На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Русский инок»: январь 2009 г. К оглавлению
Автор публикации:
Георгий (Хлебников)
Игумен
Настоятель Спасо-Преображенского Гуслицкого монастыря

Работы этого автора

Вальков Вячеслав Михайлович /Главный редактор журнала "Русский инок"
Вальков Вячеслав Михайлович
Главный редактор журнала "Русский инок"

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Обители XXI века

«НЕ ПРОСТО ТАК СЕЙЧАС МОНАСТЫРИ ОТКРЫВАЮТСЯ...»

Предыдущая Следующая

 

Сбиться с дороги не даст цветной щит с фотографией собора и колокольни. Огромная белая стрела указывает направление движения. Поверх — надпись крупным шрифтом: «Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь. Основан митрополитом Филаретом в 1858 году». Гуслицким монастырь именуется по историческому названию местности (Гуслицы), в которой он находится. Обитель расположена на окраине города Куровское Орехово-Зуевского района Московской области. В 2008 году Гуслицкий мужской монастырь отметил 150-летие со дня основания. О том, как прошел в обители юбилейный год и чем она живет сегодня, рассказывает настоятель монастыря игумен Георгий (Хлебников).

 

— Юбилейный год был для нас довольно напряженным, — говорит отец Георгий. — В честь юбилея мы решили подготовить к освящению Преображенский собор — главный храм монастыря. Собор за свою историю освящался несколько раз: первый раз — когда его построили, второй раз — когда его расписали в начале XX века, и, наконец, в третий раз его освятил летом прошлого года, на Преображение Господне, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Было очень много сложностей. Старые росписи частично сохранились, но штукатурка настолько отслоилась от стенки, что весь собор пришлось расписывать заново. Площадь храма — 4600 квадратных метров. Объем работы — огромный. Иконописцы выполнили ее за девять месяцев. Работали днем и ночью. Буквально за неделю до освящения закончили расписывать храм, сняли леса. С Божией помощью уложились в сроки. Слава Богу, успели расписать собор до начала экономического кризиса.

Конечно, осталась масса проблем, которые нужно решать. Но теперь мы служим в освященном соборе. На очереди — восстановление трапезного храма Воскресения Христова.

Те задачи, которые ставились перед Гуслицким монастырем 150 лет назад, для нас сегодня уже не являются актуальными. Монастырь устраивался как миссионерский в местности, где преобладало старообрядческое население. Теперь ситуация другая. Старообрядцев осталось мало.

Теперь мы находимся в окружении не старообрядцев, а в окружении бездуховности.

Задачи наши, таким образом, изменились. Они по-прежнему остаются сложными. Как и раньше, это миссионерство, как и раньше, просвещение, только теперь просвещение людей, далеких от Православия.

Еще до революции деятельность монастыря начала принимать несколько иной характер. Об этом говорит, например, тот факт, что предпоследний настоятель обители — игумен Исаакий — был одновременно и духовником сестер Покровско-Васильевского Павлово-Посадского монастыря.

Что касается наших теперешних забот, то должен сказать: стройка, — конечно, дело хорошее и нужное, но перед нами стоит более важная задача — наладить полноценную жизнь монастыря при нашей вопиющей малочисленности. В Гуслицкой обители сегодня только два монаха.

Монастырскому собору приходится выполнять задачи приходского храма. Мы духовно окормляем жителей города Куровское, поселка Давыдово и еще 13 деревень. В Давыдове нет ни одного православного храма, есть только старообрядческий; в Куров-ском, помимо нашего собора, действует еще одна церковь, но она — единоверческая. Служба там совершается по старому обряду. Таким образом, приход нашего храма охватывает территорию радиусом в 15 километров.

 

Отец Георгий, насколько я знаю, Вы занимаетесь изучением истории Гуслицкого монастыря.

— Одно время занимался. Изучал архивные документы. Вместе с архивариусом монастыря мы выпустили книгу по истории Гуслицкой обители. Как такового единого фонда монастыря не существует. Документы обители разбросаны по разным архивам. Тем не менее удалось обнаружить немало интересных материалов.

Примечательный факт: после смерти первого настоятеля Гуслицкой обители схиигумена Парфения (Агеева) — а он скончался в Троице-Сергиевой Лавре, — осталось завещание, по которому отец Парфений все свои наличные деньги — три тысячи рублей, что составляло по тем временам очень большую сумму, библиотеку и личные вещи целиком и полностью отдавал Гуслицкому монастырю, хотя в прошлом его отношения с братией обители складывались непросто.

При основании монастыря большую помощь схиигумену Парфению оказал святой праведный Василий Грязнов Павлово-Посадский. Он был другом первого настоятеля, находился с ним в тесном духовном общении и вместе с отцом Парфением приезжал в Гуслицкую обитель.

Заслуживает внимания фигура предпоследнего настоятеля монастыря перед его закрытием большевиками — архимандрита Исаакия. Он, по-видимому, был одним из первых насельников обители и прожил в ней почти всю свою жизнь. До назначения на должность настоятеля отец Исаакий выполнял различные послушания — был духовником, казначеем, начальником подворья. В период его настоятельства построена монастырская колокольня. Отец Исаакий видел славу монастыря, но под конец жизни ему пришлось наблюдать и разграбление обители безбожниками.

Когда монастырь закрывали, настоятелем был игумен Сергий. Он до последнего вел дела обители, пытался что-то изменить, пока его не выставили из монастыря.

 

Сколько лет Вы прослужили в Гуслицком монастыре?

— В монастыре я с момента возрождения обители, то есть с 1998 года. Здесь хотели открыть единоверческую церковь, но потом единоверцам предоставили место в центре города. Построили им новый храм. А здесь была зарегистрирована православная община. С 1994 года на территории монастыря действовал приходской храм. Я был его настоятелем. Никто не предполагал, что здесь будет монастырь.

В год 140-летия обители Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о ее возобновлении и назначил меня на должность настоятеля монастыря.

Стоял вопрос: восстанавливать Преображенский собор или о нем забыть? Служба поначалу шла в маленькой Воскресенской церкви. В 2001 году владыка Ювеналий решил, что собор надо восстанавливать.

 

— Еще один вопрос личного характера: как получилось, что Вы стали монахом и поступили в монастырь?

— Принять постриг — это было мое желание с юности. Родом я из Ногинска (в прошлом — Богородска). После пострига состоял в братии Екатерининской пустыни под Москвой, служил в Казанской церкви села Иванисово Ногинского района, в Тихвинском храме Ногинска.

Прямых доказательств нет, но можно предполагать, что священномученик Константин Богородский, мощи которого покоятся в Богоявленском соборе Ногинска, был связан с жизнью Гуслицкой обители. Он сам — выходец из старообрядцев, пришел в Православную Церковь в сознательном возрасте. Я часто обращаюсь к священномученику Константину за молитвенной помощью. Многие значительные события в моей жизни связаны с днями его памяти.

 

Были ли среди насельников Гуслицкого монастыря новомученики?

— Были. Это священномученики Иоасаф, Петр и Серафим. Все они расстреляны на Бутовском полигоне.

 

На территории обители по-прежнему находится областной психоневрологический интернат. Как строятся взаимоотношения монастыря с обитателями и администрацией интерната?

— В истории наших взаимоотношений были разные периоды. В интернате проживают до 800 больных. Здесь содержат людей с отклонениями, которые не позволяют им жить в обычных условиях. Но ведь это тоже чада Божий. Они приходят в обитель на службы, исповедуются, причащаются.

Конечно, хотелось бы, чтобы вся территория монастыря была возвращена обители. Но это не повод для конфликтов. Сейчас у нас период сотрудничества. С сотрудниками и дирекцией установились деловые отношения. Мы регулярно бываем в интернате, исповедуем, причащаем больных. Жизнь у этих людей сложная. Но они находят свои радости. Мы стараемся не оставлять их нашими заботами.

 

Беседовал В.М. Вальков

 


Источник:      Журнал "Русский инок" январь 2009 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
ОБРАЩЕНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Н.В.Маслов: ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, ПОДРАЖАЙТЕ ВЕРЕ ИХ
Новости
Поздравления
Схиархимандрит Серафим (Тяпочкин): «СОЛНЦЕ ПРАВДЫ ОЗАРИЛО ЗЕМЛЮ»
Архимандрит Борис (Холчев): ЧТО В НАШЕМ СЕРДЦЕ?
Святитель Игнатий (Брянчанинов): О ТЕРПЕНИИ СКОРБЕЙ
Н.В.Маслов: ВРОДЕ БЫ КОРОТКАЯ ФРАЗА...
Преподобный Исаия Отшельник: Выписки
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): КАК ГОВОРИЛИ О БОГЕ, ВЕРЕ, О БИБЛИИ ЛЮДИ УЧЕНЫЕ
Архиепископ Бориспольский Антоний: С ЧУВСТВОМ БРАТСКОГО ЕДИНСТВА
Игумен Мефодий (Илюточкин), Я.С. Алексеенко: НАШ ПРИХОД - СЕЛЬСКИЙ
Игумен Георгий (Хлебников), В.М. Вальков: «НЕ ПРОСТО ТАК СЕЙЧАС МОНАСТЫРИ ОТКРЫВАЮТСЯ...»
А.Н. Панин: НА КРУТОМ БЕРЕГУ ВОРИ
ЧАСТИЧКА СВЯТОЙ РУСИ
«БЛАГОДАРИТЬ НАДО НЕ МЕНЯ...»
Архимандрит Софроний (Сахаров): «ПОЙТЕ ВО СМИРЕНИИ И ЛЮБВИ»
Святитель Григорий Богослов: ТРУДИСЬ НАД ОЧИЩЕНЬЕМ ЖИЗНИ СВЯТО
Известно ли вам?


Публикация:
Журнал "Русский инок" январь 2009 г.
стр. 55
01.2009

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011