На главную страницу
 
Долг служения Отечеству
Журнал «Глинские чтения»: сентябрь-октябрь 2007 г. К оглавлению
Автор публикации:
Серафим (Романцов) /Схиархимандрит
Серафим (Романцов)
Схиархимандрит

Работы этого автора

Иллюстрации:
(Клик для увеличения)

Раздел: Эпистолярное наследие

«Мир душевный выше всего»

Предыдущая Следующая

 

Схиархимандрит Серафим (1885-1976), в миру Иван Романович Романцов, - один из великих Глинских старцев. Поступил в Глинскую пустынь в 25 лет, в период после Великой Отечественной войны был духовником обители. Дважды пережил закрытие Глинской пустыни. Был арестован и работал на строительстве Беломорканала. Нашел приют в Абхазии, где до самой своей кончины служил в кафедральном соборе Сухуми.

Время не сохранило ни даты его писем, ни имена адресатов. Но оно донесло живое слово наставлений старца, одновременно прямое, строгое и согретое отеческой любовью. Можно представить себе, какое благотворное действие имели эти письма на души его духовных чад в годы безбожия и глумления над верой. Сердце и сегодня откликается на их врачующее прикосновение.

 

Ваше Высокопреподобие, дорогой о Господе собрате отче И.!

По крайнему недостатку времени пишу вам письмо, пришедши из церкви вечером в ... часов. Что вам писал, то и теперь скажу, что всего необходимее для спасения смирение и истинное, внутреннее убеждение, что вы хуже и грешнее всех и всего, но это — величайший дар Божий и приобретается он многими трудами и потами. Тогда человек в душе своей ощущает такое спокойствие, которое никакими человеческими словами неизъяснимо. Ищите денно и нощно этот драгоценный бриллиант. Истинно смиренный всех, как себя, любит, никого даже и мысленно не осудит, всех сожалеет, всем желает спастись, видит свою греховную нечистоту и со страхом помышляет, как будет отвечать на Суде Божием, но не предается отчаянию или унынию, а твердо уповает на Воздаятеля и Спасителя своего. Истинно смиренный, если имеет какие от Бога дарования: молитву, или слезы, или пост, или иное что то все оное тщательно скрывает, ибо похвала людская, как моль или ржа, все изъедает. Вот я грешный, что мне Господь внушил написать вам, то и написал. Простите за малое писание по недостатку времени. Душевно Вам желаю преуспеяния в жизни духовной. Остаюсь ваш убогий Богомолец

Недостойный Серафим
Молитвами преподобного Сергия и старцев наших святой обители нашей да благословит тебя Господь начать учение и окончить во славу Божию.

 

***

«Не судите, да не судими будете» Ни что столько не прогневляет Бога, ни что так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие или осуждение или уничижение ближнего. Почему мы не осуждаем лучше самих себя и наши грехи, которые мы достоверно знаем и за которые должны будем дать ответ пред Богом? Зачем восхищаем себе суд Божий? Чего хотим от Его создания? Не должны ли мы трепетать, слыша, что случилось с Великим оным старцем, который узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: «О, худо он сделал!» Тогда Св. Ангел принес к нему душу согрешившаго и сказал ему: «Посмотри, тот кого ты осудил, - умер, куда повелишь ты поместить его, в царство или муку?» Есть ли что страшнее той тяготы? Ибо что иное значат слова Ангела к старцу, как не сие: «поелику ты судия праведных и грешных, то скажи, что повелишь о смирении душе сей? Помилуешь ли ты ее, или предашь мучению?» Св. Старец пораженный сим, все остальное время жизни своей провел в стенаниях, слезах и в безмерных трудах, молясь Богу, чтобы он простил ему тот грех - и это уже после того, как он пав на лице свое к ногам Св. Ангела, получил прощение. Ибо сказанное Ангелом: «Вот Бог показал тебе, какой тяжкий грех осуждение, чтобы ты более не впал в него», уже означало прощение; однако душа старца до самой смерти его не хотела более утешиться и оставить свой плач. Итак, чего хотим мы от своего ближнего? Чего хотим от чужой тяготы? Есть у нас о чем заботиться, братия! Каждый да внимает себе и своим грехам. Одному Богу принадлежит власть оправдывать и осуждать, поелику он знает и душевное устроение каждого и силу, и образ воспитания, и дарования и телосложение, и способность; и сообразно с этим судит каждого, как Он Сам Один знает. - Действительно случается, что брат погрешает по простоте: но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей твоей жизни; а ты судишь и осуждаешь его, и отягощаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения; и Бог видит труд его и скорбь, которые он как я сказал, подъял прежде согрешения и милует его. А ты знаешь только сие согрешение; и тогда, как Бог милует его, ты осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил перед Богом о сем? Ты видел грех его, а покаяния его не видел. Иногда же мы не только осуждаем, но и унижаем ближнего. Уничижение есть то, когда человек не только осуждает другого, но и презирает, т.е. гнушается ближним и отвращается от него, как от некоей мерзости: это хуже осуждения и гораздо пагубнее. Хотящие же спастись, не обращают внимания на недостатки ближних, но всегда смотрят на свои собственные и преуспевают. Таков был тот, который, видя, что брат его согрешил сегодня, вздохнул и сказал: «Горе мне! Как он согрешил сегодня, так согрешу и я завтра». Сказав: «так и я завтра», он внушил себе страх и попечение о том, что и он в скором времени может согрешить и так избежал осуждения ближнего. Притом не удовлетворился этим, но и себя повергнул под ноги его, сказав: «И он (по крайней мере) покается о грехе своем, а я не покаюсь, как должно, не достигну покаяния, не в силах буду покаяться». Видишь просвещение Божественной души? Мы же, окаянные, без разбора осуждаем, уничижаем, если что заметим, видим или услышим или только подозреваем; и что еще хуже, мы не останавливаемся на своем собственном вреде, но встречая и другого брата, тот час говорим ему: то и то случилось, и вредим ему, внося в сердце его грех. И не боимся мы сказавшего «Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Авв. 2, 15) - но совершаем бесовское дело и нерадим о сем. Ибо что иное делать бесу, как и не смущать и не вредить. А мы оказываемся помощниками бесу, на погибель свою и ближнего; ибо кто вредит душе, тот содействует и помогает демонам, а кто приносит ей пользу, тот помогает Св. Ангелам. От чего же мы впадаем в сие, как не от того, что нет в нас любви. Ибо если бы мы имели любовь, то с соболезнованием и состраданием смотрели бы на недостатки ближнего, как сказано: «Любы покрывают множество грехов. Любы не мыслит зла, вся покрывает» и прочее... (1 Кор. 13, 5).

Аминь. Недостойный Серафим

 

* * *

Милость Божия буди с вами!

Спасайся о Господе со страхом и усердием ради вечного блаженства. Гори всегда как свеча пред Богом. В Нём вся наша радость, утешение и покой. Если тебя постигла скорбь, тяжкая, мучительная болезнь, принимай её как от руки Божией. Болезнь часто нам посылается за грехи наши. Ведь в скорбях мы всегда делаемся ближе к Богу. Главное - никогда не отчаивайся в болезни. Господь посылает её по безграничной любви своей к нам грешным и недостойным. Ты сама восчувствовала и знаешь хорошо, как болезнь приводит и приближает к Господу, горе наше в том, что мы бываем очень нетерпеливы и малодушны. А ведь кто принимает болезнь и всевозможные скорби и лишения как от руки Божией, тех Господь спасает. А в спасении вся наша радость и цель жизни. Мы подвиги, посты, бдения не можем нести по своей немощи, какие раньше несли святые угодники Божий, подвижники, зато Господь милосердный, по своей неизреченной любви к роду человеческому, желающий всем спасения, и посылает нам болезнь вместо подвигов, но сверх сил болезнь не даётся. Его Святой воле известно, в какой мере мы можем понести её, а от нас требуется только беспрекословное подчинение Его Святой Воле. В такой болезненной скорби святые отцы советуют всегда призывать на помощь милосердного Господа, Матерь Божию и святых угодников. Кроме того, с полным смирением, кротостью, многотерпением переносить тяжкую свою болезнь, видя в ней великую милость Божию, полезную нашему спасению. Так что, сестра, и я, благожелатель твоего спасения, прошу и призываю тебя в смирении и терпении переносить данный Богом тебе тяжкий, но славный Крест для приобретения вечной райской обители и радостного пребывания всегда с Господом. Для облегчения твоего и утешения советую тебе приобрести непрестанную молитву Иисусову. Старайся, как можно чаще повторять великие святые слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную». Имея при этом полное смирение и сокрушение в своих грехах, считая себя ниже и хуже всех, и тогда ты восчувствуешь такую радость на душе, что и описать невозможно. Тебе и болезнь будет казаться уже более выносимой и посильной, и свет Божественной благодати озарит твою душу. И в таком блаженном состоянии ты будешь рада пребывать всю свою жизнь, хотя и многоболезненную и трудную, так как твоя душа соединится с вечным сладчайшим Богом здесь, и в будущей жизни такое блаженное состояние перейдёт с тобою в вечность. Терпи, смиряйся о Господе. Матерь Божия да покроет Вас Покровом Милости Своея. Если поправишься от болезни, то поезжай в обитель.

Недостойный Серафим

 

***

Милость Божия буди с вами!

Мир душевный выше всего, выше поста и молитвы. За обидчиков молись: они твои друзья, через них тебе Господь даёт венцы, а если ропщешь, то лишаешься венцов. Следовательно, избегай любопытства, пересудов и всего лишнего, не относящегося к тебе. Каждый день готовь себя к искушениям и скорбям и всякого рода обидам, клеветам и тому подобное, знай, это к тебе милость Божия идёт. За претерпение всего станешь в ряды мучеников и без других подвигов сподобишься Царствия Небесного. Помни главное: считай каждый день последним и проведи его в страхе Божием и с сокрушением сердечным. Сокращай суету, избегай празднословия. Памятуй о Боге и взывай к нему с покаянием.

Не суди и не осуждай никого, иначе себя осудишь. Не разбирай чужих мыслей, дел, кляуз и сплетен. Это враг старается рассеять: тебя и отвлечь от молитвы.

Знай Бога, храни Его заповеди, слушай духовного отца. От ближних принимай в душу только доброе, что согласно с заповедями Божиими.

Желаю вам здравия, мира и спасения. Недостойный Серафим

 


Источник:      Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.


Предыдущая Следующая
Обложка:

Оглавление
Маслов Н.В.: Основы русской педагогики
День памяти митрополита Симона (Новикова)
9 сентября - День Ангела схиархимандрита Иоанна (Маслова)
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Проповедь в день преставления святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова
Бобылев Б.Г.: «Глинские чтения» на земле Болгарии
Егорова Г.И.: Девическое воспитание и благополучие общества
К выходу в свет «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» на болгарском языке
Памяти преподобного Макария Алтайского
Архимандрит Иоасаф (Ульянов): «Нужно, чем возможно, помогать ближним»
Святитель Иоанн Златоуст: «Если вы воспитаете своих сыновей, то они в свою очередь воспитают своих»...
Схиархимандрит Иоанн (Маслов): Святитель Тихон Задонский и дети
Маслов Н.В.: Русская школа в XIX веке: сохранение религиозных начал
Методическое объединение при Московской педагогической академии
Нефедова Ю.В.: Зло, посеянное в детях, умножается во внуках
СЕМЬЯ
Богачева Т.Н.: Чему учить детей, за что и как наказывать
Меньшенина С.В.: Культура речи и риторическая грамотность педагога
Богачева Т.Н.: Задача изящного искусства — приближать к истине
Толстой Л.Н.: Смоленская икона Божией Матери на Бородинском поле
И. А. Крылов: Воспитание льва
Схиархимандрит Серафим (Романцов): «Мир душевный выше всего»
Суворов А.В.: «Различай предметы истинные, сомнительные и ложные»
В. Даль: День Ангела
В. Солоухин: Ножичек с костяной ручкой
Б.Александров: В стране зеленой
Московская педагогическая академия


Публикация:
Журнал "Глинские чтения" сентябрь-октябрь 2007 г.
стр. 79
10.2007

На главнуюНа главную
К оглавлению
 
  Глинские чтения    2011