На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Невская А.Л.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

«БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»

Предыдущая Следующая

 

Жизнь архипастыря, как предстоятеля и учителя Церкви, сама по себе поучительна и занимательна для его паствы; но если она соприкосновенна с великими и чрезвычайными событиями Отечества, то делается важною и для истории отечественной.

И. Снегирев, биограф архиепископа Августина

 

В кругу отличившегося в Отечественной войне 1812 года великого множества православных духовных лиц, начиная от архипастырей Церкви и заканчивая рядовыми клириками, особо почетное место по праву принадлежит преосвященному Августину (Виноградскому).

 

Будущий архипастырь родился в Москве 6 марта 1766 года. При святом Крещении младенца нарекли Алексеем. Отцом его был священник церкви во имя великомученика Димитрия Солунского, в Китай-городе, на Ильинке, Василий Михайлович Виноградский. Мать умерла во время эпидемии чумы в Москве в 1771 году, а через год умер и отец. 8-летний мальчик остался на попечении брата матери, который посредством своих связей определил сироту на казенное содержание в Перервинскую Духовную Семинарию. После окончания Московской Духовной Академии преподавал в Перервинской и Троицкой Духовных Семинариях. В 1794 году принял монашество. В 1795 году назначен ректором и учителем богословия в Троицкой Духовной Семинарии. В 1798 году возведен в сан архимандрита и получил в управление Ферапонтов Лужецкий монастырь с сохранением должности ректора.

После коронации Павла I, при посещении им Троице-Сергиевой Лавры, Августин приветствовал императора речью и в Высочайшем присутствии выступил на богословском диспуте. Митрополит Платон представил его государю, и как ректор Августин получил Высочайшее благоволение за «замеченный во всем порядок». Присутствовал Августин и на коронации Александра I, а затем в своей резиденции речью приветствовал монарха, посетившего Лавру и Семинарию. Состоя с июля 1801 года настоятелем московского Богоявленского монастыря, Августин продолжал жить в Лавре, при митрополите, а 25 декабря 1801 года определен настоятелем Заиконоспасского монастыря и ректором Московской Духовной Академии. В 1802 году назначен цензором духовных книг, выходивших в Москве. В следующем 1803 году Августин был вызван в Петербург и 6 февраля 1804 года наречен Святейшим Синодом во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. Вскоре он уехал в Москву, чтобы заняться управлением eпapxией, так как митрополиту Платону было разрешено предпринять, по обету, путешествие в Киев, на богомолье. По возвращении митрополит уединился в своей Вифании, и бремя управления делами опять легло на епископа Августина, хотя по каждому вопросу он испрашивал у владыки Платона разрешение.

В 1809 году, 6 декабря, Александр I в первый раз после коронации посетил Москву. Августин готовился к встрече Августейших особ, но в день приезда их явился сам митрополит Платон и произнес торжественное слово, заканчивавшееся словами: «Ныне отпущаеши раба своего, владыко, яко очи мои видеста спасение России». Удостоив личной беседы митрополита, Александр I, между прочим, спросил его, доволен ли он своим викарием. «Совершенно доволен», — ответил митрополит. Когда Преосвященный Арсений (Москвин) просил увольнения и Синод решил было поставить владыку Августина епархиальным епископом Воронежским, Платон употребил все свое влияние, ходатайствуя, чтобы отменить это решение и дать его викарию «похоронить его кости». Платон просил государя о том же и получил через обер-прокурора ответ, «что в изъявление всегдашнего к нему благоволения своего, император, согласно с желанием его, оставляет Преосвященного

Августина викарием Московским». Через год митрополит Платон заболел и, по прошению, уволен от дел «до выздоровления». В оживленной переписке своей с епископом Августином, митрополит Платон подписывался уже «послушником» его.

С началом Отечественной войны 1812 года, по мере отступления русской армии вглубь страны, центром единения сил государства постепенно становится Москва. Епископ Августин, как патриот, проникнутый долгом, воодушевлял паству и подкреплял голосом веры малодушных. Он встретил государя речью на пороге южных врат Успенского собора (12 июля 1812 года), закончив свою речь ободрением: «Царю! Господь с тобою: Он гласом Своим повелит бури, и станет в тишину, и умолкнут волны потопные. — С нами Бог! Разумейте языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Император Александр и сам оратор прослезились, и мгновенный порыв горячего чувства охватил народные толпы. Признательный Александр поручил Августину сочинить «Молитву об изгнании врагов», тогда же напечатанную с Высочайшего одобрения и читавшуюся при коленопреклонении во всех церквах московских:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего! Призри ныне в милости и щедротах смиренных людей Твоих и человеколюбно услышь, и пощади, и помилуй нас. Сей враг смущает землю Твою, и хочет положить вселенную в пустоту; се люди беззакония собрались, чтобы погубить достояние Твое, разорить честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию: осквернить храмы Твои, ocквернитъ алтари и поругаться святыне нашей. Доколе, Господи, доколе грешницы восхвалятся?

Владыко Господи! Услышь нас молящихся Тебе: укрепи силой Твоей Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя нашего Императора Александра Павловича; помяни правду его и кротость, воздай ему по благости его, ею же храни Твой возлюбленный Израиль. Благослови его советы, начинания и дела; утверди всемогущной Твоей десницей царство его, и подай ему победу на врага, якоже Моисею на Амалика, Гедеону на Мадиама и Давиду на Голиафа. Сохрани воинство его: положи лук медян мышцам во имя Твое ополчившихся, и перепоясай их силой на брань. Прими оружие и щит и восстань в помощь нашу: да постыдятся и посрамятся мыслящие нам зло, да будут, пред лицом верного Твоего воинства, яко прах перед лицом ветра, и Ангел Твой сильный да будет оскорблять и погонять их; да придет им сеть, юже не сведуют, и их ловитва, юже сокрыша, да обымет их; да падут под ногами рабов Твоих и в попрание воем нашим да будут.

Господи! не изнеможет у Тебя спасать во многих и в малых; Ты есть Бог, да не превозможет против Тебя человек.

Боже отец наших! Помяни щедроты Твои и милости, которые от века суть: не отвергни нас от лица Твоего, ниже возгнушайся недостоинством нашим, но по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих презри беззакония и грехи наши. Сердце чистое создай в нас и дух прав обнови в утробе нашей: всех нас укрепи верой в Тебя, утверди надеждой, одушеви истинной друг к другу любовью, вооружи единодушием на праведное защищение одержания, еже дал ecи нам и отцам нашим, да не вознесется жезл нечестивых на жребий освященных.

Господи Боже наш, в Него же веруем и на Него же уповаем, не nocpaми нас от чаяния милости Твоей и сотвори знамение во благо, яко да видят ненавидящие нас и Православную Веру нашу, и посрамятся, и погибнут: и да увидят все страны, яко имя Тебе Господь, и мы люди Твои.

Яви нам, Господи, ныне милость Твою и спасение Твое дай нам; возвесели сердце рабов Твоих о милости Твоей: порази врагов наших и сокруши их под ноги верных Твоих скорее. Ты есть заступление, помощь и победа уповающим на Тебя, и Тебе славу воссылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Дyxy, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» (эта же молитва, с благословения Патриарха Сергия, читалась в храмах и во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов).

Перед отъездом из столицы Александр I прислал Августину орден святого Александра Невского «за труды и рвение». Получив известие о приближении враждебных сил к Смоленску — в день чествования Смоленской иконы Богоматери (28 июля 1812 г.), епископ Августин произнес в Успенском соборе «Пастырское наставление народу», призывая его встать «на защищение алтарей», вооружиться «на спасение достояния своего», чтобы «мужеством» сокрушить «силы» врага. В Москве в это время — с 14 июля — начал действовать открыл свои действия «Комитет для вооружения земского ополчения», уже выступившего 14 августа. При отправлении его Августин после молебного пения, опять обратился с напутственным словом к ратникам и, когда ряды их проходили мимо него, он, окропляя их, произносил: «Господь сил с вами, Господь поборет по вас!» Видя, что у дружин нет знамен, Августин взял из приходской церкви Спаса две хоругви: одну — с изображением Николая Чудотворца, а другую — Воскресения Христова и, отдавая их ополчению, сказал: «Вот вам знамена; защищая их — защитите Церковь!»

В воскресенье, 1 сентября 1812 года, совершив церковное моление «о лете Господнем приятном», после Литургии в Успенском соборе, Августин пробыл на Саввинском подворье до вечера и только в полночь, получив указание ехать во Владимир, с иконами Божией Матери Владимирской и Иверской отправился из города перед рассветом, при зареве огней военных станов, со стороны смоленской дороги. К вечеру 2 сентября, вступил в Москву Наполеон.

Живя в Муроме, епископ Августин получил от Ростопчина весть об оставлении французами Москвы 11 октября. 20 октября, отслужив обедню в Муромском соборе, Преосвященный 31 числа прибыл в село Черкизово, уведомив о том главнокомандующего. В Москве еще не было приготовлено место для его жительства, и в Сретенский монастырь Преосвященный переехал лишь через неделю (7 ноября). В Михайлов день (8 ноября), совершив молебствие, епископ Августин пришел ночью в Кремль с небольшою свитою, ожидая тягостного впечатления от поруганной святыни. Преосвященный и бывшие с ним не могли удержаться от рыданий при первом взгляде на разрушения в Успенском соборе. Не легче было прочувствовать и то, что сделали враги в других храмах. Воссозданием всех их в приличном благолепии и занялся Преосвященный. Перенеся с крестным ходом на прежние места бывшие с ним святые иконы, Преосвященный получил от императрицы Марии Феодоровны поручение облегчить положение жителей столицы, потерявших имущество, раздачею пособий.

1 декабря 1812 года владыка Августин освятил Покровский собор (храм Василия Блаженного), построенный в честь победы над Казанским ханством, и с ним Китай-город, после молебствия с водосвятием на Лобном месте, произнеся при этом слова: «Вседействующая благодать Божия кроплением воды сея освящает древний благочестивый град сей, Богоненавистным в нем пребыванием врага нечестивого, врага Бога и человеков оскверненный, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

Затем крестный ход прошел по Китай-городу тремя направлениями. Сам епископ Августин шел по Ильинке до Ильинских ворот. Bcе три ветви крестного хода, обойдя вокруг стен, сошлись у Варварских ворот и оттуда направились к Кремлю. Таким же образом освящен 12 декабря Белый город. 1 февраля 1813 года, после освящения Архангельского собора, меньше других пострадавшего, открыт запертый до того Кремль. В день освящения собора в Чудовом монастыре (12 февраля) епископ Августин роздал в помощь наиболее пострадавшим пособие, присланное из Петербурга, от частного общества благотворителей. 3 марта 1813 года в Москве была возобновлена деятельность Святейшего Синода, а 31 марта Заиконоспасской Духовной Академии. Перемещение священнослужителей церквей, закрытых в столице, в сельские храмы началось уже с февраля. Это, впрочем, было временной мерой. В 1816 году все московские священнослужители возвращены были на свои прежние приходы. Самым поздним, в связи с трудностью восстановления, было открытие Успенского собора, в котором вновь были расписаны стены. Освящение собора совершилось 30 августа. В годовщину оставления Москвы французами, 11 октября совершен общий крестный ход духовенством всех московских храмов, а 13 октября Августин освятил помещение медицинского факультета в Московском университете. Открытие этого учреждения сопровождалось теплой речью Августина.

Возведение Августина в архиепископа последовало, как сказано в Высочайшей грамоте, «за оказанные услуги во время вторжения неприятеля в Москву и за успешное приведение духовной части в порядок». Заботами Преосвященного начала новую деятельность и Московская Духовная Академия, получившая новый устав. При управлении архиепископа Августина Московской епархией совершена также (во исполнение обета Александра I) торжественная закладка на Воробьевых горах Храма Христа Спасителя. Владыке Августину выпал жребий преподать и первое причащение Святых Тайн будущему императору Александру II, родившемуся в Москве 17 апреля 1818 года. По причащении великого князя Александра Николаевича, владыка Августин получил письмо от его Августейшего родителя с изъявлением обета: «во имя Александра Невского воздвигнуть придел в церкви Нового Иерусалима». Будущий преемник Александра I просил Преосвященного «быть помощником и руководителем в исполнении сего обета». Преосвященный Августин выполнил поручение, сделав нужные распоряжения, но освящал придел его преемник, митрополит Серафим. Владыка Августин не был митрополитом, но, оставаясь архиепископом, в день открытия памятника Минину и Пожарскому (18 февраля 1818 г.) наименован «московским иерархом». «Это — наш коренной московский архиерей», — говорили москвичи. При получении известия, что он утвержден государем на кафедре родного города, Августин произнес слова Апостола: «Благодатию Божиею есмь, еже есмь». В 1818 году он чувствовал себя слабым и скоро утомлялся от движения. В начале 1819 года врачи уже не находили надежды на его выздоровление и 3 марта Августин соборовался, сам читая молитвы, всех благословил и начал было читать отходную, как вдруг голос прервался и умирающий поник головой. Преосвященный Лаврентий дочитал молитву уже над умершим архипастырем. 8 марта совершили чин отпевания. Гроб с телом Августина перевезли в Троице-Сергиеву Лавру и, согласно его завещанию, похоронили здесь, в Успенском соборе.

Библиотеку свою он завещал Московской Духовной Академии. Писал Августин до архиерейства не мало, но изданы в разное время лишь его латинские стихи, речи и проповеди. В руках студентов Академии остались его рукописные курсы «Богословия» и «Толкования нескольких посланий апостолов», которые он предполагал напечатать, но не напечатал, отвлекаемый епархиальными делами. Статья архиепископа Августина «О псалмах» вошла во 2-е издание сочинения митрополита Амвросия «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета». Августин часто импровизировал речи, всегда производившие сильное впечатление на слушателей, при мастерском произношении. Сочинял он очень быстро, накануне диктуя секретарю части проповеди, кроме вступления, которое всегда писал сам перед уходом в церковь. Голос у него был звучный и громкий. Вспыльчивый от природы, он скоро смягчался, оказывая снисхождение даже и виновным. Жизнь вел он простую и полную благотворительности.

 

Подготовила А.Л. Невская

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 27
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011