На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г. К оглавлению
Автор публикации:
Владимир (Иким) /Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
Владимир (Иким)
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Ко дню тезоименитства

ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ

Предыдущая Следующая

 

Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир

 

«Дорогой о Господе, милый Алешенька! Будь здоров! Да хранит тебя Господь! В своей чистой детской молитве вспомни и о мне, недостойном», — так духовный сын святого праведного Иоанна Кронштадтского валаамский монах Иувиан (Красноперов) писал десятилетнему мальчику. Этому благочестивому отроку предстояло возрастать из разума в разум, из силы в силу, идти от свершения к свершению. Это ему через полвека Бог судил начинать возрождение из поругания «дивного острова Валаама», великой обители Преображения. И это он, облеченный в одежды Первосвятителя, возглавил торжества прославления Кронштадтского пастыря знамение освобождения Русской Церкви…

Древний род Ридигеров дарил России воинов и государственных деятелей, среди них — легендарный герой Русско-турецкой войны и военный министр Российской Империи Александр Ридигер. Память о другом представителе рода, генерале Феодоре Ридигере, прославившемся в Отечественной войне 1812 года, была запечатлена на мемориальной доске в Храме Христа Спасителя. Этот храм русской славы большевики разрушили до основания, но ныне он возрожден, и освящал его потомок одного из отразивших наполеоново нашествие героев — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)...

Ни мирянин, ни священник, ни епархиальный архиерей не в состоянии даже представить себе всю тяжесть Первосвятительского креста, лежащего на плечах Его Святейшества Алексия II в нынешние смутные, сложнейшие и судьбоносные времена. Его имя поминаем мы за каждым храмовым богослужением и в келейных молитвах, делать это холодно и безучастно — великий, непростительный грех. Долг каждого, кто верен Русской Церкви, своей любовью, своей теплой молитвой облегчать Первосвятителю несение выпавшего ему невыносимого бремени: стояния пред Господом за всех нас. Еще при своей интронизации 10 июня 1990 года Святейший Патриарх обратился к нам:

«На мое недостоинство возложено бремя Первосвятительского служения... Принимая его, я осознаю свои немощи, свою слабость, но нахожу подкрепление в том, что мое избрание состоялось Собором ничем не стесненных архипастырей, пастырей и мирян...

В сей день, сознавая всю ответственность пред Богом и Его Церковью, со страхом и трепетом вступаю на Московский Первосвятительский престол, ибо сознаю, что не по делам и заслугам моим выпал мне сей жребий, но по воле промышляющего о нас Пастыреначальника Господа Иисуса Христа... Я приемлю это избрание, но прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честный клир и всю боголюбивую паству Всероссийскую помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении».

Вскоре после своего настолования Первосвятитель засвидетельствовал - Русская Церковь освобождается от гнета безбожного режима, сбылись упования верных.

«Происходящие перемены не могли не произойти, ибо 1000 лет христианства на Русской земле не могли исчезнуть совсем, ибо Бог не мог оставить свой народ, столь возлюбивший Его в своей прежней истории. Не видя десятилетиями просвета, мы не оставляли молитв и надежды — сверх надежды надежды, как говорил Апостол Павел. Мы знаем историю человечества и знаем любовь Бога к сынам Его. И из этого знания мы черпали уверенность, что времена испытаний и господства тьмы кончатся».

Святейший Патриарх Алексий

 

…Поприще священнослужителя — совершителя Божественных Таинств и пастыря человеческих душ — неизмеримо выше любого человеческого призвания, ибо деятели политики и экономики занимаются делами преходящего мира, а священник призван вести людей в вечность Божию. И Святейший Патриарх напоминает духовенству о Небесной высоте и величайшей ответственности его звания:

«Служение у престола Божия — это не обычная мирская работа, а подвиг...

Священник должен быть учителем покаяния, носителем благодати и живым доказательством неотступного пребывания Бога в мире. Более того, священник должен быть не только учителем святости, но и свидетелем и в значительной степени носителем света и святости, живой иконой, образом Бога. И особенно это необходимо сейчас, в наше смутное и лукавое время, когда во всем мире планомерно совершается девальвация нравственности, духовных ценностей, когда происходит деградация высоких человеческих идеалов и стремлений...

Задача духовенства — стоять на «Божественной страже», защищать верующих от тех, кто глумится над святостью, от лжеучителей, сектантов и раскольников, обличать неправду и зло, исповедовать истину, творить добро. Духоносное духовенство, святое священство должно стать удерживающим (2 Фес. 2, 7), препятствующим полному торжеству бесстыдства и не дающим окончательно воцариться безбожному антихристу...

Самонаблюдение, самоанализ, самоосуждение, самоукорение должны быть ежедневным занятием пастыря. Борьба с искушениями и страстями, глубоко коренящимися в душе, непрестанный плач о грехах постепенно порождают духовную опытность, знание, видение, состояние своей души, а следовательно, и души каждого человека.

Без аскетического покаянного подвига священник постепенно теряет благодатную силу. Потому-то апостол Павел и призывает постоянно возгревать данную в рукоположении благодать...

Нужно помнить, что для воспитания людей, для привлечения их к Богу и добру нет ничего важнее, чем пример святой подвижнической жизни».

Этот обращенный к духовенству призыв к высочайшему подвигу святости звучит в стране, которую пытаются низвести до крайних степеней нравственной деградации. Кто-то из журналистов заметил: «В больном обществе не может быть здоровой Церкви». Но так ли? Конечно, Един Безгрешен — Господь Иисус Христос, а земные люди в любом звании порой падают, и в наше смутное время случалось, что священники и даже архиереи совершали ошибки и грехи. Антицерковно настроенные СМИ тут же отслеживали подобные явления и раздували вокруг них грандиозные скандалы, силясь оттолкнуть народ от Церкви посредством аргумента большевицкой пропаганды: поп плох — значит, вера плоха. Но святость Церкви не означает непогрешимости всех ее служителей. Еще святитель Феофан Затворник говорил: «Если бы благодать священства избирала только достойных, некому было бы крестить и причащать мирян».

Однако ныне нашим взорам явлено еще одно чудо. В больном обществе, зачастую наспех рукоположенные, обремененные не свойственными их званию строительными тяготами — большинство священнослужителей Русской Церкви оказались на высоте своего священного служения.

«В эти трудные годы наше духовенство, за редчайшими исключениями, оказалось достойным своего высокого пастырского звания...

Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию.

Тем прискорбнее наблюдать участившиеся нападки на архиереев и пастырей в некоторых средствах массовой информации, идущие в том числе от людей, считающих себя православными... Недостаток благоговейного отношения к начальствующим и старшим — насущная и тяжелая проблема. Недопонимание значения церковной иерархии, имеющей Божественное установление, порой приводит клирика или монашествующего к опасному расхождению с каноническим правом, к гибельному для души состоянию».

Святейший Патриарх Алексий

 

Уважение паствы к пастырям, пастырей — к архипастырям предписано незыблемыми канонами Православия, утвержденными на Вселенских Соборах. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы обязаны пастырям несравненно более, чем нашим плотским отцам, потому что эти рождают нас для мира и для жизни с миром, а те — для Неба и для Вечной жизни с Богом». Тот, кто пытается расшатать богоустановленную иерархию Православной Церкви, как бы таковой себя ни называл, на деле является противником святой веры.

На рубеже тысячелетия Первосвятитель говорит о наступлении «нового этапа возрождения православной церковности», сосредоточении сил уже не на строительстве каменных храмов, а на созидании живых храмов человеческих душ.

«Образование — это главная задача Церкви... Образовать человека — значит выявить в нем образ Божий...

Задача духовного преображения человека, которой служит Церковь, сродни задаче реставратора икон: темный лик надо очистить от наслоений и явить миру изначальную красоту и сияние красок, гармонию лика...

Миссионерство внутреннее и внешнее: в храме, среди прихожан в воскресной школе, в учебных заведениях, в армии, в тюрьмах — везде и всюду — наша насущная задача. Искренне, убежденно, спокойно, благожелательно продолжать труд апостольства, приводить людей ко Христу и Церкви, к Вечной жизни — что может быть благороднее этой задачи!..

Идеалом православного воспитания всегда было видеть и воспитывать, уважать и ценить в каждом человеке уникальное и неповторимое, личность его во всей жизненной полноте, и вести человека к духовному совершенству...

Злые помыслы гнездятся в сердцах людей, и нет ничего более сложного и более важного, чем исцеление человеческого сердца.

Только всеобъемлющая милость и любовь Божия способны противостоять тому злу, которое так приумножается в наше время и способствует все большим разделениям и противостоянию.

Сегодня, в начале нового этапа возрождения православной церковности, наибольшее внимание должно быть уделено духовному просвещению.

Конечно, необходимо и далее строить и украшать храмы, заботиться о быте священнослужителей и церковных работников. Но не может быть признано нормальным положение, когда приход или монастырь закупают дорогостоящую богослужебную утварь, строят комфортабельные дома для духовенства и одновременно отказываются выделять средства на полноценную воскресную школу, церковную газету, интернет-страницу, подготовку кадров, работу с молодежью. Если это будет продолжаться, для пастырей возникнет опасность остаться одинокими среди великолепных стен и оград...

Нашей главной и неизменной заботой должны быть приходящие в церковь люди — не только постоянные прихожане, но и те, кто ищет дорогу к храму или пока не проявляет достаточной активности в церковной жизни. Просветительная, миссионерская, информационная деятельность епархий, монастырей и приходов сегодня нуждается в приоритетном приложении усилий и лепт».

 

Святейший Патриарх Алексий

 

Нужно сказать, что большинству православных общин еще очень и очень далеко до «роскошных стен» и «комфортабельных домов». Силы Церкви по-прежнему невелики, а лепты ее составляются в основном из лепт вдовицы — даяний, мягко говоря, весьма небогатой паствы. Но и при такой скудости Церковь достигает успехов в насущном деле православного образования, обозначаемом полузабытым многими словом «катехизация».

Из книги «Слово, растворенное любовью»

 


Источник:      Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Общие сведения
СОБЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ
Поздравления
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: ТАКО ДА ПРОСВЕТИТСЯ СВЕТ ВАШ ПРЕД ЧЕЛОВЕКИ
Неделя 37-я по Пятидесятнице. Собор новомучеников и исповедников Российских
Святитель Василий Великий: О СПАСЕНИИ
Сретение Господа нашего Иисуса Христа
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): О ПРИКОСНОВЕНИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СУЩНОСТИ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ЕСТЕСТВУ
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I: «ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ»
Архимандрит Макарий (Веретенников): СЛАВУ ЦЕРКВИ СОСТАВЛЯЮТ СВЯТЫЕ
Невская А.Л.: «БЛАГОДАТИЮ БОЖИЕЮ ЕСМЬ, ЕЖЕ ЕСМЬ»
Константинова А.А.: «…НА ГОСПОДА УПОВАЯ, НЕ ИЗНЕМОГУ»
Неделя о мытаре и фарисее
Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк), К.А. Авдеева: «БУДЬТЕ В МИРЕ СО ВСЕМИ ЛЮДЬМИ»
Протоиерей Виктор Шиповальников, Дмитрий Клыков: «Я С МАЛОЛЕТСТВА БЫЛ ПРИ ЦЕРКВИ…»
Протоиерей Георгий Трифоновский, Шангина О.В.: ПРИХОД, ЖИВУЩИЙ КАК ОДНА СЕМЬЯ
ЗАЩИТА КАНДИДАТСКИХ ДИССЕРТАЦИЙ
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир: О ПЕРВЫХ ПРАВОСЛАВНЫХ ПРИХОДАХ ТУРКЕСТАНА
Лебедева Е.В.: «ПОЭТИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА ИЗ БЕЛОГО КАМНЯ»
Протоиерей Николай Крикунов: ИСТИННАЯ РЕВНОСТЬ О СПАСЕНИИ
К.Е.Скурат: С 1947 ГОДА И... РАНЬШЕ
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): НЕДОУМЕННЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ НА НИХ
«ОН БЫЛ УСЕРДНЫМ МОЛИТВЕННИКОМ»
Романов Константин Константинович (К.Р.): ИЗ АПОКАЛИПСИСА
ВИКТОРИНА


Публикация:
Журнал «Пастырь»: февраль 2008 г.
стр. 9
02.2008

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011