На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Борис (Холчев) /Архимандрит
Борис (Холчев)
Архимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Годичный круг

ЧТО В НАШЕМ СЕРДЦЕ?

Предыдущая Следующая

 

Архимандрит Борис (Холчев)

 

Слово в Неделю по Просвещении

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Настоящее воскресенье, братие, имеет особое название: оно называется воскресеньем по Крещении или, по-славянски, Неделей по Просвещении.

В это воскресенье не только воспевают тропарь и кондак праздника Крещения, не только за всенощной поются стихиры Крещения и читается канон праздника, но, кроме того, положены особые Евангельское и Апостольское чтения. Сегодня мы слышали Апостольское чтение, взятое из Послания апостола Павла к Ефесянам. В этом чтении открывается истина, которую многие не знают и не учитывают в своей духовной жизни.

Вы, братие, знаете, что, когда над человеком совершается Таинство Крещения, ему дается возможность и способность жить особой жизнью — жизнью внутренней, духовной, быть причастником Божественного естества. Все, кто был крещен, получили эту способность. Но многие из нас не представляют себе точно эту новую, полученную ими в Таинстве Крещения жизнь духовную и, не имея о ней ясного и точного представления, не могут проявлять и должной заботы об этой жизни. И вот, братие, в сегодняшнем чтении апостол Павел раскрывает нам, что духовная жизнь имеет свои духовные ступени, в духовной жизни человек может возрастать.

Человек в духовной жизни может быть младенцем, может быть и мужем совершенным. Эту мысль апостола Павла дополняет в своем Первом Послании апостол Иоанн Богослов. Он также свидетельствует, что духовная жизнь имеет свои ступени роста. Он обращается к христианам и говорит, что одни из них в своей духовной жизни — отроки, другие — юноши, а третьи — отцы. Так что, братие, подобно тому, как физически, телесно человек растет (вначале бывает младенцем, потом отроком, затем юношей и, наконец, становится совершенным мужем), точно так же и в духовной жизни имеются ступени возрастания. В начале духовной жизни человек стоит на одной ступени роста, потом переходит на другую и т. д.

Чтобы сделать это понятным, я вам приведу такой пример. Одним из главных признаков духовной жизни является вера, а вера бывает разной. Сначала вера является доверием к тем истинам, которые разделяют другие. Человек верит, потому что доверяет Священному Писанию, доверяет Святой Церкви, доверяет авторитетным для него лицам. По мере того, как человек утверждается в духовной жизни, вера переходит уже на другую ступень: она становится не доверием, а знанием.

Один из замечательных подвижников XIX —начала XX века отец Иоанн Кронштадтский пишет в своем дневнике, что когда он был молодым человеком, он верил в Бога, верил в существование диавола, а когда стал уже мужем совершенным и старцем, он не только верит в Бога, не только верит в существование темных сил, но больше чем верит, он знает. Он пишет: «В своем жизненном опыте я знал, я испытывал и действие благодати Божией, и тлетворное действие темных духов». Так что вера на низшей ступени является доверием, а на высшей — уже знанием, она возрастает.

Или возьмите другую способность человека — волю. Когда человек начинает духовную жизнь, он испытывает борение, на его волю нападают страсти, живущие в его сердце, нападают злые духи, его волю принуждают злые люди. Человек часто проявляет слабость воли и порабощается страстями, злыми духами, порабощается окружающими его людьми. Когда человек возрастает духовно, его воля становится сильной, и он получает способность сопротивляться и страстям, и злым духам, и порочным людям. Он приобретает силу воли. Так что, видите, и воля может иметь несколько ступеней роста, может возрастать.

Возьмите и другие способности человека: сердце человека, способность чувствовать. Когда человек начинает духовную жизнь, то в его сердце преобладают животные чувствования, земные чувства, а чувства духовные являются как бы в виде зачатка. Часто бывает, что животные и земные чувства, как плевелы, как сорная трава, заглушают эти зачатки высших небесных чувств. Когда человек возрастает, переходит на высшую ступень духовного роста, духовные чувства являются уже окрепшими, пустившими корни, и не плевелы их заглушают, а, наоборот, высшие духовные чувства заглушают и искореняют плевелы.

Вот вам пример, как можно духовно возрастать, восходить от одной ступени к другой.

Некоторые люди думают, что духовная жизнь христианина всегда остается на одном уровне: человек имеет определенные нравственные правила — и этим дело ограничивается. А в сегодняшнем Апостольском чтении говорится иное: нет, духовный человек растет, восходит от одной ступени к другой — высшей, идеальной ступени, которая является возрастом мужа совершенного или мерой возраста Христова. Человеческое естество Христа Спасителя является для нас, людей, идеальной ступенью роста, к которой мы должны стремиться.

Как же, братие, совершается этот духовный рост?

Если мы обратимся к тому, как совершается рост физических организмов — растений, животных, — то увидим, что здесь действуют два фактора, два условия. Для роста физического организма необходима определенная среда: необходим свет, необходимо тепло, а, кроме того, и активность самого организма, необходима способность его усваивать и свет, и воду, и питание. Если организм поврежден и не может усваивать свет, тепло, питание, он разрушается и не может возрастать. Так что, с одной стороны, необходимы условия среды, а с другой — активность самого организма. Аналогично и в духовной жизни: необходима, с одной стороны, соответствующая среда, а с другой — активность человека.

Какая же среда необходима для того, чтобы человек рос духовно? Такой средой является Церковь. Человек может расти духовно только в Церкви. Как физический организм не может жить без солнца, воздуха и питания, так и человек не может расти духовно без Церкви. Вне Церкви человек может только тянуться к духовной жизни, может иметь только влечение к ней, но жить духовной жизнью, возрастать духовно он может только в Церкви.

Прежде всего Церковь хранит великое сокровище — это слово Божие. Слово Божие является необходимым условием для духовного роста, духовного возрастания человека.

Церковь хранит двухтысячелетий нравственный опыт. Она существовала при разных политических строях, при разных экономических системах и хранит громадный опыт. Каждый христианин может найти в Церкви не только нравственные нормы для жизни, но и живые примеры праведной жизни на любом общественном поприще.

Наконец, в Церкви имеются Таинства, богослужение и прочие священнодействия. Человеку дается сила возрастать, восходить от ступени к ступени.

Вот, братие, какое значение имеет Церковь как среда для духовного возрастания. Но, кроме того, нужна и забота самого человека. Каждый христианин должен заботиться о том, чтобы просвещать свой ум словом Божиим, чтобы в своей жизни руководствоваться нравственным опытом, хранимым в Церкви, чтобы открыть свою душу действию благодати Святого Духа.

Вот, братие, какую истину нам открывает апостол Павел. Он как бы говорит: не думайте, что христианин может стоять на одном месте, на одном уровне. Нет, христианин или идет вперед, духовно растет, или, наоборот, идет назад, деградирует. Стояния на одном месте не может быть. Кто не идет вперед, тот неизбежно скатывается по наклонной плоскости в бездну, в омут, в болото животной жизни. Поэтому апостол Павел призывает нас, христиан, чтобы мы заботились о своем духовном росте, чтобы мы проверяли себя: растем ли мы духовно? Наша вера крепнет или, может быть, слабеет? Наша воля становится сильной или, может быть, она порабощена, и рабство это увеличивается? Что в нашем сердце? Что в нем господствует: духовные чувства или чувства животные? Мы должны проверить себя, растем ли мы духовно, и позаботиться о своем духовном росте. Такая забота является главной сущностью каждого христианина.

Если христианин живет теплохладно, если он не заботится о своем возрастании, он не живет настоящей христианской жизнью.

Будем, братие, послушны этому свидетельству и зову апостола Павла. Кто еще не начал заботиться о своем духовном росте, пусть с сегодняшнего дня начнет о нем заботиться, начнет пользоваться той средой, которая, по милости Божией, дана ему Святой Церковью. Пусть начнет заботиться о том, чтобы словом Божиим просвещать свою душу, руководствоваться нравственным опытом, хранимым в Церкви, чтобы измениться силой благодатной, присущей в святых Таинствах Церкви. Таким образом он будет возрастать духовно, и рост этот не прекратится и тогда, когда человек перейдет в другую жизнь. И там человек будет продолжать возрастать духовно и все время приближаться к Живому Богу, прославляемому во Отце и Сыне и Святом Духе. Аминь.

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
ОБРАЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ
Новости
Поздравления
Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин): «СОЛНЦЕ ПРАВДЫ ОЗАРИЛО ЗЕМЛЮ»
Архимандрит Борис (Холчев): ЧТО В НАШЕМ СЕРДЦЕ?
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ
Н.В.Маслов: ВРОДЕ БЫ КОРОТКАЯ ФРАЗА...
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Архиепископ Бориспольский Антоний: С ЧУВСТВОМ БРАТСКОГО ЕДИНСТВА
Игумен Мефодий (Илюточкин), Я.С. Алексеенко: НАШ ПРИХОД - СЕЛЬСКИЙ
Игумен Георгий (Хлебников), В.М. Вальков: «НЕ ПРОСТО ТАК СЕЙЧАС МОНАСТЫРИ ОТКРЫВАЮТСЯ...»
А.Н. Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
ЧАСТИЧКА СВЯТОЙ РУСИ
«БЛАГОДАРИТЬ НАДО НЕ МЕНЯ...»
Архимандрит Софроний (Сахаров): «ПОЙТЕ ВО СМИРЕНИИ И ЛЮБВИ»
Святитель Григорий Богослов: ТРУДИСЬ НАД ОЧИЩЕНЬЕМ ЖИЗНИ СВЯТО
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2009 г.
стр. 19
01.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011