка. Таким образом, были приобретены новые сторонники и друзья.

Как видим, задача перед участниками чтений стояла непростая, надо было к тому же чутко реагировать на аудиторию и стараться отвечать ее запросам.

Конечно, в первую очередь на чтения пришли учителя, ориентированные на святоотеческую тематику, на ее использование в современном образовательном процессе. Поэтому их очень интересовало, как можно на практике использовать творения святых отцов. Выступление Л.М. Донченко и видеодоклад Т.А. Шевченко дали наглядное представление, как это можно сделать на уроке.

Святоотеческая тематика требует серьезной внутренней работы, глубокого духовного осмысления. Это большой труд души педагога. И если он к этой тематике прикоснется, то будет очень осторожно, по крупицам, пытаться вводить ее в материалы урока.

Чтения проходили два дня. Во второй день состоялась конференция, на которой преподаватели, аспиранты и студенты Красноярского педагогического университета поделились своими исследовательскими разработками.

По окончании заседаний и в первый и во второй день проходили дискуссии, обмен мнениями, это было очень плодотворное время. Аудитория не осталась равнодушной к проблематике, которая затрагивалась в докладах. В перерывах одни участники чтений приобретали книги, о которых узнали. Другие же, как оказалось, давно имели их у себя. Так, одна учительница из Красноярска сказала, что еще раньше приобрела «Симфонию...», но не знала, как к ней подступиться, как ее можно использовать на уроке, а теперь внутренне готова к работе с ней.

Со стороны Красноярской и Енисейской епархии Русской Православной Церкви в проведении чтений принимал участие главный инспектор епархиальных образовательных учреждений кандидат богословия протоиерей Геннадий Фаст, преподаватель кафедры культурологии Красноярского государственного педагогического университета. Отец Геннадий чутко реагировал на выступления и делал необходимые пояснения. Такое соработничество очень важно. По ходу чтений возникало много вопросов, связанных с духовной жизнью человека. Отец Геннадий на них подробно отвечал.

Подводя итоги, можно резюмировать, что живые рассказы о книгах схиархимандрита Иоанна (Маслова), научный анализ этих трудов принесли большую пользу. В выступлениях участников чтений говорилось о том, что дают его труды современной системе образования, какой духовно-нравственный потенциал они в себе содержат.

Отрадно, что в далеком сибирском университетском городе снова прошли Глинские чтения и что пополнилось сообщество педагогов, занимающихся духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения и считающих это своим долгом.

 


Учитель не есть какая-либо принадлежность школы, которая при ней предполагается; это есть самая сущность школы, и без учителя никакая школа немыслима: учитель должен быть создан для школы.

К.П.Победоносцев


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 27
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011