На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Ростовская Тамара Керимовна /доктор социологических наук, Начальник отдела департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Министерства образования и науки РФ
Ростовская Тамара Керимовна
доктор социологических наук
Начальник отдела департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Министерства образования и науки РФ

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

Семья —это ответственность

Предыдущая Следующая

Ростовская Тамара Керимовна,

доктор социологических наук

 

(Окончание. Начало см.: «Глинские чтения», март-апрель 2007 г.)

 

Сегодня мы публикуем вторую часть беседы начальника отдела департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты министерства образования и науки РФ, доктора социологических наук Тамары Керимовны Ростовской с ректором Московской педагогической академии, доктором экономики и финансов Еленой Олеговной Крыловой. Беседа состоялась накануне заседания коллегии министерства образования и науки Российской Федерации, на котором рассматривался проект концепции государственной политики в отношении молодой семьи.

- Тамара Керимовна, Ваша докторская диссертация связана с актуальными проблемами семьи?

- Да, тема моей работы — «Институционализация молодой семьи в современной России».

- Пожалуйста, расскажите о ней поподробнее, ведь научная основа важна в любом деле.

- Я доктор социологии, а социология граничит и с педагогикой. Преподаю в вузе, работала в школе. Считаю, что теорию надо сочетать с активной практикой. Моя базовая специальность — биолог с правом преподавания химии. Биология дает знания о закономерностях развития живой природы, а социология изучает принципы развития общества. В своей докторской диссертации я старалась показать, что сегодня молодая семья, очень нуждающаяся в государственной поддержке, должна иметь особый статус. После утверждения членами коллегии министерства образования и науки проекта нашей концепции должен быть разработан ряд нормативных документов, подзаконных актов, законопроектов, обеспечивающих решение этого вопроса.

Например, необходимо издание такого подзаконного акта, как постановление правительства о государственной поддержке молодой семьи. О важности работы в этом направлении говорил в своем выступлении Президент В.В. Путин, призвавший усилить пропаганду семейных ценностей и особо выделивший само понятие молодой семьи. Кстати, перед выступлением Владимира Владимировича его администрация запросила социологические данные по вопросам семьи и брака именно в нашем департаменте, потому что мы накопили в этой области огромный опыт. А после того, как сам Президент привлек внимание к важным для нас вопросам, появился дополнительный импульс к их решению.

- В беседе мы упомянули книгу доктора педагогических наук Н. В. Маслова «Основы русской педагогики», которой министерство образования и науки недавно присвоило грифы учебного пособия. В ней говорится о трех субъектах воспитания — семье, государстве и Церкви, которые традиционно существовали в России. В книге подчеркивается, что очень важно обеспечить их взаимодействие. Вы сказали, что министерство образования и науки сотрудничает с Русской Православной Церковью в решении проблем воспитания. А что можно сделать в плане взаимоотношений семьи и школы? Совершенно справедливо, что многое закладывается в семье, что нужно сформировать правильный семейный климат. Какое влияние на отношения в семье может оказать школа?

- Многое зависит от классного руководителя. Нужно восстановить его прежнюю роль. Он должен знать свой класс, общаться с учениками, пользоваться у них доверием. От учителя вообще очень многое зависит. Когда я училась в школе, русский язык и литературу нам преподавала замечательная учительница. Помню, как мы изучали «Евгения Онегина», какое сильное впечатление оставалось от ее уроков. На примерах из классической литературы она формировала у нас высокие идеалы. Но когда «Евгения Онегина» начала изучать моя дочь, я увидела совсем другое отношение к этому произведению, насмешливое отношение к Татьяне Лариной, к другим героям романа Пушкина.

- Наверное, дело не только в том, что сейчас другое время, но и в том, как преподается предмет. Ведь и раньше были разные учителя.

- Конечно. Все зависит от того, что вкладывает преподаватель в души учащихся, от того, кто преподает и как преподает.

- Очевидно, нужно больше заниматься подготовкой самих учителей.

- Разумеется. Хочу сказать, что в проекте нашей концепции мы заложили в качестве одного из приоритетных направлений подготовку специалистов по работе с молодой семьей. Может быть, нам стоит вместе с вами провести семинар для преподавателей, на котором рассказать, что предпринимает министерство образования и науки, какие нормативные документы у нас разрабатываются для обеспечения новых возможностей педагогической деятельности. Ведь тогда учителя будут чувствовать себя увереннее в деле духовно-нравственного воспитания и яснее понимать, что идут правильным путем.

- Скажите, пожалуйста, не нужно ли сейчас отдельно поднять вопрос о девическом воспитании? Ведь раньше в России была такая традиция, существовали даже учебники по девическому воспитанию.

- Думаю, это все непременно должно быть. Надо привлечь психологов, священников, социальных педагогов, врачей. Сегодня необходимо говорить о чистоте, о целомудрии — ведь это те слова, которые мы забыли. Нужно стараться объединить вашу и нашу аудитории. Однажды мне довелось выступать на «круглом столе» после священника, и я старалась убедить слушателей, что чиновник министерства не является оппонентом батюшки, что мы с Церковью движемся в одном направлении. Так давайте вместе говорить об одном и том же, слышать друг друга, помогать друг другу. Предлагаю проводить совместные семинары и приглашать туда школьников, студентов, преподавателей.

У нас замечательная молодежь, она не виновата в том, что ее сориентировали на карьеру, на суетный успех и забыли напомнить о ценности счастливой семейной жизни. Мы как раз и хотим об этом напомнить. Материнство — это путь женщины к счастью. Количество зарегистрированных браков должно увеличиться, количество разводов — уменьшиться.

- Вы думаете, это так быстро произойдет?

- Мы бы этого очень хотели. Надо сказать и о позитивном опыте по пропаганде семейных ценностей при помощи региональных фестивалей. В Кировской области, например, проходит традиционный фестиваль династий: собираются дедушки, бабушки, родители, дети, внуки. Все в народных костюмах, они готовят свои программы. Бывает трогательно до слез. В Ленинградской области прошел фестиваль, посвященный трудовым династиям. Выступала невестка и с любовью говорила о свекре и свекрови как о больших тружениках. Словом, положительный опыт у нас есть, надо его пропагандировать и прежде всего с помощью телевидения.

- Вы упомянули об одиноких людях. Но вот еще одна проблема, которой раньше не было в России, — брошеные дети. Что Вы об этом думаете?

- Брошеные дети, к сожалению, есть. Если мы проследим историю этого явления, то увидим, что детей бросают в основном женщины из неблагополучных семей, которые сами были обделены лаской, вниманием, подверглись жестокому обращению. Мы должны работать с девушками из этих социальных групп, с девушками, которые сегодня находятся в интернатах и детских домах, чтобы готовить их к полноценному материнству.

- С другой стороны, сейчас многих детей берут в семьи.

- Да, это радует. В Пензенской области, например, наблюдается бум усыновления. Многодетность вовсе не связана с материальным достатком. Важны жизненные установки и ценности. Я — счастливая женщина, у меня двое замечательных детей. Делать карьеру я начала только после 35 лет, когда дети выросли. И я всегда говорю, что карьера для женщины — не главное. Думаю, женщина может успеть многое, если не будет гнаться за сиюминутным успехом, а будет стремиться воспитать нравственных, благополучных граждан, которых не стыдно отдавать обществу, Родине.

 


Прогресс, отрицающий Бога и Христа, в конце концов, становится регрессом; цивилизация завершается одичанием; свобода—деспотизмом и рабством. Совлекши с себя образ Божий, человек неминуемо совлечет — уже совлекает — с себя и образ человеческий и возревнует об образе зверином.

И.С.Аксаков


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 33
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011