На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Иоасаф (Ульянов)
Архимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

«Нужно, чем возможно, помогать ближним»

Предыдущая Следующая

 

Архимандрит Иоасаф (Ульянов), настоятеля Мценского Петропавловского монастыря оставил воспоминания о Глинском подвижнике, преподобном Макарии (Глухареве). Отцу Иоасафу было 16 лет, когда он познакомился с архимандритом Макарием, прибывшим в Волховский монастырь настоятелем. Именно у архимандрита Макария он прошел школу послушания, пользовался его душеспасительными советами, стал его благодарным учеником, не расставался со старцем до кончины. Данные фрагменты воспоминаний дают живое представление о преподобном, о его деятельной любви к людям, жизненном подвиге.

...Скоро прошел слух, что в Волхов прибыл издалека, с Алтая, отец архимандрит Макарии, знаменитый проповедник, муж благочестивой жизни, прозорливец, ежедневно говорит в церкви поучения и, по большей части, на память, принимает всех к нему приходящих, каждого наставляет в благочестивой христианской жизни, раздает книги по усмотрению, а особенно юным мальчикам и девочкам учащимся, с наставлением каждому, чтобы знали заповеди на память, и прочее...

... В конце св. Литургии он говорил поучение на какой-либо текст из Апостола или Евангелия. Немного прочитавши, он снимал свои очки и говорил народу с толкованием; далее просто объяснял, какие пороки должно искоренять, каких греховных помыслов следует уклоняться; также указывал, какие несообразные с христианским законом местные обычаи волховским жителям нужно оставлять, а равно излагал и прочее ревностно, отечески, любовно, как пастырь добрый...

... В конце Литургии отец Макарий, по обыкновению своему, говорил поучение и притом преимущественно на память. В этот раз он наставлял своих слушателей, как должно жить христианину, чтобы наследовать вечную блаженную жизнь. Между прочим, говорил о семейной жизни и увещевал, чтобы все жили мирно между собою, почитали старших и любили друг друга. В это время он заметил, что одна женщина выходит из церкви, а народ не дает ей свободы выйти. Отец Макарий по поводу сего заметил: «Вот, я вижу, что женщина выходит; ей нужно выйти, а вы ее толкаете, тогда как каждому должно посторониться, и это не любовь к ближнему. Нужно, чем только возможно, помогать ближним, — словом утешать скорбящих, делом вспомоществовать бедным. А то — у тебя много, а другой с семейством живет в недостатке или сироты не имеют дневного пропитания. Между тем сказано: блажени милостивии, яко тии помиловани будут»...

...По окончании обедни, приложившись к чудотворному образу Божией Матери «Тихвинская», он благословлял всех, подходивших к нему. А мне он сказал: «Иванушка! Зайди ко мне». Я, конечно, пошел к нему. Пошли за ним и еще многие из бывших в церкви и направились в его молитвенную.

Отец Макарий вышел к ним, и тут многие из них подходили к нему с разными вопросами. Он отвечал и между прочим говорил: «Вот, я слышу, да и сам вижу, проезжая по городу, что у вас есть обычай весьма неприличный и греховный, а именно: девицы, особенно в праздничные дни пред вечером, собираются на улице. К ним подходят молодые люди и ведут с ними нескромные, неприличные и даже кощунственные разговоры, и притом как тайные, наедине, так и шумные, громко — вслух. Это нехороший обычай, греховный, — душа и ум заражаются развращенностью от пустых предметов таких нескромных уличных разговоров. Старайтесь прекращать это и внушайте своим детям, чтобы они были осторожны и сохраняли себя от помыслов и дел соблазнительных, соблюдая во всем целомудрие. — А вот еще странно и скорбно слышать, что девицы ваши не ходят в церковь Божию даже в праздничные дни, ложно считают это за стыд: подумают, рассуждает иная из таковых, что она-де собирается в монастырь, если ходит молиться в церковь. А также и относительно говенья: если кому-либо на первой или второй неделе Великого поста почему-либо не придется поговеть, то иные оставляют это до другого года. Св. Апостол Павел сказал некогда: «О, безрассудные Галаты!» — а я скажу: «Волховские граждане! — Кто прельстил вас не покоряться истине? Не оставляйте церковного собрания, яко же есть некий обычай, но друг друга подвизайте к оному, — как убедительно внушает верующим тот же Святой Апостол. Посему прошу и благословляю, чтобы все девицы ходили в церковь. Тогда и Бог благословит их в жизни счастливою судьбою, о которой они будут молитвенно просить Его, если на это будет Его святая воля; Он Сам сказал: просите, и дастся вам».

Таковое вразумление отца архимандрита имело благие последствия. Вскоре произошло в жителях г. Волхова много перемен к лучшему, и девицы стали ходить в церковь, по благословению отца Макария стремясь к благочестивой жизни.

Однажды отец Макарий говорил: «Нужно в церкви и в молитвенном собрании не о себе токмо молиться, но и о молящихся с нами, обнимая любовию ближних и говоря: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! помилуй нас и сподоби нас Небеснаго Твоего Царствия». А мне лично он сказал: «Ты, Иван, <...> если оскорбил кого, отца или мать, или кого другого, — то проси прощения у них, поклонившись им в ноги». На это я сказал ему: «Батюшка! я старшую сестру оскорбил». Он как бы гневно сказал мне: «Попроси у нее прощения, поклонившись ей в ноги, — и тогда приди, скажи мне». Это было для меня, как необычайное, весьма трудно. Но я исполнил приказание батюшки, низко поклонился сестре и сказал ей: «Прости меня». Она сильно удивилась сему, — что такое это значит. После того, бывши у отца Макария, я сказал ему, что исполнил указанное им. Он на это мне заметил: «смирение весьма важно и душеспасительно; сделать со смирением поклон своему ближнему — это то же, что как бы со дна моря достать жемчужину».

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 24
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011