На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Лебедева Е.В.


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Святыни земли русской

«ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»

Предыдущая Следующая

 

Знаменитая церковь во имя мученика Трифона, что в селе Напрудном, находится на одноименной Трифоновской улице, в районе старинной Мещанской слободы. По мнению историков, эта церковь — древнейшая из сохранившихся в современной Москве приходских храмов, построенных за пределами Кремля. «Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж», — писал о ней дореволюционный краевед.

История этой церкви — целая легенда. Наверно, ни одна из московских церквей не оставила потомкам столько загадок. До сих пор главной загадкой остается ее посвящение мученику Трифону, однако и на этот счет учеными представлена убедительная версия.

Святой Трифон родился в малоазийской Фригии в первой половине III столетия. Усердно веруя во Христа, он получил дар исцелять болезни и изгонять бесов. От вылеченных же, а среди них была и дочь римского императора Гордиана, святой требовал в ответ веровать во Христа Бога, благодатью Которого он исцелял. Однажды по молитве святого Трифона хлебные поля его селения были чудесно избавлены от насекомых, уничтожавших посевы, и местные жители спаслись от голода.

За свою проповедь о Христе святой Трифон был схвачен при императоре Декии: правитель лично приказал пытать его, а потом казнить. Однако прежде чем палач занес меч над его головой, святой Трифон предал душу свою в руки Божии, перед смертью помолившись Господу даровать благодать всем, кто будет призывать его на помощь. Это произошло в 250 году в городе Никее. Христиане хотели здесь и похоронить мученика, но по личной воле святого Трифона, явленной им в видении, его упокоили в родном селении Кампсад. Потом его мощи перенесли в Константинополь, а затем — в Рим.

Существует знаменитое московское предание, что святой Трифон помог сокольничему царя Ивана Грозного, князю Трифону Патрикееву, найти любимого царского кречета, упущенного им во время охоты. Этот проступок мог стоить князю жизни, и он горячо молился о помощи, пока не заснул от изнеможения. Во сне ему явился мученик Трифон и указал место, где находится потерянный сокол. Князь, пробудившись, немедленно поехал туда и действительно увидел птицу, мирно сидевшую на ветке дерева. В благодарность за чудесное спасение он построил на том месте, где спустя столетия появилась Марьина Роща, часовню святого мученика Трифона, а потом устроил из нее Трифоновскую церковь.

Каково же было удивление тех, кто, увидев церковь своими глазами, прочитал на ее стене надпись: «1492 год». Значит, храм был построен по меньшей мере за полвека до правления Ивана Грозного. Эта мемориальная табличка появилась в советское время, когда при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, позволившей так датировать этот храм, а потом провели изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердившего датировку.

К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе «Скорая Помощь», приходили богомольцы со всей Москвы и даже из других городов. Известно, что в древности ему традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах. Так что построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном вполне понятно. Это село, известное еще с 1328 года, но, возможно, существовавшее и ранее, принадлежало самому Ивану Калите и упоминается в его духовной грамоте, где он завещал «село Напрудьское у города» своему сыну Симеону. Так оно передавалось по цепочке от отца к сыну и через сто лет принадлежало уже Василию II, а потом и Ивану III. Напрудным же село было названо по находившимся здесь большим прудам, изобиловавшим рыбой, и речке Напрудной — притоку Неглинки. Интересно и то, что в этих прудах, принадлежавших дворцовому ведомству, «сохраняли живыми» дорогих рыб, привозимых издалека в подарок московскому государю.

В древности местная церковь была, разумеется, деревянная, построенная как обыкновенный сельский приходской храм. По очень убедительной версии ученых, деревянная церковь точно существовала здесь при Иване Калите, поскольку Напрудное в его документах называется селом — значит, церковь уже была. И еще известно, что в дворцовом Напрудном любили охотиться московские государи. В окрестностях села было много дичи, а огромный пруд давал возможность охотиться на «мокрую» птицу. Когда-то здесь действительно был Зеленый дворец Иоанна Грозного, где царь любил отдыхать на охоте, — он стоял точно напротив Трифоновской церкви. Не отсюда ли явилась легенда о царском соколе? Незадолго до революции москвичи еще видели старые липы, которые раньше были частью огромного дворцового сада, отчего царский Зеленый дворец получил свое имя. Петр I любил его и проживал в нем неделями.

В XVII веке здесь разместилась дворцовая Напрудная слобода, где стоял государев Воловий двор, при Петре переведенный в Измайлово. Земли же Напрудной слободы со второй половины XVII столетия выделяли для переселенцев из западных русских городов под новую, Мещанскую слободу. Зеленый дворец со временем стал неудобным для отдыха, и императрица Анна Иоанновна упразднила его.

Каменная Трифоновская церковь, дожившая до наших дней, была выстроена в Напрудном вместо деревянной во второй половине княжения Василия III, то есть около 1520 года. Другая версия гласит, что Трифоновская церковь была выстроена каменной при Иване III, а при его преемнике Василии Иоанновиче была перестроена. И эта версия подтвердилась археологическими находками. Ведь первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся только к первой четверти XVII века.

При императрице Елизавете Петровне в приходе Трифоновской церкви собирались устроить первое в Москве городское кладбище, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид, а также отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей, и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с очень маленькой церковью не подошло для создания большого кладбища, и его основали в Марьиной Роще.

После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули древний храм. Вскоре в нем появилась бесценная святыня — частица святых мощей мученика Трифона, которые почивали в кафедральном соборе города Котор в Черногории.

Произошло это так. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Петра Негоша — Стефан Вукович; в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский купец и мастер-серебряник Трифон Добряков сам и за свой счет изготовил в дар для святых мощей своего небесного покровителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ ему были присланы от черногорского князя и владыки Петра Негоша частицы святых мощей мученика Трифона. В 1812 году велением сердца Трифон Добряков подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где святые мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону мученика и чудотворца Трифона. После революции икону передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где только в 1980-х годах был устроен придел во имя святого мученика Трифона — освящен приставной престол.

В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился и храм был значительно расширен: в нем устроили южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, а северный придел — во имя святого праведного Филарета Милостивого. В самом конце XIX столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П.П.Зыкова; в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского. Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Он и отдаленно не напоминал тот храм, который воссоздали при советской реконструкции и к которому мы так привыкли сегодня.

Некоторое время после революции окраинную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Божественную литургию здесь служил Святейший Патриарх Тихон. В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д.П. Сухов, спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П.Д. Барановский, чье имя в представлении не нуждается. Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны — они, как и возраст храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.

Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. К счастью, этого не произошло. В 1947-1948 годах архитектор Л.А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней. Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к тому самому Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого мученика Трифона. Духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.

 

Из книги москвоведа Е.В. Лебедевой «Город храмов и палат»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 58
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011