На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал "Глинские чтения" : май-июнь 2007 г. К оглавлению
Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: ГОСУДАРСТВО И НРАВСТВЕННОСТЬ

Время «воспитывать воспитателей»

Предыдущая Следующая

21-22 мая в паломническом центре «Коренная» около Курской Коренной пустыни проходили два «круглых стола» по темам: «Журналистика за нравственное общество» и «Приоритетный национальный проект «Образование»: ход реализации, информационное обеспечение».

Оба этих «круглых стола» были организованы аппаратом полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко совместно с Фондом святого благоверного князя Александра Невского во главе с его президентом Н.В. Масловым и Московской педагогической академией.

В «круглых столах» приняли участие представители министерства образования и науки Российской Федерации; администраций субъектов федерации, входящих в состав Центрального федерального округа, курирующие вопросы образования; руководители подразделений регионов ЦФО, обеспечивающих взаимодействие со СМИ; представители региональных изданий; независимые эксперты. В президиуме находились: начальник департамента по взаимодействию со СМИ аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЦАО В.А. Александров, президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского Н.В. Маслов, начальник отдела государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства образования и науки РФ Е.Л. Низиенко, помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Г. Громов.

По словам президента Фонда святого благоверного князя Александра Невского Николая Васильевича Маслова, проведение этих «круглых столов» — событие знаковое.

Впервые собрались министры печати всех областей, входящих в Центральный федеральный округ, и представители администраций, курирующие вопросы образования, чтобы вместе обсудить проблемы нравственного воспитания в школе и проблемы нравственности в журналистике. Стало быть, как отметил Н.В. Маслов, в массовом сознании произошли значительные изменения.

В первый день, 21 мая, прошел «круглый стол» «Журналистика за нравственное общество». Его участники отметили, что для формирования облика новой России, страны с развитым гражданским обществом и конкурентоспособной экономикой, необходимо учитывать социальный запрос на воспитание духовно и нравственно развитой, деятельной личности.

Как отметил в ходе «круглого стола» Н.В. Маслов, для многих журналистика стала просто хорошим бизнесом. Не случайно, по данным социологов, две трети граждан выступают за восстановление государственной цензуры.

В ходе «круглого стола» его участниками была принята резолюция, в которой говорится о необходимости реформирования системы СМИ, приведения ее в соответствие с нравственными потребностями общества. Резолюция содержит ряд радикальных постановлений, направленных на изменение существующей ситуации.

Во-первых, была отмечена необходимость воссоздания полноценной подсистемы государственных СМИ, поскольку таким образом можно обеспечить единство информационного поля и реализовать право граждан на получение объективной и достоверной информации. По мнению участников «круглого стола», государственные СМИ прежде всего должны возложить на себя задачу воспитания и просвещения молодежи.

Во-вторых, в резолюции подчеркнуто, что главным направлением необходимо сделать организацию общественных СМИ. Ведущую роль здесь призваны сыграть российские неправительственные (некоммерческие) организации, ориентированные на развитие научного и духовного потенциала страны. Это возможно при соответствующей поддержке федеральных и региональных органов власти.

В-третьих, сказано о необходимости решать проблему переподготовки кадров журналистов. Финансирование этой сферы из-за рубежа себя не оправдало. Переподготовка, по мнению участников «круглого стола», должна заключаться не только в повышении профессионального мастерства, но и в формировании активной гражданской позиции, воспитании патриотизма, приобщении журналистов к духовно-нравственным ценностям народа. Н.В. Маслов отметил в ходе заседания, что проблема еще и в том, что многие журналисты перестали красиво, талантливо писать о хорошем. На «круглом столе» говорилось о том, что нужно научить журналистов (особенно молодых) так писать о позитивном и светлом, чтобы это было интересно.

В четвертом пункте резолюции выдвигается требование приведения российского законодательства о СМИ (в аспекте защиты норм нравственности и морали) в соответствие с нормами международного права (Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод, Европейская Конвенция о трансграничном телевидении). С этим положением неразрывно связан и последний, пятый, пункт принятой резолюции, где отмечается необходимость общественного контроля за СМИ. Как показывает мировой опыт, эффективным средством общественного контроля являются наблюдательные советы. Их задача — защищать граждан, общество и государство от злоупотреблений свободой словавСМИи одновременно — журналистику от злоупотреблений органов власти. Наблюдательные советы необходимо создавать на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и формировать по принципу суда присяжных. Общественная организация «Народный контроль» еще в этом году приступит к повсеместному созданию этих советов, в которые будут приглашены педагоги, религиозные деятели, врачи, ученые — в каждом регионе тридцать-сорок человек. Решения наблюдательных советов являются обязательными в случае их принятия квалифицированным большинством, это средство защиты общественной нравственности, национальных духовных ценностей.

Обсуждение и поддержка этого пункта резолюции оказались самыми горячими. По мнению Н.В. Маслова, наблюдательные советы должны собирать сведения о СМИ, разлагающих нравы, выносить на всеобщее обозрение фамилии главного редактора, редакторов, журналистов, ответственных за недостатки содержания. Все эти заключения покажут, что общество уже не хочет слушать, видеть и читать неподобающие материалы. Ведь масштаб искажения фактов иногда достигает уровня преступления.

На «круглом столе» по СМИ Н.В. Масловым было предложено ввести «кодекс чести журналиста», сделать так, чтобы внутри журналистской среды не подавали руку тому автору, который сознательно лжет в своих статьях или репортажах, например, пишет о живом человеке, что он умер.

Участники «круглого стола» «Приоритетный национальный проект «Образование»: ход реализации, информационное обеспечение», проходившего 22 мая, также отметили, что основой формирования облика новой России должна стать высокая нравственность. Важным условием успешности образовательного процесса является прежде всего высокая нравственность учителя, поэтому в резолюционном документе насущной задачей образования было названо «воспитание самих воспитателей». Центральным стал доклад начальника отдела государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования министерства образования и науки РФ Е.Л. Низиенко «О ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Российской Федерации в целом».

Был заслушан также доклад заместителя начальника управления образования и науки Белгородской области С.Н. Калашниковой, посвященный выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в рамках регионального и школьного компонента образования в Белгородской области. В этом регионе в течение ряда лет создается целостная система работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. Были отмечены позитивные результаты по восстановлению духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителей русской культуры — жителей Белгородской области.

Представители Московской педагогической академии ректор Е.О. Крылова, проректор Л.Ф. Фомина, заслуженный учитель России Л.М. Донченко рассказали о теоретическом и практическом опыте работы в сфере духовно-нравственного воспитания. Важный вклад в дискуссию внесло сообщение Е.О. Крыловой «Отечественные традиции воспитания», посвященное использованию святоотеческого наследия в педагогике.

В ходе заседания было предложено создание общенациональной программы духовно-нравственного воспитания граждан России. Была подчеркнута также важность учета уровня духовно-нравственного воспитания при определении качества образования в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Участники «круглого стола» были единодушны в том, что пришла пора оценивать работу педагога и школы не только по количеству пятерок и четверок в аттестате, а по тому, каким человек выходит из школы по уровню нравственности и духовности. В качестве примера был приведен опыт Белгорода, где разработали систему критериев, по которым можно оценить воспитательную деятельность педагога школы или вуза. Сами учителя осознали, что в национальных проектах должны быть не только голые цифры, говорящие о количестве компьютеров и размере заработной платы: важно, чтобы в основе национального проекта по образованию лежал духовно-нравственный аспект формирования личности.

В резолюции отражено также предложение распространять и пропагандировать опыт регионов, реализующих достойные программы по данному направлению. По мнению Н.В. Маслова, сегодня школы в небольших городах и в деревнях стали центрами не только образования, но и воспитания, культуры и порядка.

В резолюции предлагается развивать различные формы духовно-нравственного воспитания в процессе повышения квалификации педагогических и руководящих работников в системе образования. Для этого необходимо в соответствующих документах органов образования субъектов Российской Федерации предусматривать меры по поддержке различных организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющего целевое повышение квалификации специальных педагогических кадров. Поступило также предложение инициировать создание образовательных центров по данным проблемам для осуществления методического обеспечения образовательного процесса. В качестве позитивного примера здесь была приведена деятельность Московской педагогической академии, активно занимающейся повышением квалификации педагогов в деле формирования духовно-нравственного мировоззрения на всех предметах общеобразовательного цикла.

Две принятые в ходе «круглого стола» резолюции будут рассматриваться на совете губернаторов, пойдут и в другие округа.

По словам Н.В. Маслова, все участники прошедшего мероприятия восприняли важность этой инициативы, осознав, насколько велики потери в обществе из-за отсутствия духовно-нравственного воспитания. Однако если такое воспитание вернуть в школы на должном уровне, то образовательное учреждение станет субъектом, отвечающим и за нравственное состояние общества, и за качество жизни.

Возвращение к идее духовно-нравственного воспитания даст толчок возрождению традиций отечественного образования, укреплению дисциплины, и от этого выиграют все.

 


Русской земле была чужда идея какой-бы то ни было отвлеченной правды, не истекающей изправды христианской, или идея правды, противоречащая чувству любви.

А.С. Хомяков


Источник:      Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Н.В. Маслов: Единый и цельный путь к совершенству
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Тайны жизни и смерти
Педагогические вести
Время «воспитывать воспитателей»
Резолюции «круглых столов»
С.Н. Калашникова: Создается целостная система воспитания
Л.Ф. Фомина: В далеком сибирском городе
Обмен опытом с владимирскими педагогами
Ростовская Т.К.: Семья —это ответственность
Е.Л. Столярова,: В центре внимания областной администрации
Т. А. Шевченко: Каких людей называют высоконравственными?
Т.Н. Богачева,: Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» на уроках литературы в 10 классе
Л.М. Донченко: «Быть патриотом России!»
Т.Н. Богачева,: Ответственность за воспитание детей
Миниатюры из букваря Тихомировых
Счастье
Нет веры без знания, нет знания без веры
Святитель Феофан Затворник: Программа воспитания
Н.В.Маслов: Методы старческого руководства в деятельности схиархимандрита Иоанна (Маслова)
В. Карпец: Верные сыны России
Н.В. Гоголь: О русском языке
Н.В. Гоголь: Чем может быть жена для мужа в простом домашнем быту, при нынешнем порядке вещей в России
В.И.Даль: Детская стряпня
Д. Мамин-Сибиряк: Кусочек хлеба
В.А.Солоухин: «Явилась Она около родничка»
В.А.Солоухин: «Один будет губить, а другой будет спасать»
В.А.Солоухин: «Ну что там?»
И.А. Крылов: Лисица и сурок


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" май-июнь 2007 г.
стр. 16
05.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011