На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоанн (Снычев) /Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский
Иоанн (Снычев)
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Проповедь

О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (+1995)

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, возлюбленные братья и сестры, торжественно отмечаем двунадесятый праздник Сретения Господня.

Событие происходило так. Пречистая Дева Мария в 40-й день после рождения Христа Спасителя вместе с Иосифом праведным и Богомладенцем явилась в храм Иерусалимский с тем, чтобы за Младенца Христа принести непорочную жертву: двух птенцов голубиных. И когда Она пришла в храм, то в это время явился и праведный Симеон Богоприимец. Это был человек, как свидетельствует Евангелие, праведный и благочестивый, и Дух Святый был на нем. Этому мужу ветхозаветной Церкви было сказано, что он не увидит смерти до тех пор, пока своими руками не осяжет Христа Спасителя, обетованного Мессию.

Проходили годы, а он все ожидал. Приносились десятки, сотни, тысячи младенцев в Иерусалимский храм, но сердце, или вернее, Дух Божественный, пребывавший в этом человеке, ни на кого не указывал, что это Христос. А вот в тот момент, когда действительно принесен был Христос Спаситель Своею Пречистою Матерью в Иерусалимский храм, тогда-то Дух Божий, живший в сердце Симеона праведного, направил стопы его в храм с тем, чтобы ему своими очами увидеть обетованного Мессию, Богомладенца Христа. Затрепетало сердце сего праведного человека при виде Богомладенца. Оно исполнилось неземной радости. Старческими руками Симеон праведный берет Богомладенца и нежно говорит Ему: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. И исполненный Духа Святого праведный Симеон указывает, кем будет Христос Спаситель для всего человечества. Се (вот Этот) лежит Сей на падение и на восстание многих... Тебе Самой, — обращаясь к Богоматери, сказал Симеон, — Тебе Самой оружие пройдет душу. Пронзит, значит, как бы оружием сердце Твое.

Здесь в этом событии мы видим, с одной стороны, исполнение обетования, данного человеку Богом о пришествии в мир Мессии, а с другой — соприкосновение Божества с человечеством, которое ощутил в своем сердце святой праведный Симеон. Это была поистине великая минута в жизни Симеона Богоприимца. Великая, торжественная, радостная, возвышенная минута, ибо он увидел своими очами Мессию Христа Спасителя. Это соприкосновение Божества с человечеством произошло не только тогда с праведным Симеоном, но оно и продолжалось и продолжается с человеком в Церкви Христовой. Это соприкосновение Божества, если мы проследим историю христианской Церкви, было всегда.

Вот пред нами апостол Павел — человек, который был ревнитель своих отеческих преданий, человек, который не понимал вначале христианства и гнал Церковь Христову. Сей гонитель соприкоснулся с Божеством, а вернее, Оно (Божество) прикоснулось к его сердцу, и он, идя в Дамаск, упал и потерял даже зрение, но в сердце у него произошло просветление. И сей из гонителя стал ревнителем, ревностным проповедником христианства. Вот вам соприкосновение Божества, которое изменило нрав человека жестокого, изменило в добрый нрав и сделало его великим сосудом Божиим.

Соприкосновение Божества, возлюбленные братья и сестры, происходит со многими людьми, и особенно в обращении от греха на правый путь, на путь спасения.

Вот пред нами образ преподобномученицы Евдокии. До своего обращения она никак не реагировала на христианство. Но однажды по соседству в комнате, где проживала преподобномученица Евдокия, остановился некий монах, который стал читать Евангелие. Чрез слово Божие Божественная благодать прикоснулась к ее сердцу, и она уразумела, что стоит на гибельном пути, и обратилась от греха к праведной христианской жизни. Она вошла в число спасающихся лиц, в число святых, и мы ее теперь прославляем. Вот вам прикосновение Божества человеческой душе.

А разве преподобномученица Пелагия не испытала прикосновения Божества к своей душе? Да, именно чрез слово Божие, которое проповедовал тогда епископ Нон, Божественная благодать коснулась ее сердца, и эта язычница, блудница стала целомудренной и святой.

А когда Серафим Саровский совершил Божественную литургию еще в сане диакона, то это соприкосновение было особенно явственно, потому что Божество или благодать Божия настолько объяла естество преподобного, что оно (естество) стало светиться. И Николай Александрович Мотовилов, благочестивый человек, во время беседы с преподобным Серафимом испытал прикосновение Божественной благодати, и в зимнее время, когда на улице стояла стужа, почувствовал внутри себя особую теплоту Божественного Духа.

Видите ли, возлюбленные братья и сестры, какое явление бывает в мире среди людей — соприкосновение Божественной сущности с сущностью человеческой. И тогда человек либо приходит в восторг, либо изливает особые слезы умиления, либо отвращает свое сердце от греха и вступает на спасительный путь.

И если мы с вами посмотрим самих себя, просмотрим свою мимошедшую жизнь, то я думаю, что каждый из нас заметит и подтвердит ту истину, что прикосновение Божественной благодати к нашим сердцам было у всех нас. Правда, это прикосновение было не в равной степени: у одних больше, у других меньше, но во всяком случае к каждому из нас, к каждому сердцу прикасалась Божественная благодать и либо вызывала слезы умиления, раскаяния, глубокого сожаления о том, что делали мы не так, либо проникала в наше сердце и наполняла его особенною любовью и к Богу и к ближнему своему, так что оно готово было на все, на всякие страдания и на сострадание к людям, жалости к бедствиям людским. Все это, возлюбленные братья и сестры, испытывали мы в своей жизни за прожитые нами годы. И как было бы спасительно, если бы это прикосновение к нам Божества никогда нами не забывалось, но все более и более утверждалось. Утверждалось так, как оно некогда утвердилось в сердце праведного Симеона Богоприимца, дабы, воспламеняемые Божественной благодатью, мы шли неослабно спасительным путем к вечному блаженству во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

 

1971 год

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 17
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011