На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Крылов Иван Андреевич /
Крылов Иван Андреевич


Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Литературное наследие

Воспитание льва

Предыдущая Следующая

И. А. Крылов

  

Льву, Кесарю лесов, Бог сына даровал.

Звериную вы знаете природу:

У них, не как у нас — у нас ребенок году,

Хотя б он царский был, и глуп, и слаб, и мал;

 

А годовалый Львенок

Давно уж вышел из пеленок.

Так к году Лев-отец не шуткой думать стал,

Чтобы сынка невежей не оставить,

В нем царску честь не уронить,

И чтоб, когда сынку придется царством править,

Не стал бы за сынка народ отца бранить.

Кого ж бы попросить, нанять или заставить

Царевича Царем на-выучку поставить?

Отдать его Лисе — Лиса умна,

Да лгать великая охотница она;

А со лжецом во всяком деле мука.—

Так это, думал Царь, не царская наука.

Отдать Кроту: о нем молва была,

Что он во всем большой порядок любит:

Без ощупи шага не ступит

И всякое зерно для своего стола

Он сам и чистит, сам и лупит;

И словом, слава шла,

Что Крот великий зверь на малые дела:

Беда лишь, под носом глаза Кротовы зорки,

Да вдаль не видят ничего;

Порядок же Кротов хорош, да для него;

А царство Львиное гораздо больше норки.

Не взять ли Барса? Барс отважен и силён,

А сверх того, великий тактик он;

Да Барс политики не знает:

Гражданских прав совсем не понимает,

Какие ж царствовать уроки он подаст!

Царь должен быть судья, министр и воин;

А Барс лишь резаться горазд:

Так и детей учить он царских недостоин.

Короче: звери все, и даже самый Слон,

Который был в лесах почтён,

Как в Греции Платон,

Льву всё еще казался не умен,

И не учен.

По счастью, или нет (увидим это вскоре),

Услышав про царево горе,

Такой же царь, пернатых царь,

Орел, Который вел

Со Львом приязнь и дружбу,

Для друга сослужить большую взялся службу

И вызвался сам Львенка воспитать.

У Льва как гору с плеч свалило.

И подлинно: чего, казалось, лучше было

Царевичу царя в учители сыскать?

Вот Львенка снарядили

И отпустили

Учиться царствовать к Орлу.

Проходит год и два; меж тем, кого ни спросят,

О Львенке ото всех лишь слышат похвалу:

Все птицы чудеса о нем в лесах разносят.

И наконец приходит срочный год,

Царь-Лев за сыном шлёт.

Явился сын; тут царь сбирает весь народ,

И малых и больших сзывает;

Сынка целует, обнимает,

 

И говорит ему он так: «Любезный сын,

По мне наследник ты один;

Я в гроб уже гляжу, а ты лишь в свет вступаешь:

Так я тебе охотно царство сдам.

Скажи теперь при всех лишь нам,

Чему учен ты, что ты знаешь,

И как ты свой народ счастливым сделать чаешь?»

«Папа», ответствовал сынок: «я знаю то,

Чего не знает здесь никто:

И от Орла до Перепёлки,

Какой где птице боле вод,

Какая чем из них живет,

Какие яйца несет,

И птичьи нужды все сочту вам до иголки.

Вот от учителей тебе мой аттестат:

У птиц недаром говорят,

Что я хватаю с неба звезды;

Когда ж намерен ты правленье мне вручить,

То я тотчас начну зверей учить

Вить гнезды».

Тут ахнул царь и весь звериный свет;

Повесил головы Совет,

А Лев-старик поздненько спохватился,

Что Львенок пустякам учился

И не добро он говорит;

Что пользы нет большой тому знать птичий быт,

Кого зверьми владеть поставила природа,

И что важнейшая наука для царей:

Знать свойство своего народа

И выгоды земли своей.

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 77
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011