На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Макарий (Веретенников) /Архимандрит, профессор, заведующий регентской школой при МДА
Макарий (Веретенников)
Архимандрит
профессор, заведующий регентской школой при МДА

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Пастырство в истории церкви

СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ

Предыдущая Следующая

 

Выдающимся Первосвятителем Русской Церкви середины XVI века был митрополит Макарий. Он родился в 1482 году, как предполагается, в Москве. При Крещении он был назван Михаилом в честь Архистратига Михаила. Родители его были Леонтий, а также известно имя, но только монашеское, его матери — инокиня Евфросиния. Источники свидетельствуют о его родственных отношениях с преподобным Иосифом Волоцким. Будущий митрополит принял монашеский постриг в конце XV века в Пафнутиево-Боровском монастыре. В Боровской обители он духовно возрос и воспитался как книжник и иконописец.

Непродолжительное время, в 1523 — 1526 годах, он был настоятелем Можайского Лужецкого монастыря, затем митрополит Даниил с Собором русских архиереев поставил святителя Макария архиепископом на кафедру Великого Новгорода и Пскова. В лице нового иерарха новгородская паства удостоилась лицезреть мудрого архипастыря, талантливого организатора и устроителя церковной жизни. На Новгородской кафедре архиепископ Макарий, следуя постановлениям Собора 1503 года, ввел в монастырях общежительный устав. Летопись под 1528 годом сообщает о больших работах в Софийском соборе, предпринятых святителем Макарием. Были изготовлены новые царские врата «с мудрыми подзоры», новая катапетасма «от различных тафт». Над царскими вратами был устроен хрустальный крест, увеличилось число икон в иконостасе. Архиепископ Макарий «самую чюдную икону святу Софию выше воздвиг, и цареградцкие иконы Всемилостивый Спас Господь наш Исус Христос». Летописец дважды подчеркивает, что все иконы Святитель «повеле по чину поставити». С его именем связывается появление пророческого ряда в иконостасе. Он украсил обветшавший новгородский Софийский собор росписью перед входом в него. Святитель проявлял молитвенную заботу о благополучии своей паствы, совершал крестные ходы, заступался за попавших в опалу людей перед великим князем и т.п.

Великий Новгород — выдающийся культурный центр Древней Руси. Его богатейшие книжные традиции продолжал и развивал Новгородский владыка. В 1528 году племянник преподобного Иосифа Волоцкого — инок Досифей (Топорков), по благословению Новгородского владыки, занимался исправлением текста Синайского Патерика. Работа над Синайским Патериком является самым ранним известием о литературной деятельности архиепископа Макария. Из приписки к Патерику известно стремление инока Досифея записать сведения об отечественных подвижниках. Это характерно также для святителя Макария, но приобретает уже макарьевский размах при создании Великих Четьих Миней.

Под 1536 годом в Новгородской летописи сообщается о переводческой работе по благословению святителя Макария. Сделанный толмачом перевод толковой Псалтири содержит не только толкования на псалмы, но также сведения о переводчиках Библии, авторах псалмов, толкования библейских песен, молитвы Господней, Символа веры и т.д. Святитель Макарий, благословив перевод Псалтири, очевидно, преследовал и учебную цель. Самый ранний список Псалтири имеется в Софийской Четьей Минее. Другие списки встречаются в монастырских библиотеках: Волоколамской, Соловецкой, Троице-Сергиевой. А это еще раз наглядно показывает просветительный характер деятельности монастырей на Руси.

Летопись под 1537 годом сообщает еще об одном литературном начинании святителя Макария — написание Жития преподобному Михаилу Клопскому (+1456; память 11 января). Преподобный Михаил жил во времена Василия II Темного и способствовал умиротворению смуты в великокняжеском доме, возникшей в связи с притязаниями на великое княжение Димитрия Шемяки.

Поэтому написание Жития по благословению святителя Макария является молитвенным обращением к святому об умирении Отечества.

О книжных начинаниях Святителя имеется свидетельство его современника. Новгородский писатель, инок Зиновий Отенский, писал дьяку Я. Шишкину: «Государь, живешь ис божественна мужа и велика Святителя и Божия книги на всяк час чтутца ту...». Это очень важное свидетельство о кипучей и плодотворной деятельности святителя при создании Четьих Миней. В целом, о многогранной деятельности архиепископа Макария в Великом Новгороде мы знаем довольно подробно благодаря летописному владычному своду 1539 года, составленному А. Квашниным и на страницах которого уделено много внимания трудам Новгородского иерарха.

После удаления в 1542 году митрополита Иоасафа в Кирило-Белозерский монастырь на Первосвятительский престол был возведен архиепископ Новгородский Макарий.

Святитель Макарий не участвовал в борьбе боярских партий в малолетство государя, но он активно содействовал укреплению самодержавной власти. 16 января 1547 года митрополит Макарий впервые на Руси венчал царским венцом

Иоанна IV. До этого в истории венчание совершали только Константинопольский патриарх и Римский папа. Царское венчание Иоанна Грозного явилось завершением развития самосознания Московской государственности. Вместе с царским титулом он воспринял регалии и прерогативы византийских императоров, Московская Русь становится православным царством. Сохранилось поучение нововенчанному царю митрополита Макария, где говорится о миловании государем своих подданных.

Вскоре после царского венчания последовало браковенчание Иоанна IV с Анастасией Романовой. 3 февраля 1547 года митрополит Макарий совершил их венчание в Успенском соборе и в конце произнес поучение-наставление новобрачным.

Славу Церкви составляют святые. При составлении Четьих Миней митрополит Макарий убедился, что на Руси много святых, но одни почитаются повсюду, а другие прославлены только местно. С этой целью святитель Макарий созывает два знаменитых Собора в 1547 и 1549 годах. На них было прославлено 39 святых, из которых 30 общерусских и 9 местночтимых. Деятельность этих Соборов служила духовному объединению земли Русской и почитанию святых подвижников, трудами и подвигами которых осолялась (Мф. 5, 13) Русская земля.

Митрополит Макарий не только канонизовывал святых, но и при жизни в своей деятельности общался со святыми подвижниками, которые позднее были прославлены Русской Церковью. Это — преподобный Александр Свирский (+1533; память 30 августа), преподобный Трифон Печенгский (+1583; память 15 декабря), блаженный Василий Христа ради юродивый (+1557; память 2 августа), преподобные Адриан Пошехонский (+1550; память 5 марта), Феодосии Тотемский (+1568; память 28 января), Максим Грек (+1555; память 21 января)и другие.

 

Архимандрит Макарий (Веретенников),

заведующий регентской школой приМДА,

профессор

(Продолжение следует)

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 24
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011