На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Егорова Галина Ивановна /Проректор Московской педагогической академии
Егорова Галина Ивановна
Проректор Московской педагогической академии

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: На разных широтах

Девическое воспитание и благополучие общества

Предыдущая Следующая

 

Среди учебных пособий и методической литературы написанных в помощь работникам образования по вопросам воспитания: выделяется книга, на обложке которой изображена благородная, скромная русская девушка. Книга называется «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Написанная в XIX веке, она раскрывает огромное значение правильного воспитания девушек. Приведу цитату: «Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу... Когда же женщина не исполняет свой долг, тогда в семействах нарушается порядок, целое распадается на части, отец восстает против сына, сын против отца, брат против брата; и все взаимно разрушают свою честь и достояние. Семейные смуты сказываются на обществе: из-за них подавляется чувство чести и правоты, теряется доверие, начинаются раздоры и тяжбы, происходит упадок деятельности, слабеют промышленные силы народа, умножается бедность и приходят в расстройство дела общественные. К таким последствиям приводит разнузданность женщин». Эти справедливые слова принадлежат известному глинскому старцу XIX века иеромонаху Порфирию (Левашову).

Одаренный талантом слова, иеромонах Порфирий известен как замечательный нравоучитель и публицист. В духовном журнале «Странник» были опубликованы многие его статьи. В деле укрепления государственности, нравственных устоев общества отец Порфирий особое внимание обращал на воспитание девушек и в 1866 году написал книгу «О воспитании девиц в духе истинно христианском».

Отец Порфирий прежде всего обращал внимание на то, что неправильное воспитание девочек и девушек располагает их к безнравственности, праздности, рассеянности, легкомыслию и неразлучной с ними расточительности. Оттого девушки на новом, то есть супружеском, поприще, более суровом и трудном, чем оно представлялось им в воображении, мало способны к домашним занятиям и семейным радостям. Они и сами тяготятся своим положением, и другим бывают в тягость. Оттого супружеская жизнь и теряет свою цену: человек молодой по многим соображениям признает более выгодным оставаться холостым, чем вступать в брачные обязательства. А что выходит из этого? — Позор и бесславие в обществе!..

В самом деле, сколько гибнет девушек и женщин, сколько расторгается браков, сколько уродуется людей из-за беспечной и разгульной жизни, сколько младенцев истребляется в самом зародыше и сколько появляется сирот, отверженных матерями. Такой повсеместный разгул зла заставляет обратить особое внимание на воспитание девушек в истинно христианском духе.

И мы, преподаватели и воспитатели, ясно видим, что именно в школе, как ни в одной другой сфере жизни, сконцентрированы как созидательные, так и разрушительные явления нашей жизни. В этих явлениях, в понятиях добра и зла нужно помочь разобраться девочке, девушке. Кто, как не семья и учителя, могут и должны сделать все, чтобы помочь ребенку не потеряться в этом мире, понять его и свое предназначение в нем.

Изучая историю, читая с детьми литературные произведения, проводя внеклассные мероприятия, мы можем знакомить учащихся с такой важной, серьезной и очень своевременной темой, как нравственная красота души, красота внутренняя и внешняя, взаимоотношения в семье.

Современные дети пишут в своих сочинениях, что в наше время очень часто встречаются девушки и женщины, обладающие отрицательными качествами, а именно: пьют, курят, принимают наркотики, общаются ради денег и подарков, ругаются, не уважают родителей и старших. Они бывают развязными, невежественными, распущенными, безразличными к своим детям, легкомысленно одетыми, интересующимися только своей внешностью. Краткий отрицательный, но реальный нынешний портрет современной девушки: «размалеванная девчонка с пивом в руке и сигаретой во рту».

Но отрицательный портрет мы встретим и в сочинениях иеромонаха Порфирия, писавшего о падении нравов в России в середине XIX века и ослаблении девичьего христианского воспитания. Главные эпитеты, которыми пользуется иеромонах Порфирий, описывая девушку высшего света, следующие: неблагочестивая, склонная к развлечениям, театрам, танцам, нарядам, к чтению безнравственных книг, мало способная к домашним занятиям и радостям семейным, беспечная, разгульная, дерзкая, гордая, расточительная, разнузданная. Иеромонах Порфирий провидел, что потеря христианского воспитания девиц может привести к семейным смутам.

Беседуя с учениками, мы задаем вопрос: «Какой бы вы хотели видеть современную девушку?» Многие юноши называют следующие качества: умная, красивая, справедливая, добрая, внимательная, чистая, общительная, самоотверженная, женственная, чуткая, преданная любимому человеку, хозяйственная, аккуратная.

Прочту несколько выдержек из сочинений детей: «Идеал женщины издавна состоял в том, чтобы быть хранительницей домашнего очага. Каждая девушка должна понимать это и готовить себя к этому»; «Женщина — прежде всего мать, которая должна воспитывать своих детей и согревать семейный очаг. К сожалению, в наше время очень мало таких девушек, они сначала делают свою карьеру, а о детях не думают».

На уроках можно привести учащимся цитаты из книги отца Порфирия. Он писал, что ничто так не возвышает женщину, как благочестие — признак духовно живущего человека. «Наружная красота стареет и блекнет, а благочестие облекает жену в красоту неувядаемую». Путь благочестия — узкий путь смирения, послушания, терпения и кротости. Широкий — путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия. Признаком благочестия является любовь, удаление от соблазнов мира сего. «Жена благочестивая — трудолюбива, скромна, кротка, сострадательна, уважительна ко всем, примерная мать, добрая хозяйка и верная спутница мужу. Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу. Если женщина забывает об этом, тогда в семьях нарушается порядок». Эти мысли, изложенные почти полтора века тому назад, очень близки и нам.

В какой мере следует соблюдать дисциплину при воспитании девушек? Чтобы сохранить в них чистоту ума и сердца и воспитывать благочестивые чувства, писал старец Порфирий, необходимо устранять девичьи взоры от нелепых представлений, стараться, чтобы до их слуха не доходило ничто безнравственное, поддерживать в них скромность и простоту. Одним словом, необходимо устранять все случаи и поводы, служащие им к соблазну. Нынешняя педагогика больше направляет детей к свободному познаванию мира. Потому-то она и не стережет детей так строго, как стерегли их древние, но предоставляет им опытно познавать себя, вводит их преждевременно в борьбу с соблазнами, чтобы самою борьбою с ними развить и укрепить духовные и нравственные силы их. Но не опасна ли такая попытка?

Если в зрелом возрасте человек с большей стойкостью противостоит искушениям, то как полагаться в этом на возраст юный, ни в чем не искушенный и ко всему доверчивый? «Дети еще прежде, чем начинают сознавать себя, подвергаются действиям соблазна; так что, когда приходит сознание, они бывают уже наполовину испорчены...

С Природой устроено так — чем нежнее и благороднее плод, тем заботливее он укрывается и защищается. Возьмите, например, пшеничное зерно: мало того, что оно повито плевою, ему служит еще охранением колючее остие, чтобы ни птицы не похитили, ни солнечный зной не опалял его. Все произведения природы родятся и воспитываются в неведомой тайне. Тайна — едва ли не первое условие их совершенства. Алмаз не был бы таким, если бы природа не заключила его в подземные свои тайники: там он оседает, крепнет, кристаллизуется и становится пригоден для высоких потребностей. Таковым должно быть и девичье воспитание.

Девицы, чем неразлучнее с семейным своим кругом, чем удаленнее от этих блестящих сцен света, чем в большей простоте сердца возрастают, без всяких притязаний на искусство нравиться, тем они прекраснее, тем невиннее и, следственно, тем счастливее и для общества полезнее.

И еще одним даром, преимуществом природа наделила женщин пред мужчинами — стыдливостью, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями».

«Будь стыдлива не пред другими только, но и пред самой собою!» — учил старец. — «Стыдливость несправедливо принимают в девушках за признак их необразованности: это естественное свойство девической скромности и чистоты. Преблагословенная Дева Мария, услышав поздравление от Ангела, смутилась, приняв его за обыкновенного мужчину, и от стыдливости не могла ни отвечать ему взаимным приветствием, ни сказать что-либо, прежде чем узнала, что видит пред собою небесного благовестника. Какой многозначащий урок для девушек!»

И еще одну цитату из книги иеромонаха Порфирия хочу привести: «Нынешнее воспитание девиц направлено, главным образом, на развитие в них способности нравиться. Наряды становятся вульгарными, порочными, принося вред душе и телу. А меняя национальную свою одежду на иноземную, вы как будто переноситесь в чужой свет, вы подчиняетесь иноплеменному вкусу и образу мыслей. Этот процесс приспособления к иноземному приведет вас далее — к стремлению к другому образу жизни. Потому-то в истории народов за незначительными в начале нововведениями или изменениями почти всегда следовали великие перевороты».

Непонятно, скажут иные, каким образом иностранная одежда может иметь влияние на нравственное чувство? Ответ читаем в книге старца Порфирия: «Символический язык доступен нам, как и членораздельный. Костюмы — тоже символы: в них можно видеть постепенный ход и развитие образованности, вкуса и самих страстей; одежда еще в глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека».

Нужно ли говорить о стиле одежды? Да, нужно, потому что проблема одежды имеет непосредственное отношение и к вопросам веры и к внутренней красоте. Одежду имеет каждый человек. Это вещественное, внешнее начало, проникающее всюду. Старец Порфирий писал: «Вот и наряды, которыми девицы особенно занимаются и которые кажутся безвредными, невольно располагают их к помыслам искусительным и мало-помалу ослабляют чувство скромности».

Агрессивная мода, культивирующая всевозможные грехи, все более вытесняет традиционную национальную культуру одежды и становится средством формирования новой морали, бросающей вызов христианским ценностям. Учителям и воспитателям важно сознавать эти тревожные тенденции и противостоять им в своей просветительской деятельности, раскрывая истинную красоту и целомудрие нашего традиционного стиля одежды.

Стиль одежды в жизни человечества имеет свою историю и прошел ряд этапов. На протяжении многих столетий человеком в его отношении к одежде руководил страх Божий. В основе стиля одежды лежали нравственные установки, основанные на Библейских заповедях. Целомудренный стиль призван был не только свидетельствовать о внутреннем отвержении от греха человека, носящего такую одежду, но и подавать пример такого же отвержения для окружающих.

Впоследствии начался процесс отрыва внешнего от внутреннего, и вследствие этого стиль одежды стал подчиняться страстям и похотям, ибо призван был разжигать страсти и похоти в других.

Утративший связь с христианской моралью и исполненный искушений новый светский стиль одежды, получив широкое распространение, стал активно воздействовать на душу человека, растлевать ее. Одежда стала культом, идолом, внешнее неуклонно подчиняло себе внутреннее, заставляя душу отказаться от веры, забыть ее и даже бросить ей вызов.

Нужно помнить слова старца Порфирия: «Костюмы — вещи бездушные, часто уродливые и бессмысленные — сильно действуют на душу».

Христианское воспитание девушки, по словам старца, предполагает воспитание в ней качеств, заложенных самой природой в женщине, ведущей к естественному предназначению ее, — жить для счастья семьи, всегда и во всем быть верной своему долгу, мудрой и доброй хранительницей дома и семьи. Это достигается через воспитание самого лучшего украшения девушки и верного залога будущего его через счастья — невинности, чистоты души и помыслов, трудолюбия и терпения, — воспитание на высоких нравственных, национальных и духовных традициях и обычаях страны, где ей суждено было родиться. Потому-то и следует готовить девушек с детства ко всем жизненным обстоятельствам, чтобы они умели жить и в скудости, и в изобилии, и в счастье, и в горести. В этом-то и состоит вся важность христианского воспитания. Мы только должны помнить, что возврат к

христианскому воспитанию девушек — дело не одного десятилетия. Многие годы женщине внушали идеи равноправия и карьеры. Сменить этот стереотип будет не легко, но с Божьей помощью и трудами каждого на своем месте это возможно! И результаты видны уже сейчас. Многие жены становятся домохозяйками и воспитывают своих детей в христианских традициях. «Ведь все великие люди моральными своими доблестями были обязаны высокому благочестию матерей». А сколько примеров святых жен и добрых благочестивых женщин всех времен! Сколько их и сейчас вокруг нас! О них надо говорить детям и молодежи, на их примерах учить строить крепкую, надежную семью — основу всякого государства.

Приведу фрагмент урока в 9 классе по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Работа идет по последней, 8-ой главе. Уже многое сказано о Татьяне, о ее глубокой и самоотверженной любви к Онегину, видевшему в мире только себя. Он, для кого главный закон жизни — это закон хотения, закон угождения своему «я», поражен «законодательницей бала» — Татьяной, прежней «уездной барышней», отвергнутой им несколько лет назад. «Ужель та самая Татьяна?» — недоумевает Онегин. Впервые что-то шевельнулось в его «холодной и ленивой» душе. Что же видит столичный повеса?

 

Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех,

Без притязаний на успех,

Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей... <.. .>

 

К ней дамы подвигались ближе;

Старушки улыбались ей;

Мужчины кланялися ниже,

Ловили взор ее очей;

Девицы проходили тише

Пред ней по зале: и всех выше

И нос и плечи подымал

Вошедший с нею генерал.

 

Но обращаюсь к нашей даме.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

 

Сей Клеопатрою Невы:

И верно б согласились вы,

Что Нина мраморной красою

Затмить соседку не могла,

Хоть ослепительна была.

 

Чем поражен Онегин? Размышляя над поставленными вопросами, находим с детьми разгадку: «Все просто. Онегин впервые в жизни увидел истинную женскую красоту».

Оказывается, настоящая красота не хочет никого привлекать, в противном случае она приобретает элемент вульгарности, фальши. «Красота естественна, а всякое украшение от дьявола», — читаем в «Симфонии...».

Действительно, Пушкин не обращает внимания на внешность своей героини. Какого роста была Татьяна — высокая, статная, крепкая? Какие у нее волосы, глаза? Мы этого не знаем. Известно лишь, что никто не мог бы назвать ее прекрасной: во внешности героини не было ничего, что могло бы быть сопоставлено со светской красотой ослепительной «Нины Воронской», все-таки не затмившей естественность и душевную чистоту «милой Татьяны».

Напоминаю своим воспитанницам, что еще апостол Павел высказывал желание, чтобы «жены одевались пристойно, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос или золотом, или жемчугом, или драгоценной одеждой, а добрыми делами».

Любимая героиня Пушкина была в этом отношении совершенно беспечна. Она просто не делает глупостей. «Не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей...»

«Денди лондонский», Онегин видел и красавиц, и красоток, но здесь, впервые увидев настоящую красоту, поразившую его своей естественностью и чистотой, он стал «будто поверженный громом».

Так, обсуждая на уроке лишь небольшой фрагмент из литературного произведения, мы пришли к осознанию важного понятия — «красота», в основе которого — красота духовная. Вспомним известные строки:

...Так что такое красота? <.. .> И почему ее обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота? Или огонь, мерцающий в сосуде?

Как же посветлели лица тех девочек в классе, которые считали себя невзрачными, и каким свежим взглядом посмотрели на себя те, кто старался привлекать, хотел нравиться, понимая теперь, что это вовсе не значит быть красивой.

В заключение хочу напомнить совет отца Порфирия: «Отцы и матери, учителя! Запечатлейте в вашей памяти ту истину, что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не их состоянию и богатству, а своим добродетелям и благонравию, и это — наилучший дар, который они некогда должны принести своим женихам. Есть возможность утратить им подчас какое-либо материальное, но никогда не утратят они то, что собрано и хранится в их собственных душах. Положите же для себя правилом — воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всей осмотрительностью, как драгоценные залоги народного благоденствия. Пусть они растут и красуются под вашим кровом, в невинной простоте, на родной почве, питаясь чистыми стихиями благочестивой жизни и коренных русских обычаев, без примеси иноземных обычаев. Ограждаемые страхом Божиим, они созреют и принесут плоды, достойные вашего попечения».

Г.И. Егорова,

проректор Московской педагогической академии,
заместитель генерального директора

радиостанции «Народное радио»


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 16
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011