На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Маслов Николай Васильевич /доктор педагогических наук, Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского
Маслов Николай Васильевич
доктор педагогических наук
Президент Фонда святого благоверного князя Александра Невского

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Вступительная статья

Основы русской педагогики

Предыдущая Следующая

 

Вопрос об основах русской педагогики важен для современного учительства, поскольку выявление и определение этих отечественных основ позволяет правильно и эффективно построить образовательный процесс. Исторический опыт свидетельствует, что в своей основе и по своему содержанию русская педагогика — педагогика православная.

После Крещения Руси жизнь русского народа, включая и образовательный процесс, строилась на учении Православной Церкви, святоотеческом наследии. Основы русской педагогики нашли свое отражение в трудах отечественных святых — замечательных русских педагогов: святителей Тихона Задонского, Димитрия Ростовского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника, глинских и оптинских старцев, святого праведного Иоанна Кронштадтского и других подвижников.

В наши дни это богатейшее наследие обобщил и систематизировал выдающийся русский пастырь и педагог схиархимандрит Иоанн (Маслов). В его трудах раскрыты цель, принципы, методы православного воспитания и показано, что основой русской педагогики является именно православное воспитание.

Интерес современной системы образования к православной педагогике обусловлен теми высокими результатами, которых она достигла, явив миру людей высокой нравственности, самоотверженности, героев Отечества.

Христианство облагородило мир и дало ему правильное направление во всех сферах деятельности. Именно Россия — как никакая другая страна — явила миру тысячи святых, то есть тех людей, которые являются нравственным образцом для всех поколений, живущих на земле. Не случайно в дореволюционной школе учили на житиях святых — учитесь у них, подражайте им! Меняются правительства, системы образования, наконец, политический строй, а нравственный идеал остается неизменным — вечным!

Святой благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский - великие русские святые, патриоты, много сделавшие для созидания русского государства. Это были люди просвещенного ума, хорошо понимавшие, что надо делать, когда делать и как делать.

Говоря о свойствах святых, святитель Феофан Затворник указывает, какими сверхъестественными способностями они обладали:

 

— зрение раскрывалось до способности видеть далекое и сокрытое (например, преподобный Сергий Радонежский встал и поприветствовал находившегося за десять верст от него святого Стефана Пермского);

— слух - до способности слышать пение ангельское (это отмечали многие русские святые);

— обоняние — до способности чувствовать в вещи запах страсти, с которой она дана (многие святые не принимали приносимые им вещи);

— движение — до способности быть в другом месте, не сходя со своего; ходить по воде как посуху (преподобный Иоанникий Великий, глинский настоятель схиархимандрит Иоанникий в 1912 г.);

— возможность жить почти без пищи. Пример святитель Гурий, архиепископ Казанский.

Будучи ещё в миру, Гурий приобрёл честностью любовь своего господина, и тот поручил ему всё управление домом. Но это возбудило зависть в сослуживцах, и они оклеветали Гурия перед князем, обвинив в прелюбодеянии с его женою. Князь, поверив клеветникам, посадил невинного Гурия в глубокий ров. Два года провёл он в нём блаженный почти без еды, так как ему подавалась пища непригодная для человека: раз в три дня ему бросали по одному снопу овса и давали немного воды.

Уже второй год заключения в темнице был на исходе, когда один из прежних друзей Гурия пришел ночью к нему и предложил доставлять ему приличную пищу. Но Гурий отказался от принятия всякой иной пищи, кроме той, какая ему доставляется, сказав, что «его питает многая и преизобильная благодать Божия». Гурий просил своего друга, чтобы он вместо пищи приносил ему бумагу, чернила и перья для писания азбук, по которым обучают детей грамоте. Эти азбуки Григорий поручил своему другу продавать, а деньги просил раздавать нищим.

Известно, что и дикие звери покорялись святым. Например, преподобный Серафим Саровский кормил медведя, так же как и преподобный Сергий.

Таким образом, у святых мы видим многие сверхъестественные свойства.

А в каком состоянии находится обычный человек? С какими свойствами человека сталкивается каждый день педагог?

Православная педагогика рассматривает человека в трех его состояниях: естественном, неестественном и сверхъестественном. Она исходит из того, что человек был создан Богом как существо совершеннейшее во всех отношениях как по телесной, так и по духовной природе.

Первые люди не знали, что такое грех, и поэтому ум их был проницателен, чист и способен к быстрому восприятию истин. Он легко проникал в сущность явлений. Главное, ум человека был способен различать добро и зло.

У любого из нас каждый день возникает множество проблем, и мы мучительно принимаем решения, не зная, как правильно поступить. А первозданному человеку было присуще понимание сути вещей, и он не знал этих мучений.

Воля человека всегда была направлена к добру, она была сильной, крепкой, человек мог владеть собой. Сердце человека было добрым, он не знал злых, терзающих душу чувств. Это естественное состояние человека.

Что же произошло, когда человек нарушил первую заповедь, которая ему была дана Богом для духовно-нравственного совершенствования? Произошло грехопадение. Грех нарушил целостность природы человека и лишил его Божественных дарований. Падение первого человека нарушило гармонию, отравило и расстроило все его существо, отразилось на всех свойствах и способностях.

1. Утратилась ясность и проницательность ума, извратились все познавательные силы и способности, ум человека стал слеп и неспособен отличать добро от зла, истину от лжи.

2. Немалый вред грехопадение причинило воле человека. Вместо стремления к добру и правде у него появились злые желания. Воля постепенно ослабела.

3. Сердце стало жестким, невосприимчивым к добру, бесплодным. Вместо любви зло оно стало источать.

Святитель Тихон сравнивает сердце человека с каменистой землёй, на которую, хотя и сеются семена, но они остаются бесплодными и часто погибают. Как этот образ понятен каждому учителю, который старается каждый день сеять «разумное, доброе, вечное», а всходы бывают редкими.

Таким образом, первородный грех внес в существо человека полную дисгармонию, порвал те нити, которые соединяли человека с Богом, с добром и заставил его служить злу и страстям. Такое состояние человека, по учению святых отцов, называется неестественным.

Что важно знать каждому педагогу? Губительные следствия первородного греха не ограничились первыми людьми. Они распространились на весь род человеческий путем естественного рождения. До грехопадения человек находился в естественном состоянии, в нем все было прекрасно и гармонично. Состояние неестественное — это состояние после грехопадения, то, в котором находится человечество сейчас и для которого характерна полная дисгармония всех сил и способностей. С пришествием Христа для человека открылась возможность восстановить способности, которые у него были первоначально, вернуть утраченный образ Божий, который был дан человеку. Это состояние является сверхъестественным. Такого состояния достигали святые.

Учение о трех состояниях человека является ключевым для определения цели образования и методов педагогического воздействия. Цель православной педагогики — научить человека, как из неестественного состояния перейти в состояние естественное. Это значит — дать человеку правильное понятие и направление во всех сферах деятельности, облагородить земное общество, научить человека так проводить земную жизнь, чтобы ему стала доступна жизнь вечная.

Православное воспитание необходимо, «чтобы человек мог удобнее достигнуть доступного ему совершенства». Эта цель неизменна во все времена.

Теперь мы можем выделить концептуальное отличие православной педагогики:

Во-первых, православная педагогика исходит из знания свойств и качеств человека в его естественном состоянии.

Во-вторых, не только указывает все страсти и пороки, присущие человеку, но и предлагает средства их искоренения.

В-третьих, православной педагогикой разработаны методы воспитания, которые позволяют человеку сделать главное в его жизни, то есть перейти из неестественного состояния в естественное.

Важно отметить, что если педагог не признает сам факт грехопадения человека, то считает состояние человека после грехопадения со всеми его страстями и пороками естественным, и поэтому не искореняет их, а наоборот, развивает и усиливает. Он призывает человека к совершенствованию, к восстановлению утраченного гармоничного состояния. С другой стороны, не указывая на естественное состояние человека, педагог не указывает идеал воспитания. И, таким образом, оставляет человека в его падшем состоянии.

 

ПРЕДМЕТ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

В наши дни, как правило, учитель прежде всего стремится дать ученику определённую сумму знаний, обучить наукам. В традиционной русской педагогике обучение наукам было лишь составной частью образовательного процесса. Поскольку ум, воля и сердце ученика повреждены и находятся в неестественном состоянии, то основное внимание уделялось именно восстановлению утраченных способностей, что, в свою очередь, позволит быстро и легко усваивать знания.

Образование ума. Перед православными педагогами стояла и стоит задача — вернуть уму человека способность отличать добро от зла, истину от лжи. Для этого, прежде всего, нужно научить детей вере, а потом — другим наукам, раскрыть им основные понятия о Боге, о правилах богоугодной жизни.

Образование воли. Умственное образование тесно связано с утверждением воли в нравственных правилах. Христианские педагоги воспитывают в детях умение направлять свою волю в сторону добра. Воля нуждается в постоянной тренировке. В деле образования воли велика роль дисциплины, которая дает ей христианское направление, воспитывает готовность подчинить свое самолюбие нравственному долгу. Что такое дисциплина и почему православная педагогика уделяет ей такое внимание?

Истинный смысл дисциплины заключается в сознательном установлении такого порядка, который создает наилучшие условия для воспитания добродетели и искоренения пороков. Главное значение дисциплины состоит в таком развитии воли ученика, чтобы он сам стремился к нравственному усовершенствованию.

Образование сердца. Христианская педагогика учит, что сердце есть корень всех дел -добрых и злых. Чем наполнено сердце, такие действия и производит человек. Средства для воспитания сердца направлены на то, чтобы подавить в нем расположение ко злу и насадить добрые чувства. Воспитание чувств -это тема отдельная.

Таким образом, православная педагогика -это прежде всего работа над сердцем и умом ученика, к которой всегда призывали великие русские святые - просветители.

Православная педагогика раскрывает также неизменные нравственные законы, следуя которым человек избегает многих несчастий. Приведём лишь два из этих законов сформулированных в книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского».

1. «Грех без казни не бывает». Это правило должен знать каждый ребёнок с самых ранних лет. В подтверждение этого закона приведём не всем известный пример из Библии.

Саломея, дочь Иродиады, в награду за свой танец попросила у царя Ирода на блюде голову пророка Иоанна Крестителя. История сохранила нам рассказ о её страшной смерти уже в преклонном возрасте. Как-то раз, по неосторожности, Саломея провалилась в прорубь, и льды сомкнулись у неё на шее. Попытки спасти ее не увенчались успехом. Пытаясь вырваться из западни, она извивалась под водой, словно исполняя страшный танец, подобно тому, как в далёкой юности она плясала во дворце Ирода. Приговорив Иоанна Крестителя к смерти с легкостью, даже ни на мгновение не смутившись и не задумавшись, Саломея подписала и свой собственный приговор, и не только к страшной погибели земной жизни, но и к вечной погибели.

2. «Плохое воспитание есть начало злу, которое из поколения в поколение возрастает». Этот закон ставит перед нами задачу огромной важности создать такую систему воспитания в России, чтобы в следующем поколении наших соотечественников зло не возросло, а уменьшилось. Сделать жизнь россиян добрее, счастливее и плодотворнее!

Н. В. Маслов,

президент Фонда святого благоверного князя

Александра Невского,

доктор педагогических наук


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 2
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011