На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крикунов Николай
Протоиерей
Настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Калитниках

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Жизнь духовная

ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ

Предыдущая Следующая

 

(По трудам святителя Феофана Затворника)

 

Христианин в своей жизни должен стремиться к тому, чтобы благодать проникла все его существо. Такое состояние бывает подобно «взысканию Царствия Божия, или возревнованию о спасении души, или возлюблению единого на потребу».

Усердие работать Господу, или ревность о спасении, по учению святителя Феофана, есть «корень и источник всей духовной жизни человека». «Она есть тот огонь, который Господь пришел воврещи на земле и который, падши на земле естества нашего, поядает там все непотребное, а все потребное переплавляет и перечищает. Ее разумел Апостол, когда писал к Солунянам: Духа не угашайте (1 Сол. 5, 19)». Горение духовной ревности, прежде всего, свидетельствует о присутствии в нас благодатного Духа. И наоборот, оставляет Дух Святой тогда, когда у нас угасает ревность о богоугодной жизни. Апостол Павел говорит: Будьте тщанием не ленивы, духом горяще, Господеви работающе (Рим. 12, 11).

Епископ Феофан как истинный пастырь ревностно заботился о приведении своих пасомых к единственно тихому пристанищу — Христу, советуя им «всячески ревновать о добродетельной жизни».

Как может узнать христианин, что он живет по-христиански и что в нем начала развиваться духовная жизнь?

На эти вопросы имеются прямые указания в письмах Святителя. Он говорит:

«О том, что мы начали жить истинно христианской жизнью, видимым и ощущаемым внутри свидетельством есть — жар деятельной ревности исключительно о христианском Богоугождении, с полным самопожертвованием. Так, когда начинается этот жар ревности, тогда (собственно) полагается начало христианской жизни; и в ком он постоянно действует, тот живет по-христиански».

Но если в душе христианина есть ревностное стремление к Богу, то он не должен этим гордиться, но приходить в еще более смиренное чувство и приписывать все доброе и святое не своим силам, но благодати Божией. «Когда будет ревнование, — пишет богомудрый архипастырь, — будет и жизнь, а жизнь никогда не стоит на одном месте, следовательно, будет и преуспеяние. Но замечать его нельзя, как не замечается рост детей, которые всегда на глазах».

Спасение наше достигается только при помощи Божией. Христианин со своей стороны должен постоянно укреплять в своей душе веру и ревновать об исполнении заповедей Божиих, а это в свою очередь поможет ему стяжать Духа Святого, Который будет одухотворять его и направлять по пути, ведущему ко спасению. Говоря о ревности, о вере и исполнении заповедей Христовых, святитель Феофан объясняет, что настоящая ревность появляется в человеке только по вселении благодати. Готовность делать все, что потребуется, есть настоящая деятельная сила во спасение, потому что это зависит от самого человека. Однако эта готовность, пока изъявляется только самим человеком, слаба бывает; «а когда благодать Божия внутрь вселится, тогда становится всесильною, не знающей препон, все преодолевающей. Она есть ненасытимая ревность о Богоугождении».

Истинная ревность о спасении производится в нас действием благодати, и поэтому нужно ее испрашивать у Бога, молиться Ему, чтобы Он помог нам и дал силы и постоянство в подвиге. Без благодати Божией никакими другими способами ничего духовного приобрести нельзя, и она содействует человеку в деле спасения, пока есть ревность, проявляющаяся в усердном, постоянном стремлении христианина к духовному совершенству.

Иные полагают, что ревность о богоугодной жизни есть то же, что сила воли и твердость произволения. Но это не так. Твердость и сила воли — это качества нашего духа. Ревность же о добродетельной жизни бывает всегда горящая и неутомимая. Эта добродетель, по мысли Святителя, всегда привлекает в душу христианина Духа Святого. В христианском духовном делании сила воли без одушевляющей, внутренней, духовной (благодатной) силы может превратиться в холодное самообладание и равнодушное, расчетливое, эгоистическое действование с немалой долей горделивой самоуверенности в своих только силах. «Опасна и ревность, — говорит епископ Феофан, — если ее оставить одну; но кто оградил ее послушанием или отречением от своей воли и разума и связал правилами, тому нечего бояться».

Благодать Божия, наставляет владыка Феофан, всегда готова во всей силе помочь христианину, а ревность не всегда может удержать его на должной высоте, и это потому, что она часто слабеет и склоняется к равнодушию, хладеет. К такому остывшему человеку применимы слова Апокалипсиса, сказанные Господом: Как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергу тебя из уст Моих (Откр. 3, 16).

По мере охлаждения в душе христианина ревности от него отступает и Божественная благодать, и если не будут предприняты меры к ее поддержанию, то она совсем погаснет, как гаснет лампада, когда не подливают в нее масла. Основной причиной к охлаждению ревности чаще всего является неправильное шествие по спасительному пути Христову, а это погубляет в душе христианина все доброе и богоугодное. Эта мысль ясно выражена в учении Преосвященного Феофана, который ревность и Божественную благодать называет «производителями» духовной жизни. «Главные производители жизни о Христе Иисусе, — пишет он, — ревность горячая, энергичная, яростно-сердитая на свою дурную сторону во всех ее проявлениях, без всякого снисхождения; и Божественная благодать, привлекаемая и призываемая ревностью и всегда помогающая, когда ревность действует как следует». В своих наставлениях святитель Феофан дает много советов своим духовным чадам, как сохранить и удержать в своей душе ревностное служение Богу, потому что охлаждение ревности, по словам богомудрого архипастыря, есть горькое и опасное состояние. У Господа она стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств.

Умаление и охлаждение ревности бывает вследствие излишнего напряжения душевных сил, упадка сил телесных или нездоровья.

У христианина охлаждение ревности чаще всего случается или по нерадению самого человека, или же попускается Богом для познания своей немощи. «Вы и не ожидайте, — говорит владыка, — чтоб в душе всегда было одинаково тепло и сладко. Так не бывает. Напротив, ждите нечаянных изменений. Когда придет вялость и отяжеление, думайте, что вы — настоящая, как есть; сладость же духовную принимайте как незаслуженную милость».

Когда наступают невольные охлаждения, тогда, по совету епископа Феофана, следует терпеть, ни в чем не нарушая заведенных благочестивых порядков, хотя они будут исполняемы без всякого вкуса. «Кто терпеливо переносит это, от того скоро и отходит охлаждение и возвращается обычная ревность, теплая, сердечная».

Но самое опасное бывает для христианина, если он станет произвольно уклоняться от воли Божией, поступая наперекор своей совести, ради пристрастия к чему либо земному, греховному. Такое греховное состояние, прежде всего, убивает в человеке дух и пресекает в его душе жизнь духовную. Такое состояние самое опасное и, по завещанию богомудрого Святителя, нужно его бояться, «как огня, как смерти».

Постоянное охлаждение в душе христианина бывает, в основном, только при постоянном грехолюбии и грехопадении, а без этого «оно всегда переходчиво». Основными средствами против охлаждения служат: труд, молитва, терпение и богомыслие.

Усилия человека при искреннем расположении сердца завершаются возгоранием особой спасительной ревности, «крепкой и мощной свидетельницы о посещении Божией благодати». Ревность эта «действительная, живая, горящая, неутомимая, всепобедительная», свидетельствующая о том, что дух наш восстановлен в своей силе и правах через воссоединение с Богом благодатью и действием Святого Духа.

 

Протоиерей Николай Крикунов,

настоятель московского храма в честь иконы Божией Матери

«Всех скорбящих Радость» в Калитниках

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 62
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011